Обзор статей » Еврейская традиция

  • Золотой телец - детская шалость или серьезное преступление?

    «Народ же увидел, что Моше долго не сходит с горы, и собрался народ к Аарону, и сказали: «Встань, сделай нам божество, которое шло бы перед нами, потому что человек этот Моше – не знаем, что стало с ним…» И снял весь народ серьги золотые, которые в ушах их, и принесли Аарону. И взял он их из рук их, и придал им форму, и сделал из этого тельца литого. И сказали они: «Вот божества твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской…» И встали они рано утром на другой день, и принесли всесожжения и жертвы мирные, и сел народ есть и пить и поднялись веселиться... И встал Моше в воротах стана и сказал: «Кто за Б-га – ко мне!» И собрались к нему все сыновья Леви. И он сказал им: «Так говорит Б-г Всесильный Израиля: «Возложите каждый меч свой на бедро свое, пройдите туда и обратно, от ворот до ворот в стане. И убивайте каждый брата своего и каждый ближнего своего». И сделали сыновья Леви по слову Моше. И пало из народа в тот день около трех тысяч человек (Шмот, 32-33).

     

    Идолопоклонство – в сердце человека (Кидушин, 39б).

    «Пусть не будет у тебя божеств других перед лицом Моим» (Шмот, 20:2). В этих словах заключен запрет верить в то, что, кроме Всевышнего, существует еще какая - либо сила, способная действовать самостоя-тельно и, хотя бы иногда, вопреки высшей воле (Рамбан, Основные заповеди Торы, введение).

    Поэтому, если человек верит в то или иное божество, он нарушает запрет идолопоклонства.

    А тот, кто не верит…

    Если его заставляют склониться перед каким-то изображением, он не становится идолопоклонником, а нарушает другую заповедь: «Не оскверняйте имя Мое святое» (Ваикра, 22:32). Таким образом, запрет поклонения божествам нарушается на уровне мысли (Кидушин, 39б). И об этом сказал пророк Йехезкэль: «…чтобы изобличить дом Израиля (выявив то, что) в сердце их, потому что оставили Меня (поверив) в идолов» (14:5).

     

    Вопрос

    Итак, согласно закону, признание то-го, что существует какое-либо божество, принесение ему жертв и воску-рений наказывается смертной казнью.

    Но почему Тора занимает столь жест-кую позицию? Зачем такие строгости?

    Этот вопрос возник не сегодня.

    На протяжении девятнадцатого и двадцатого столетий многие ученные, философы и общественные деятели доказывали, что не столь важно, во что человек верит, главное – чтобы он не вредил другим, и, по возможности, проявлял милосердие.

    И, согласитесь, это было бы за-мечательно.

    Но… Не получается. Оказывается, что без веры в единого бесконечного Бога, желающего дать добро Своим творениям, ничего не получается.

     

    Жестокость строителей справедливого общества

    Примером может служить рассказ о Вавилонской башне. Люди собрались, чтобы построить башню, подняться на небо и воевать с Всевышним. Их объединяло общее стремление: исключить возможность еще одного потопа, установить свой закон и свои правила общежития, утверждать справедливость, так как они ее понимают, и не позволять Всевышнему вмешиваться в ход событий. И сначала все было замечательно. Все очень дружно и слажено работали. И Всевышний не наказывал их. Но толь-ко до тех пор, пока не увидел, что когда падает кирпич – люди огор-чаются, а, если срывается человек – не обращают внимания (Пиркей дераби Элиэзер, 24). И тогда Он разрушил башню, а людей рассеял по всей земле.

     

    Человек – тень своей веры

    Оказывается, человек становится образом и подобием того, в кого он верит. И те, кто верил в то, что Всевышний – жестокий властитель, приводящий на мир потоп всякий раз, когда Ему что-то не нравится, фактически создали другого бога и истребили из своей души милосердие.

    О том, что человек похож на идола, которого он создает в своем воображении, говорил царь Давид: «Божества их из золота и серебра, изделия рук человека, уста у них – но не говорят, глаза у них – но не видят, уши у них – но не слышат, нос у них – но не могут обонять, руки у них – но не мог осязать. Будут все делающие их похожи на них, (будут подобны им) все надеющиеся на них. Израиль, будь уверен в Б-ге, помощник и защитник Он…» (Теилим, 4:9).

    Человек не может быть хорошим без Б-га. Может быть, встречаются люди, которые не обладает истиной верой, но никому не вредят и даже делают хорошие дела, но они – редкие исключения из общего правила. А вот общество идолопоклонников или ате-истов не может привести к добру. И те, кто изготовил золотого тельца, не были исключением: они успели совершить убийство, расправившись с Хуром, который пытался остановить их, а потом устроили оргию (комм. Раши к Шмот, 32:6).

     

    Цивилизованный мир

    Апологеты современной культуры тут же возразят: «Но ведь мир стал более цивилизованным и в нем победили идеи гуманизма».

    Но это утверждение еще в начале двадцатого века опроверг рав Кук: «Мораль, навязанная больной (христианской) культурой, которая много времени господствовала над народами, стала противна их сердцам. Много отвратительных свойств, болезненных качеств и гнева скопилось в глубинах их душ. И они освобождаются от сдерживающего начала и выходят наружу, прорываясь в мир в виде кровопролитных войн, невиданных по своей жестокости» (Орот, Милхама, 5). И какие бы высокие идеи (например: «свобода, равенство братство» или «от всех по способностям, всем – по потребностям») не провозглашались целью общества, это не приближает человечество к счастью, а толкает его к новому кровопролитию.

    Ибо общество, основывающееся на том, что человек произошел от обезьяны, может развить только животные инстинкты. Не исправляет душу и поклонение человеку, родившемуся от святого духа. А вера в того, кто повелел вырезать всех неверных – тут и говорить нечего.

     

    Вопреки предсказаниям конца света

    Исправление мира зависит от сыновей Израиля, которые призваны распространить истинные знания о Б-ге среди всех народов и осветить человечество силой своей души. И об этом писал рав Кук: «Восстановление нации и проявление силы ее духа – это две стороны одной медали. И оба эти аспекта связаны с исправлением мира, который рассыпается на мелкие части и ожидает появления силы, преисполненной стремления к единству и духовной высоте. А она находится в общей душе Израиля…» (Орот милхама, 9).

    Пророки предсказывали, что только когда народы начнут осознавать, что Б-г – один, и отбросят идолопоклонство, войны прекратятся и в мир придет благословение: «И будет, в конце дней утвердится гора дома Б-га (и вознесется) над вершинами (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: «Давайте взойдем на гору Б-га, в дом Б-га Яакова, и укажет (Он) нам пути Свои, и мы пойдем по дорогам Его. Ибо из Цийона выйдет Тора и слово Б-га – из Йерушалаима. И рассудит Он между нациями, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на мотыги и копья свои – на ножницы (для обрезания ветвей); не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Дом Яакова, давайте пойдем во свете Б-га» (Йешаяу, 2:2 -5).

    Обретение истинной веры поможет не только прекратить войны, но и исправить природу человека, устранив из нее зло и агрессию, что само по себе проявит в нем Образ и Подобие. И об этом сказал пророк: «И волк (человек, который раньше грабил ближних) будет жить (рядом) с овцой (беззащитным), и леопард (тот, кто был наглецом) будет лежать рядом с козленком (человеком робким), и теленок (человек, не обладающий властью), и молодой лев (правитель)… (будут) вместе; и маленький мальчик (доброе начало будет) управлять ими… ибо полна (будет) земля знанием Б-га, как полно море водами» (Йешаяу, 11:6-9).

     

    Рав Зеев Мешков

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев