Каждый человек по-разному определяет для себя, что такое скромная одежда. Большинство мужчин считают, что если у женщины из-под одежды не выглядывает нижнее белье, то она одета достаточно скромно.
...Однажды в Бейт-Шемеше мне довелось наблюдать странное зрелище — по улице передвигался какой-то странный куль. Я с опаской подошел поближе и увидел: то, что я принял за куль, было полностью закутанной в покрывало женщиной. Признаться, я напрягся... Из мусульман в Израиле обитают только сунниты, а они выглядят иначе. Подобных женщин, от макушки до пят закутанных в шаль (на фарси она называется чачван), мне доводилось видеть в Лондоне. Это были жены правоверных шиитов. В Иране подобные «кули» — дело заурядное и никого не удивляет.
Тогда я еще не знал, что подобным образом наряжаются и израильтянки из так называемой секты шалей. Эта шаль, в которую полностью закутывается женщина, называется в Израиле буркой. Время от времени бурки вызывают волну негодования в Израиле, особенно в среде ультраортодоксов. Последняя такая волна прокатилась совсем недавно, в связи с чем израильские газеты разразились целой серией публикаций на тему секты шалей. Я решил выяснить, откуда взялись сектантки и на какие законы или постановления они опираются. В Иерусалиме мне говорили, что сектанток подначивает «Нетурей карта» — наиболее экстремистская группировка среди ультраортодоксов. |
Впрочем, вскоре выяснилось, что сами «Стражи города» (так переводится с арамейского название группы) резко протестуют против женщин-сектанток.
Однако давайте по порядку. Иудаизм требует от женщины одеваться скромно (впрочем, как и любая другая религия). Существует правило, согласно которому мужчина не должен видеть ни единого волоска на голове женщины. Выполняют это правило по-разному — некоторые женщины надевают парик, другие довольствуются платком, покрывая им голову... Чтобы быть уверенными в том, что ни один волосок не выглядывает из-под парика, многие женщины бреют голову начисто, а уже потом надевают парик. Жены хасидов «Толдот Аарон» и некоторых близких к ним дворов поверх гладко выбритой головы повязывают косынку. Ранее считалось, что никого религиознее и скромнее представителей «Толдот Аарон» просто не существует.
Однако 6 лет назад в Бейт-Шемеше появилась группа женщин, которая, выходя на улицу, стала целиком закутываться в шаль. Поначалу из этого «куля» наружу выглядывало только лицо, иначе женщины просто не могли бы ходить.
Надо сказать, что появление этих «кулей» было встречено ультраортодоксами неоднозначно. Кто-то резко протестовал — дескать, все, что требуется от женщин, уже записано в Галахе. Однако глава раввинатского суда «Эда харедит» («Община богобоязненных») рав Вайс выпустил постановление, в котором признал похвальным стремление женщин, похожих на куль, к скромности.
Неофициальной главой секты считается некая женщина из Бейт-Шемеша, пару лет назад обвиненная в издевательствах над собственными детьми*. В газетах ее прозвали «мамаша Талибан». Ее приговорили к четырем годам тюремного заключения и еще полугоду условно (как выяснило следствие, женщина била своих чад палками, ремнем, использовала электрошок, колола детей булавками, тушила об их тела спички, а возвращавшихся домой с опозданием заставляла спать в сарае, причем допускала случаи инцеста — прим. ред.).
Три года назад участницы секты шалей стали шить аналоги чачванов и полностью закутываться в них, выходя на улицу. Толчком к этому, как считают, послужила маленькая брошюра рава Даниэля Битона «Не оставляй Тору матери своей», где автор доказывает, что подобным образом одевались еврейки в древности. В «Нетурей карта» говорят, что рав Битон не имеет к ним отношения, хотя он утверждает обратное. Впрочем, «Нетурей карта», подобно многим хасидским дворам, не имеет формального членства и, в принципе, любой желающий может называть себя членом этой группы. При этом, большинство «нетурейкартовцев» — ашкеназские евреи. Более того, почти все они — выходцы из Венгрии. А вот рав Битон — уроженец Марокко. Возможно, ему и доводилось видеть женщин, полностью закутанных в паранджу (так в Марокко ходят туареги), однако к еврейкам это не имеет никакого отношения.
Между тем, появление на улицах шалей (или бурок) привело в ярость именно самую ортодоксальную часть ультраортодоксальной общины. Получалось, что их женщины нескромно одеваются. Нет худшего оскорбления для харедим!
Тем не менее, сегодня по улицам Иерусалима, Бейт-Шемеша и Цфата разгуливают до 500 представительниц секты шалей. Постепенно эти сектантки сделали следующий шаг — начали напяливать паранджу на своих малолетних дочек, начиная с шестилетнего возраста. Среди ультраортодоксов это не принято. Ультраортодоксальные школы запретили девочкам ходить в школу в подобном виде. Тогда «мамаши-бурки» открыли частные классы. В настоящее время в Иерусалиме и Бейт-Шемеше действуют четыре «талибанские» школы.
Члены «Нетурей карта» утверждают, что женщины эти ходят в бурках даже дома и в микве, часто отказывают своим мужьям в интимных отношениях, а также препятствуют общению между братьями и сестрами — дескать, это нескромно. Проверить их слова я не могу, поскольку в женской микве не бываю. Однако они не кажутся мне чересчур уж недостоверными.
Члены секты живут под невероятным психологическим прессингом. С одной стороны, ультраортодоксальная община не принимает их — законы и обычаи ультраортодоксов уже, в основном, устоялись, и они крайне негативно относятся к любым новшествам. С другой стороны, светская часть населения, вполне привыкшая к виду харедим, глядит на бурки с нескрываемым ужасом.
Откуда же взялись на наших улицах эти женщины, завернутые в шали с головы до ног? Почему они утверждают, что так ходили их матери? Ответ: врут. Ни их матери, ни их бабушки и прабабушки так не ходили. Возможно, еврейки выглядели так три тысячи лет тому назад. Подавляющее большинство «бурок» — это женщины, вернувшиеся к религии. А матери большинства этих дам — обычные женщины, ведущие светский образ жизни.
Станет ли привычным для нас вид женщины, похожей на куль, ведущей за руку свою маленькую дочь, похожую на кулёк (последним эстетическим достижением стало ношение трубообразного шлема, выполненного по всей вероятности из картона или тонкого алюминия, — прим. ред.)? Подобных устрожений не знает даже фундаменталистский Иран!
Думаю, вряд ли у этой секты есть будущее. Абсолютное большинство раввинов выступает резко против хождения в бурках, а вне общины ни один ультраортодокс существовать не может. Шали не являются требованием еврейского религиозного законодательства, скорее всего речь идет о приступе религиозного помешательства, подобного пляскам святого Витта в средневековой Европе.
Я предпочитаю не высказывать свое мнение по религиозным вопросам, поэтому просто процитирую Любавичского ребе. Когда ему рассказали о каком-то хасиде, который придумывал для себя все новые и новые устрожения, ребе сказал: «Надо быть религиозным, а не сумасшедшим».
Александр Рыбалка, «Новости недели»
* В зале суда она появлялась, обернувшись несколькими шалями, а на руки надевала носки (выходцы из России, видимо, еще не завезли в Израиль русские варежки). Скромность подсудимой доходила до того, что эта 54-летняя дама боялась соблазнить посторонних мужчин своим голосом, поэтому со следователями и журналистами общалась только в письменной форме.