На 4 февраля запланирована самая массовая акция оппозиции в Москве. Россия бурлит и требует перемен. При этом среди участников и активистов протестного мэйнстрима то и дело мелькают «родные» лица, делая актуальным вопрос об участии евреев в оппозиционном движении. Не наступают ли евреи на «грабли» столетней давности, бросаясь в омут очередной русской смуты? Насколько «кошерно» их участие в антипутинском движении?
После состоявшихся митингов оппозиции, вызванных фальсификациями на выборах в Госдуму 4 декабря 2011 года, ряд наблюдателей отметили интересную особенность этих акций протеста. Кто-то даже так и написал в своем блоге: мол, «заметил в гуще митингующих на удивление много интеллигентных еврейских лиц, а последний раз такое отмечалось на рубеже 1980-90-х годов».
В Израиле мы можем сказать об этом явлении без политкорректности: те же самые лица наблюдаются и среди лидеров оппозиции, даже если они иногда прикрыты русско-украинскими фамилиями или псевдонимами. Когда Владимир Путин акцентирует внимание на «грузинском» происхождении знаменитого писателя Бориса Акунина, это становится сигналом для русского электората: мол, посмотрите, какие «инородцы» заправляют протестами против власти.
Немало еврейских фамилий регулярно мелькает также и среди медийной «тусовки», которая активно поддерживает антипутинские протесты. Когда журналист-еврей интервьюирует гостя-еврея в либеральной теле- или радиостудии Москвы, и они оба горестно размышляют о судьбах русского народа, — такая ситуация нам из Израиля кажется гротеском и безвкусицей, но внутри России такая сцена вызывает лишь приливы антисемитизма.
На эти «грабли» мы уже наступали. Начало 20-го века породило не только плеяду еврейских революционеров – разрушителей самодержавия с его мерзостями и погромами. Тогда же в России раздавались и еврейские голоса с другой стороны баррикады. Например, публицист и литературовед Михаил Гершензон так писал о либеральной интеллигенции в знаменитом сборнике «Вехи» (1909): «Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, — бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной».
Собственно, это вечный вопрос, который вставал перед евреями в любом столетии и в любой стране: стоит ли участвовать в переворотах и оппозиционном движении в стране проживания или лучше поддерживать стабильную власть? Ясно, что в современной России большинство населения (включая и евреев), выбирая между Путиным и оппозицией, вообще предпочитает самую популярную партию «Оставьте меня в покое!»
Автор статьи обратился к нескольким видным представителям еврейской общественности Москвы – с просьбой изложить «еврейский взгляд» на состязание власти и оппозиции в России. Интервьюируемым были заданы вопросы: «Что вы посоветуете своим активистам/членам общины или организации, когда они спросят вас — идти или нет на митинги оппозиции? Каково ваше отношение к участию евреев в движении оппозиции?» Привожу полученные ответы.
Александр Шлимак – директор еврейской студенческой организации «Гилель» в России.
«1) Мы работаем со студенческой аудиторией, а студентам, как нас учит история, не требуются чьи бы то ни было советы. Они являются авангардом стремления к переменам во всем мире.
2) Россия — демократическая страна, поэтому евреи, как любые другие граждане, имеют полное право участвовать в любых движениях, не нарушающих закон».
В своем личном блоге Александр Шлимак — уже как частное лицо, — отметил 25 января: «Даже в общественном штабе Путина по Москве видимых 5 (евреев) из 24 членов штаба. А если следовать результатам переписи, их должно было быть 0,025 из 24. И в оппозиции их тоже до фига. Удивительный мы народ. Даже не знаю, всегда ли следует этим гордиться».
Элиэзер Фридлянд — директор еврейского молодёжного движения «Ор Цион».
«1) Каждое отделение нашего движения принципиально не занимается политикой страны, в которой находится. В то же время еврейская традиция гласит, что мы не имеем права быть в стороне, когда видим несправедливость.
Каждый еврей, гражданин России, волен сам решать, идти или не идти на митинг, уже как частное лицо, а не член или активист еврейского движения. Лично я, не как руководитель движения «Ор Цион», а как гражданин России, считал важным пойти на митинг на Болотной площади, в поддержку честности на выборах. Но не пошёл, т.к. митинг назначили на шаббат.
2) Практика показывает, что антисемиты обвинят в любом негативном для них исходе евреев. И чем больше евреев будет бороться за справедливость в данной стране – тем больше будут на нас сваливать все неудачи. Мои родственники на протяжении последних сотен лет успели повоевать и за царскую, и за советскую Россию. Это ужасно, когда в период Первой Мировой и гражданской войн евреи убивали друг друга, сражаясь за разные политические группы.
У евреев сейчас имеются намного более актуальные проблемы – такие, как попытки международного сообщества делегитимизировать еврейское государство и его территориальный суверенитет. Потому считаю важным, понимая важность стремления к справедливости у каждого человека, ввиду ограниченности наших ресурсов – правильно расставлять приоритеты».
Александр Фейгин — ректор Международного Еврейского института экономики, финансов и права, раввин и профессор.
«Сделаю две оговорки: я не гражданин России и потому не намерен не только решать, но и думать о том, какая власть для России лучше. Евреи уже несколько раз погружались в эту «думу» о пользе России, и, как мне кажется, ни Россия, ни евреи от этого не выиграли. И ещё: мои советы всегда адресованы только тем, кто просит совета.
Собственно вопрос об участии евреев — граждан России, в протестном движении я делю на два почти не соприкасающихся. Во-первых, в аспекте общей судьбы и общей ответственности: хорошо ли для евреев то, что происходит, стоит ли им играть активную роль и по совести ли этот выбор активной позиции. Второй вопрос: если речь идет о еврее-индивидуалисте, не думающем о себе в терминах коллективной судьбы и ответственности, какого решения от него можно ожидать.
Начну со второго вопроса. Я думаю, что участие таких людей в протестном движении естественно. Они никогда не поинтересуются мнением раввина и я их понимаю. Для них очевидно, что страна, в которой они живут, не соответствует их представлением о прекрасном. И в этом я их тоже понимаю. Только вывод мы из этого делаем разный.Я считаю, что из России следует уезжать сейчас, а желательно двадцать пять лет назад, как сделал я. Они же полагают, что Россию нужно менять.
И тут мы возвращаемся к первому вопросу. Совершенно очевидно (для меня): то направление, в котором политически активные евреи хотят менять Россию, не имеет ничего общего с желаниями подавляющего большинства русских. В этом никто не виноват, евреи ценят свободу, русские — государственность, евреи ценят высокий уровень жизни, русские — освоение космоса.
И в этом конфликте нет симметрии: русские хотят жить так, как хотят, у себя дома, а евреи хотят жить иначе, но находятся в гостях. Те, кто говорят о демократии, должны посмотреть правде в глаза: политические предпочтение русских — это, если не Путин (а для многих — очень даже он), так Зюганов, Жириновский, Прохоров, Удальцов, Навальный. Не думаю, что евреям прилично и полезно вклиниваться в эту борьбу гигантов. Для нас важно, чтобы очередная великая эпоха не сопровождалась великой кровью, и чтобы наше участие в ней было сведено к минимуму.
А Быкову, Акунину и другим, весьма симпатичным мне людям, мне в данном случае сказать нечего: они всё знают не хуже меня и свой выбор сделали. Я его понимаю, но он мне не нравится, в отличие от их текстов».
Юрий Каннер — президент Российского еврейского конгресса (РЕК).
«Мне часто задают вопрос об участии евреев в политике России. Наши есть везде, со всех сторон баррикады. Например, в «Единой России» — члены попечительского совета РЕК Иосиф Кобзон и Владимир Ресин. Среди оппозиции тоже много еврейских фамилий. И так было всегда.
Когда раввины высказывают мнение, что, мол, не надо евреям раскачивать лодку и надо быть благодарными властям, то спрашивается – к кому они обращаются? Да, власть их услышит. Но если они обращаются к людям оппозиции, то ведь те — не еврейские общественные деятели. Эти люди глубоко интегрированы в российскую политическую систему и считают себя русскими. Русские проблемы их интересуют больше, чем еврейские. Когда Виктор Шендерович выступает, то он, конечно, деятель русской культуры. Не знаю, ходит ли глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман в синагогу. А Витя Шендерович, очень остроумный человек, раньше ходил на мероприятия Российского еврейского конгресса, а сейчас перестал – говорит, «не хочу вас компрометировать».
Они — русские общественные деятели. Их совсем не интересует, как следующая власть будет относиться к синагогами и к еврейским общинам. Для них это дело десятое. Так же было и в прошлом. Те, кто делали революцию — например, Троцкий или Каганович, — что, они думали о еврейском народе?!
Или ещё пример. Госсекретарь США еврей Генри Киссинджер однажды сказал: «Даже если в СССР евреев погонят в газовые камеры, это не будет американской проблемой», — правда, он потом извинился за эти слова. Я встречался недавно с двумя евреями — сенаторами США, и видел: они американские политики и «еврейский вопрос» интересует только в связи с их избирателями.
Хочу подчеркнуть, что Российский еврейский конгресс вообще дистанцируется от политики. Сейчас, например, мы заняты практическим делом – строительством памятника солдатам Красной Армии в Нетании, и надеемся открыть его в мае 2012 года в Израиле».
Фото митинга на Болотной площади: http://drugoi.livejournal.comФото интервьюируемых: Шимон Бриман
Форум Daily