Земля Израиля была сотворена раньше другой материи и, поскольку до нее существовал только бесконечный свет, она представляет собой связующее звено между духовным и материальным миром. И именно на ней было сформировано тело Адама, способное вместить в себя душу, благодаря которой первый человек получил способность видеть, слышать и говорить, обрел понимание сути всех творений, их места в мире и предназначение каждого из них. И поэтому в день своего сотворения Адам мог дать имена животным, отразив в них то, ради чего каждое было сотворено. И все это происходило на земле Израиля, а за ее пределами было бы невозможно. Так же и потомки Адама, стремящиеся к святости, могут достичь высокого духовного уровня, позволяющего получать пророчество, только в пределах святой земли. И об этом сказал пророк: «…Всесильный Б-г… дающий высокую душу народу (живущему) на ней и дух (всем) ходящим по ней» (Йешаяу, 42:5).
Иными словами, в земле Израиля, где духовный мир ближе к материальному, душа может проявить себя полнее, чем в каком бы то ни было другом месте.
Праведник
Йосеф считал, что его духовный уровень не зависит от того, находится он на святой земле или за ее пределами. И, действительно, попав в Египет, он сохранил качества праведника и высоту души и через него в мир пришло благословение.
Но Йосеф не учел, что земля Израиля продолжает влиять на человека и тогда, когда он находится за ее пределами, если только он мечтает вернуться. И хотя нельзя сказать, что для Йосефа земля Израиля совсем не имела значения, но возвращение не было главным в его жизни, и он постепенно начал терять способности, которые обрел на ней.
Благословения Йосефа
Зная настроения и планы Йосефа, Яаков не дал ему благословения, которое указывало бы на его прочную связь со святой землей. Ибо этой связи не было.
Отец отметил красоту старшего сына Рахели, которая отражала совершенство его души, и благословил его за то, что он не мстил братьям. Он пожелал, чтобы ему были даны силы, которые приходят с уровня, более высоко, чем небеса, и более глубокого, чем земля. Но ни слова не сказал о земле Израиля.
Благословения Йеуды
О Йеуде же Яаков сказал: «К виноградной лозе привязывает он молодого осла своего… В вине он омыл одежды свои и накидку свою – в соке винограда. Его глаза красные от вина, а зубы белы от молока». Иными словами, все благословения Йеуды связаны со святой землей.
Вино – символ пророчества, которое, как и крепкий напиток, заставляет человека мыслить и чувствовать иначе, не так как обычно. Осел – силы грубой материи, а то, что они привязаны к виноградной лозе, означает, что народ должен идти не за своими желаниями, а следовать указаниям пророка. И глаза Йеуды красны от вина – это значит, что сила пророчества дает увидеть духовный мир и понять происходящие в нем процессы. А молоко – способность преобразовать мир и даже то плохое, что есть в нем, сделать хорошим, ведь молоко – уникальный продукт: оно вырабатывается из крови, которую запрещено есть. Так и в жизни, даже вредное можно превратить в полезное. Но это возможно только на земле Израиля, текущей молоком и медом. И, очевидно, что свои силы Йеуда черпает от сил святой земли, а его красота – отблеск красоты земля Израиля.
Противоположности
Два полюса: Йосеф – стремление к праведности в любом месте, Йеуда – желание черпать силы от святой земли.
Пути истории
Кто прав? Критерием правоты того или иного мнения всегда является сама жизнь. И для того, чтобы ответить на вопрос, кто оказался прав, нужно посмотреть, как развивались события, по каким путям шла история и что стало с потомками Йеуды и Йосефа.
Свойства отцов, усиленные благословением, передались последующим поколениям и определили судьбу всего народа. Достаточно перелистать страницы истории, чтобы убедиться в том, что сыновья Йеуды остались верны тому пути, который начертал для них их родоначальник, а сыновья Йосефа выбрали дорогу, соответствовавшую тем принципам, которые заложил он.
Царь из колена Йеуды, Давид, завоевал всю землю, обещанную Аврааму, а его сын Шломо построил Храм в Йерушалаиме . Но после смерти Шломо десять колен, которые пошли за коленом Эфраима – «домом Йосефа», [1] откололись от царей Йеуды и от Храма. И это привело их к духовному падению, а затем и к изгнанию. Царь Санхерив увел их за реку Самбатион, где расселил на плодородных землях. И несмотря на то, что пророки призывали их возвратиться в Израиль, они не тронулись с места.
Спорили мудрецы, вернутся ли они в будущем. Рабби Акива говорил, что нет, а раби Ишмаэль утверждал, что Всевышний приведет их из того места, куда они были угнаны (Санэдрин 110б).
Через сто сорок лет после того, как было разрушено царство десяти колен, были изгнаны из земли Израиля и сыновья Йеуды. Они оказались в Бавеле. Но благодаря пророкам и мудрецам Торы часть из них сохранила любовь к земле Израиля и при первой же возможности вернулась в пределы святости. Они начали эпоху Второго Храма и стали родоначальниками возродившегося народа.
1) Йеошуа, происходивший из колена Эфраима, сына Йосефа, возглавивший народ в эпоху завоевания земли Израиля после исхода из Египта, не обладал пониманием свойств земли, и Моше пришлось молиться за него, чтобы ему было дано почувствовать ее святость. Если бы не эта молитва, Йеошуа мог бы встать на сторону тех разведчиков, которые были отправлены со стоянки в Кадэш Барнэа, и, вернувшись через сорок дней, оклеветали землю Израиля (Раши).