Обзор статей » Еврейская традиция

  • «Нет ничего нового под солнцем»… А под луной?

    «И сказал Б-г: да будут светила на небосводе, чтобы отделить день от ночи, и будут они знамениями и для времен, и для дней, и для годов» (Берешит, 1:14)

    Изменение и обновление… Разница между этими понятиями такая же, как между солнцем и луной. И не случайно годичный цикл, определяемый ежедневным смещением большого светила с юга на север и обратно, называется шана («год», от слова шинуй – «изменение»), а появление тонкого серпа и последующую смену фаз луны на протяжении двадцати девяти с половиной дней называют ходеш («месяц», от слова хадаш – «новое»). И, хотя можно было бы сказать, что и движение солнца ассоциируется с обновлением, так как оно опускается за горизонт, а затем восходит, в восприятии людей с идеей рождения заново больше связана исчезающая на сутки, а потом появляющаяся вновь луна.

    И поэтому сказал царь Шломо: «Нет ничего нового под солнцем» (Коэлет, 1:9). Одни изменения без рождения нового. Под солнцем, но не под луной…

     

    Порядок и чудо

    Египтяне считали, что солнцем управляет божество Ра, которое определяет цикличность всех изменений в мире: от него зависит соблюдение установленного порядка на земле и на небе, движение светил и периодические разливы Нила, появление всходов и плодов и вызревание урожая. Так же и в обществе Ра требует соблюдения строгого порядка и сохранение иерархии: раб всегда должен оставаться рабом, а господин – господином. И поэтому первой заповедью, дарованной до исхода, было начать отсчет времени по луне.

    Иными словами, до исхода в пространстве состоялся исход во времени: народ, стоявший на пороге освобождения, должен был «перейти» в другое время – то, которое допускает изменение законов природы, оставляет место для чуда и рождения нового.

    Жить в другом времени?

    Да! Ведь доказал Альберт Эйнштейн, что время – понятие относительное: оно зависит от скорости, с которой движется человек. Но если количественно время зависит от скорости движения тела, то можно не сомневаться, что качественно оно зависит от скорости движения души: от ее приближения к Всевышнему.

     

    «Месяц этот будет вам началом…»

    Прежде, чем повелеть сделать обрезание и принести пасхальную жертву, Всевышний сказал Моше и Аарону: «Месяц этот (ходеш) будет вам началом месяцев, для вас он первый из месяцев года» (Шмот, 12:12). «Когда увидишь такой свет – освящай!» – повелел Он (Мехилта дераби Шимон, 12).

    Может показаться, что ничего сложного в этом нет. Увидел тонкий серп – скажи, что начался новый месяц. Но Моше и Аарону нужно было «запустить новые часы», а для этого им нужно было понять, что Всевышний может войти в этот мир вне времени, пройти по Египту и поразить первенцев точно в полночь, когда один день кончился, а другой еще не настал (Брахот 3б). А Моше и Арону, для того, чтобы исполнить заповедь осмысленно, нужно было представить себе еще накануне последней египетской казни, что духовность может вторгаться в этот мир вне времени, незаметно для человека, подобно молнии, которая остается невидимой и глаз воспринимает только след, оставленный ею на сетчатке.

     

    Несостоявшийся спор

    Если бы кто-то рассказал грекам, что Всевышний постоянно привносит в мир что-то новое, они бы не поверили. Ведь они отрицали даже возможность сотворения мира из ничего и говорили, что материя существует вечно и лишь принимает разные формы (Аристотель). «Все течет, все изменяется» (Гераклит). Одно перетекает в другое, но ничего принципиально нового не появляется. И даже тот, кто сказал, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Кратил), не предполагал, что в мире возникает что-то новое: просто одна вода утекает, другая занимает ее место. Да и в наше время большинство человечества не верит, что Всевышний привносит в мир новое, и предпочитает во всем видеть переход одних видов энергии в другие.

     

    Святость времени

    Согласно заповеди, данной Моше и Аарону, судьи, выслушав свидетелей, видевших на небе тонкий лунный серп, должны освятить начинающийся месяц.

    Повеление жить во времени, отличающемся святостью, можно было дать только народу, происходящему от Авраама, который был брошен в раскаленную печь, но вышел из нее, потому что его душа оказалась сильнее стихии огня. И сыновья Израиля, унаследовав свойства своего праотца, смогли выйти из Египта, который назван плавильной печью, пройти через Вавилонское изгнание и сохранить себя в годы господства Греции и Рима. Они были похожи на куст, который горит, но не сгорает.

    Тайна этой силы заключается в том, что их души никогда не теряют своей связи со Всевышним и благодаря этому находятся в процессе постоянного обновления.

     

    «И объясню я тебе еще…» (Рамбам)

    «В наше время невозможно исполнить заповедь освящения месяца судом на основании показаний свидетелей, и поэтому мы пользуемся календарем, рассчитанным заранее…

    И знай, что расчет этот можно было выполнить только в Земле Израиля… И то, что сегодня за пределами земли объявляют о добавлении месяца к году или о наступлении нового месяца, происходит только благодаря тому, что Санэдрин (в IV в. н.э.) заранее определил, что в такой-то день начнется такой-то месяц, или будет такой-то праздник… И я объясню тебе еще. Допустим, что из Земли Израиля исчезли евреи (этого никогда не случится, потому что Всевышний обещал, что не пропадет нация полностью)… все наши расчеты не помогли бы нам (и время бы утратило свою святость)…» (Рамбам, Сэфер а-мицвот, 153). Иными словами: если на земле, которая обновляется каждый день (Мэй маром, раби Яаков Моше Харлап), не останется никого из сыновей Израиля, чьи души живы силой обновления, те, кто находится в изгнании, станут как все народы!

     

    Благословение

    Мудрецы Торы велели в первые дни каждого месяца, увидев новую луну, произнести благословение: поблагодарить Всевышнего за то, что Он, привнося в мир новое, приближает его к исправлению. И настанет время, когда свет луны станет таким, же как свет солнца: силы материи перестанут властвовать над душой (Кидуш левона).

     

    Дань уважения солнцу

    Тора, поставив на первое место луну, велела нам не забывать и о солнце. Иными словами, заповедала нам стремиться к духовности, но не отрываться от материального мира. Поэтому в «Песне песней» о еврейском народе, который сравнивается с девушкой, ищущей своего любимого, говорится: «Красивая как луна, ясная как солнце» (6:10).

     

    «Народ, который живет отдельно…» по своему времени

    Мы отличаемся от христиан, которые черпают свои силы из материи и потому (сами не осознавая причин) предпочитают солнечный календарь лунному. Но мы не похожи и на мусульман, которые утверждают, что материальный мир не имеет ценности, и пользуются для определения времени (так же, не осознавая причин своего выбора) лунным циклом. Стремление устраниться от материи не наполняет их духовностью. И об этом свидетельствует их символика: они изображают луну в стадии умирания, а не рождения. И это можно видеть на флагах Азейбарджана, Алжира, Пакистана, Туниса, Турецкой республики, Бухарской (в прошлом) социалистической республики, на их машинах скорой помощи и т.д.

     

    И был вечер, и было утро

    И еще одной, очень важной, особенностью обладает наш календарь: Моше было велено отсчитывать дни, начиная с вечера, подобно тому, как говорится в рассказе о творении: «И был вечер, и было утро…» (Берешит, 1:5).

    Мудрецы школы Шамая утверждали, что ночь – время мысли, а день – время действия. Это, безусловно, справедливо и для Всевышнего. И свободному человеку, который является Его подобием, надлежит сначала составить план, а потом действовать. Этим он отличается от раба, которому утром хозяин скажет, что он должен делать, пока не наступит вечер.

    Рав Зеев Мешков

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
1 комментарий