Доктор Зухди Джассер - известный в США и пользующийся уважением специалист по внутренней медицине и ядерной кардиологии. В прошлом он служил в американских ВМС и в качестве врача работал в американском конгрессе. Он также основатель и президент Американского исламского форума за демократию и человек, известный своими противоречивыми высказываниями в отношении американо-мусульманских отношений.
Джассер родился в семье иммигрантов из Сирии и считает себя правоверным мусульманином-суннитом. Вместе с тем, созданный им форум ведет непрекращающуюся борьбу против политического ислама. Эта позиция сделала его непримиримым противником таких ведущих мусульманских организаций, как Совет по американо-исламским отношениям и Исламский центр Америки, которые, по его словам, не способны противостоять скрытым "коварным сепаратистским тенденциям" политического ислама в США.
В телефонном интервью автору этих строк Зухди Джассер не выразил сожаления по поводу своего участия в слушаниях конгресса по радикализации мусульман в США, состоявшихся в марте. Что касается самих слушаний, то он считает их крайне важными. По его словам, председатель Комитета по национальной безопасности палаты представителей конгресса США, республиканец от Нью-Йорка Питер Кинг "дал возможность мусульманам открыто и объективно обсудить их собственные проблемы".
А проблемы эти - более чем серьезные, подчеркивает он: из 220 человек, представших перед судом по обвинению в террористической деятельности, 180 являются приверженцами ислама. "80% арестованных являются мусульманами, притом что они составляют всего 1,5% населения, - подчеркивает Джассер. - И процент американских мусульман среди тех, кто вовлечен в деятельность экстремистских исламских группировок, постоянно растет".
"Разделить государство и мечеть"
Зухди Джассер критикует позицию США и западного мира в целом за излишнюю боязливость и робость. Вместо того чтобы находиться в постоянной обороне и заниматься самооправданиями, Западу следует занять намного более решительную, наступательную позицию в продвижении идеалов демократии и либеральных ценностей. Те, кто утверждают, что демократия и политический ислам совместимы, - или плохо осведомлены о подлинном положении вещей, или сознательно вводят себя и других в заблуждение.
"Мусульмане в массе своей вообще не понимают смысла и ценности демократии, - говорит Джассер. - Мои родители, как и их родители, уважали и соблюдали законы шариата, а демократические идеалы их мало интересовали. Как правоверные мусульмане, они считали, что законы шариата - это божественные законы, которые надлежит свято соблюдать человеку в любых условиях. Демократия - это не только свободные выборы, но, прежде всего, уважение к личному выбору и правам других людей. Нам необходимо начать серьезный диалог о том, что именно следует понимать под демократией".
Сам он является, по его словам, убежденным сторонником "разделения между государством и мечетью". Подобно тому, как церковь была отделена от государства, так исламское духовенство не должно выступать в качестве политического руководства, подчеркивает он.
Преодолевая инертность прошлого
Джассер - открытый и принципиальный сторонник Израиля. Он входит в состав управления Фонда "Кларион", базирующегося в Нью-Йорке и выпустившего недавно фильм "Ираниум", в котором рассказывается об угрозе теократического режима в Иране западному миру и опасности создания им ядерного оружия.
Джассер убежден, что идеи секулярной демократии, проповедуемые его форумом, способны обрести массовую поддержку на Ближнем Востоке.
- Неудивительно, - говорит он, - что ведущие мусульманские организации в США - Совет по американо-исламским отношениям и Исламский центр Америки - делают все, чтобы воспрепятствовать нашему усилению. Они против идей либеральной демократии и разделения мечети и государства. Они понимают, что если мы сможем озвучить наши идеи, они лишатся своих главных аргументов. Стремление к равенству всех перед законом, перед государством не может быть монополией Запада. Это гуманистический принцип, поддержанный Декларацией ООН по правам человека. Каирская декларация Организации стран Исламской конференции отказывается поддержать его, поскольку он не совместим с законами шариата. Гуманистические идеалы несовместимы с политическим исламом. Я считаю расистским подход, что мусульмане и арабы обречены оставаться коллективистским, популистским обществом, неспособным воспринять общечеловеческие ценности...
В том, что касается оценок текущей ситуации в арабском мире, Джассер старается быть осторожным и воздерживается от поспешных выводов. В частности, это проявляется в его подходе к событиям, разворачивающимся на его бывшей родине - в Сирии. Хотя по этой стране прокатились волнения, Джассер не думает, что режим президента этой страны Башара Асада находится в опасности. По крайней, в близкой перспективе.
- За десятилетия правления режима у людей выработались апатия и инертность, которые не могут быть преодолены в одночасье, - говорит Джассер. - То же самое наблюдается и в Саудовской Аравии. Репрессии и "промывание мозгов" правящими режимами привели к тому, что у народа пропал интерес к политической активности, способность мыслить самостоятельно и переходить к решительным действиям. Не нужно ждать моментальных изменений. Но я думаю, что за прошедшие недели люди начали проявлять большее мужество...
По словам Джассера, может быть достаточно даже незначительно меньшинства, чтобы протесты привели к падению режима. Нечто подобное, по его словам, произошло в Египте, где небольшое в масштабах всей страны количество молодых людей, собравшихся на каирской площади Тахрир, смогло добиться ухода Мубарака. И хотя в толпе были сторонники "Мусульманских братьев", большинством демонстрантов двигало стремление к свободе и демократии.
Отказываясь от привычных шаблонов
Зухди Джассер не исключает возможности того, что события в Египте, как и в других странах региона, где происходят революционные перемены, будут развиваться по негативному сценарию и власть перейдет в руки исламистов. Но даже в этом случае он не считает, что нужно сожалеть о свержении диктаторских режимов в арабском мире.
"Даже если ситуация будет складываться неблагоприятно, и "Мусульманские братья" обретут власть и влияние, я не думаю, что мы сделали неправильный выбор, - говорит он. - Потому что, в конечном счете, мы обретем очищенное, более моральное и демократическое общество. Я буду намного лучше чувствовать себя ложась спать и зная, что мои дети в Америке, Израиль и Запад в целом живут в мире, где правят свобода и гуманистические ценности".
Запад, полагает мой собеседник, должен делать все, чтобы проложить арабскому миру путь к демократическому обществу вне зависимости от того, сколь трудной будет дорога и какие неожиданности несет отход от привычных стереотипов. Делая ставку на автократии в арабском мире, Запад только усугубляет ситуацию.
- На сегодняшний день на Западе делают выбор между светским фашизмом и теократическим фашизмом. Но это тупиковый путь. Будучи активистом в борьбе за демократические идеалы и одновременно мусульманином, не приемлющим теократии и исламистского мировоззрения, я никогда не поддержу политику, основанную на принципе, что "из двух зол выбирают лучшее", а "лучшее зло" - это "зло знакомое". США проводят именно такую политику, но она контрпродуктивна. Мы должны не поддерживать существующие режимы, загоняющие проблемы внутрь арабского общества, а закладывать демократические институты, насаждать идеи гражданского общества, демонстрировать более терпимый, прагматический подход к противостоянию идей. Порой нужно иногда отступить, сделав несколько шагов назад, прежде чем продвинуться в желаемом направлении...
Орен Кесслер
Перевод Давида Маркова
Jerusalem Post
ZMAN.com