Евгений Сатановский Россия Президент Института Ближнего Востока обновлено January 1

Категории

Теги автора Давид Левин

Архивы

Обзор статей » Политика

  • Израиль и геноцид армян

    Признавать или не признавать геноцид армян в Турецкой империи – вопрос, который готовится обсуждать комиссия израильского Кнессета по образованию, культуре и спорту. Ее глава Алекс Миллер и заместитель министра иностранных дел Дани Аялон высказались против, полагая, что Израиль в настоящее время просто не может себе позволить последовать недавнему примеру Франции, рискуя окончательно торпедировать отношения с Турцией и охладить их с Азербайджаном. Глава правительственной коалиции в парламенте Зеэв Элькин и спикер Кнессета Реувен Ривлин - за, не менее обоснованно считая, что интересы Баку этот вопрос не затрагивает, являясь чувствительным местом исключительно для Анкары, которая союзником Иерусалима более не является, разорвав стратегическое партнерство с Израилем, исходя из собственных долгосрочных политических интересов. 

    С морально-этической точки зрения вопрос ясен: геноцид армян в Оттоманской империи – такой же факт истории, как Холокост, геноцид цыган или африканских этнических групп, самыми известными из которых были тутси в 90-е и жители суданского Дарфура в 2000-е годы. Не признавать его из политических, ведомственных или личных соображений можно сколь угодно долго – политика насквозь пропитана двойными стандартами, но от признания или непризнания он быть фактом не перестанет. Резоны противников признания ясны: в отличие от США, Франции, России, Ирана или стран арабского мира армянская община в Израиле невелика и ее влияние весьма скромно. Турция же, сохранив экономические отношения с Израилем, охладила отношения военно-политические настолько, что в преддверии столкновения с Ираном дополнительной нагрузки они могут просто не выдержать, а полный их разрыв Израилю совершенно не нужен. Ему и без того, скорее всего, предстоит в ближайшей перспективе воевать не только против Ирана и военизированных группировок – палестинских на юге и ливанских на севере, но и против Сирии, а в перспективе среднесрочной - против Египта, новый парламент которого практически наверняка разорвет Кэмп-Дэвидский договор. Для полноты картины только Турции среди военных противников Израилю и не хватает. 

    Анкара, точнее - руководство правящей в стране ПСР, после успешной провокации с «флотилией свободы» активно разжигает турецко-израильский конфликт. Турецкая армия – серьезный противник и если в потенциальном столкновении из-за газового шельфа в Восточном Средиземноморье против Турции выступят единым фронтом США, ЕС и Россия, защищая интересы греческого Кипра, во всех прочих сценариях Израилю придется противостоять новой Оттоманской Порте в одиночку. 

    Азербайджан вполне отдает себе отчет в том, насколько в его интересах проводить внешнюю политику, независимую от его соседей – Турции, Ирана и России в равной степени, однако его собственная история конфликта с Арменией из-за Карабаха не оставляет Баку свободы выбора: поддержка армянской позиции по любому вопросу, автоматически расценивается там чрезвычайно негативно. Значение Азербайджана для Израиля достаточно велико даже без учета иранского фактора, не учитывать который Иерусалим, потерявший турецкую поддержку, не может. 

    Сторонники признания Израилем геноцида армян полагают, что это наилучший из возможных ответов исламистской тройке, дирижирующей современной турецкой политикой: премьер-министру Реджепу Тайипу Эрдогану, президенту Абдулле Гюлю и министру иностранных дел Ахмеду Давутоглу за их антиизраильские действия – и они правы. Обвиняя Израиль в нарушении прав палестинцев, турецкое руководство остро воспринимает намеки на наличие собственных «бревен в глазу», к числу которых можно отнести далеко не только геноцид армян, изгнание греков или притеснения курдов. Вопрос не в том, был геноцид армян или нет, но в том, что именно предпримет Турция в отношении еврейского государства, когда его признание станет частью официальной израильской политики. Вопрос не праздный, поскольку на повестке дня широкая гамма возможных последствий - от поставок турецкого оружия радикальным арабским группировкам до координации антиизраильских действий объединенного исламского фронта, включающего Турцию, арабские страны и Иран. Последнее вполне возможно, если вспомнить историю направленных против Дании инцидентов в Иране и арабском мире из-за «карикатурного скандала» и недавнюю совместную операцию Анкары и Тегерана против курдских боевиков в Северном Ираке. 

    Еще один аргумент тех, кто полагает официальное признание Израилем геноцида армян на современном этапе неуместным – зависимость армянской диаспоры на Ближнем Востоке от враждебных Израилю политических режимов. Многочисленные армянские общины Сирии, Египта и Ирана, не говоря уже о ливанском спюрке и малых общинах арабских стран, уязвимы и под угрозой уничтожения не могут быть ни союзниками Израиля, ни посредниками в его отношениях с соседями по региону. Их тесные связи с правящими элитами противников Израиля, скорее, превращают их в союзников его врагов. История партнерских отношений Иерусалима с ливанскими христианами торпедирует любые попытки восстановления союзов такого рода: действия маронитов в Сабре и Шатиле нанесли ему больший урон, чем вся диверсионно-террористическая война ООП против Израиля с территории ливанского «ФАТХленда». Ереван, в свою очередь, дорожит сегодняшними отношениями с Тегераном и не будет ставить их под угрозу ради Израиля. 

    Как следствие, вопрос о признании Израилем геноцида армян в Кнессете может «зависнуть». При всем том еще несколько лет назад сама возможность постановки этого вопроса блокировалась турецким лобби, в состав которого входила большая часть членов правительства, включая министров силового блока. Многие из этих людей в силу преклонного возраста ностальгируют по временам, когда отношения Израиля с Турцией были безоблачными, не понимают причин, заставивших ее руководство сменить курс, и полагают необходимым задобрить Эрдогана – в том числе по вопросу о геноциде армян, коль скоро вопрос этот вызывает у него столь резкую реакцию. Поскольку на Ближнем Востоке по-прежнему уважают только силу, им это вряд ли удастся. Ни врагов, ни друзей Израилю такое развитие событий не прибавит – соотношение их устойчиво и не в пользу Иерусалима. Однако, что-то сдвигается: сквозь пелену иллюзий, доминировавших в израильской элите 20 лет, прорывается реальность. В том числе - ценой борьбы за признание геноцида армян предшествовавшего Холокосту, к которому мир отнесся так же равнодушно.

    NewsWe

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
1 комментарий
  • Viktor Kurjanov
    Viktor Kurjanov Как правило, политика творится в угоду меньшинства. К сожалению, "толпа" равнодушна,т.к. лишена исторической памяти "теми еще политиками". С удовлетворением отмечаю, что в большей мере это не касается еврейского народа. Думаю, что с учетом "меньшинства" ...  больше
    January 7