«А вы видели то, что сделал Я с Египтом, а вас понес на крыльях орла, и привел вас к Себе. А теперь… будете для Меня народом, обладающим свойствами, которых нет у других народов…»
Дарование Торы сравнивают с хупой: Всевышний подобен жениху, а общая душа сыновей Израиля – невесте (Пиркей дераби Элиэзэр, 40). Движение навстречу друг другу, гармония и любовь, взаимопонимание и согласие.
Но когда читаешь о событиях у горы Синай, не остается ощущения идиллии: «А весь народ видел громы и пламя, и звук шофара, и гору дымящуюся. И как увидел народ, то побежали и встали поодаль» (Шмот, 21:18).
Да и агада говорит: «Повесил над ними Всевышний гору и сказал: «Если примете Мою Тору – хорошо, а нет – так Я опущу на вас гору, и здесь будет могила ваша» (Шабат, 88а).
Так что же нависло над головами? Свет, несущий благословение, или угроза в виде дымящейся горы?
Душа увидела во всем происходящем благословение, а для тела из плоти и крови приближающееся дарование Торы стало угрозой.
Объясняет мидраш: «…не было у сыновей Израиля силы стоять на ногах, потому что когда подошли к горе Синай, открылся Он им и заговорил с ними. Как сказано в Песне песней: «Душа моя вылетела, когда Он начал говорить» (Шмот раба, 29:4). Выходит, что люди побежали, испугавшись нависшей над ними горы, а души вылетели, потому что устремились к своему источнику, и если бы Всевышний не вернул их силой, то они так бы и остались в духовных мирах.
Раздвоение личности?
Может быть.
У горы Синай это могло произойти на короткое время и со здоровыми людьми.
Конечно, хотелось бы, чтобы душа и тело дополняли друг друга и стремились к духовности и к ее раскрытию в материальном мире. Но грех первого человека разрушил эту гармонию. И высшие уровни души живут своей жизнью, и их влияние может стать реальной силой только в том случае, если человек распознает их и захочет следовать им, а ее низшие уровни, оказавшись под воздействием материального мира, рождают эгоистические, а иногда и низменные желания. Иногда это называют борьбой положительного и дурного начала.
У каждого человека есть свои пропорции между силой души и силами тела. И Всевышний никогда не ставит человека перед испытаниями, которые тот не может преодолеть. И никогда не раскрывает для него духовный свет такой «мощности», который способен вызвать отрыв души от тела.
А у горы Синай нашим предкам было дано больше, чем они могли воспринять. Так как в ответ на их готовность идти в пустыню, Всевышний отбросил все перегородки, возникшие между Ним и человеком после греха Адама, и раскрыл Себя. И когда Он сказал: «Я» – души рванулись к Нему.
Однако Всевышнему нужны живые люди, передвигающиеся в материальном мире и привносящие во все свои дела духовность, а не ангелы, живущие на небесах. И Он вернул устремившиеся к Нему души вниз. Но в них остался «отпечаток» света бесконечности. И это сделало поколение, стоявшее у горы Синай, а также и их потомков, особыми людьми.
Вот уже три тысячи триста лет отпечаток Божественного света лежит в наших душах и зовет нас к новому, непостижимому, невозможному. И мы стремимся разрушить представления о вечности и неизменности материи и привнести новые идеи, которые увеличивают духовный свет, способный преобразовать человечество. Мы чувствительны к несправедливости и стремимся искоренить зло, потому что Всевышний раскрывается там, где господствуют нравственность и добро.
Наша жизнь похожа на бесконечные поиски девушки, стремящейся к своему любимому, которые описаны в Песне песней. То любимый покажется ей оленем, который мелькнет и исчезнет, то он представится плодовым деревом, которое выросло в лесу. То послышится его голос, но когда откроешь дверь – его уже нет.
Однако эти усилия не напрасны, и, как любые искренние желания, они не останутся бесплодными, и Б-жественное присутствие раскроется в земле Израиля и навсегда станет основой нашей жизни. И об этом было сказано еще перед дарованием Торы: «И вот, если вы будете слушать голос Мой и соблюдать завет Мой, то будете для Меня народом, обладающим свойствами, которых нет у других народов…» (Шмот, 18:5).
Но как же быть с тем фактом, что на протяжении истории многие сыновья Израиля оставляли завет, и не слушали голоса Всевышнего… и все же сохраняли особые свойства, позволявшие им иначе видеть окружающую действительность, открывать новое в философии, науке, совершать прорывы в поэзии и изобразительном искусстве, влиять на религиозное сознание людей, преобразовывать общество?
Это объясняется тем, что потенциал, дарованный душе, не отбирается даже тогда, когда человек выбирает неверный путь. Даже тот, кто совсем оставил Тору, продолжает быть преисполнен творческой энергии, толкающей его на поиск нового. И человек, не обладающий трепетом перед Небесами, отдает все свои способности другим народам. Иногда его творчество приносит пользу, иногда – разрушение, иногда – и то и другое.
Очень часто его творческий заряд превращается в разрушительную силу, направленную на его братьев. И об этом сказано: «…разрушители твои и опустошители твои из тебя выйдут» (Йешаяу, 49:17). Это относится и к ученным, и к деятелям искусства, и к политикам, которые отдают свои силы врагам Израиля. Они сохраняют свои особые качества, но перестают быть частью особого народа, несущего духовный свет.
Однако Тора всегда оставляет ворота раскаяния открытыми, и мы молимся о возвращении носителей потенциала, полученного в момент дарования Торы: «До каких пор сила Твоя в плену и великолепие в руках врага?» (Сидур, таханун).
Расплескавшееся благословение
В других народах также есть немало людей, обладающих оригинальным мышлением и обостренным чувством справедливости. Откуда они черпают свои силы?
Мидраш рассказывает «Когда солнце начинало пригревать, ман, выпадавший в пустыне, таял, и. образовавшиеся потоки стекали в Средиземное море. Из них пили дикие животные. Потом их ловили люди из народов мира и ели. И во рту у них был вкус мана» (Мехилта де раби Ишмаэль, Бэшалах, 4).
Этот рассказ не следует понимать буквально: ни потоки не могли пересекать пустыню, ни еда животных случайными охотниками не могла помочь им поумнеть. Речь идет о том, что часть благословений, которые были даны сыновьям Израиля, выплескивалась во внешний мир. Это можно объяснить только заботой Всевышнего. А без Б-жественной мудрости народы, которые отказались получить Тору, существовать бы не могли.
Но одних только потоков мана было недостаточно, чтобы «подпитывать» мудрость человечества. Новое благословение снизошло на мир, когда был построен Храм. И об этом говорится: «Десять мер мудрости спустились с Небес. Девять из них взяла земля Израиля, а одну – весь мир» (Кидушин, 49а). Но Храм был разрушен, и «кубометры» мудрости достались другим народам.
Однако еврейская мысль всегда отличалась от нееврейской.
Так раби Йеошуа (I-II в.) не мог объяснить мудрецам Афин, что в малом может помещаться большое, и в один кувшин можно вместить целое море (Бхорот 8а). Его слова стали понятны только тогда, когда мир узнал о том, что элементарные частицы так же бесконечны, как и вселенная, а из информации, хранящейся в нескольких клетках, можно узнать о человеке все.
И еще один пример. После того, как Лаплас создал модель вселенной, спросил его Наполеон: «А где же в вашей схеме присутствует Б-г?» И ученый ответил: «В Нем нет необходимости». А Эйнштейн, создавший свою собственную модель, говорил: «Чем больше я проникаю в тайны вселенной, тем отчетливее я вижу палец Творца».