Две недели назад главный раввин ХАБАДа в России Берл Лазар, исполняющий деликатную миссию посредника между еврейской религиозной (и не только) общиной России и политическими властями в Москве, встретился с Владимиром Путиным.
Скажите, - спросил Путин у Берла Лазара, - чем еврей должен заниматься в субботу?
-Соблюдать субботу.
И где он должен быть? - упорствовал Путин.
-В синагоге. Молиться.
Так что такое эти демонстрации?
«Я ответил, что не могу в это вмешиваться, - рассказал Берл Лазар в интервью "Гаарец". – Участие в демонстрациях - личное дело каждого».
«Мы за стабильность, - сказал он Путину. – Но я не собираюсь говорить евреям, как голосовать на президентских выборах».
«Мы его поблагодарили за всё, что он сделал для нашей общины, - объясняет раввин. – Он борется с антисемитизмом».
Берл Лазар рассказал газете, что по данным официальной переписи, в Москве проживают около 150 тысяч евреев, но на самом деле их больше. Он полагает, что многие русские не знают, что они евреи, и в целом их число достигает миллиона, половина из которых – москвичи.
Большинство евреев, скорее всего, проголосуют за Путина, утверждает Берл Лазар. «Если бы был более серьезный выбор кандидатов, то они проголосовали бы за кого-то другого. Но я не видел ни одного еврея, который проголосует, например, за Михаила Прохорова», - безапелляционно заявляет он.
Отметим. что евреи России, как и 100 лет назад, не представляют собой единого целого, и их можно увидеть как на стороне сторонников, так и на стороне противников нынешней власти. Определяющим фактором служит скорее воспитание, образование, личный опыт и личные интересы.
Берл Лазар не считает, что Путин как-то по-особому относится к евреям, но он видит в них некую силу. Не политическую и экономическую, как в Америке. «Для Путина евреи - это сила, которая называется мозги».
«Отношения с Израилем также важны для Путина. Он не станет менять свои правила ради Израиля, но поддерживать хорошие отношения с Иерусалимом ему важно в коммуникационном плане».
Традиция общения хасидов с российской властью началась еще при Павле I. Император спас от смерти основателя хасидизма Шнеура Залмана из Ляд, когда в 1797 году его заточили Петропавловскую крепость по доносу литовских митнагдим. Павел первым признал за хасидами право на открытое существование.
ZMAN