В Торе нет не то что лишнего слова, но и лишней буквы. И, тем не менее, описание конструкции Мишкана, одежд первосвященника и предметов служения приведено четыре раза.
И для того, кто понимает, о чем идет речь, это не лишние подробности. Описание Мишкана приоткрывает суть незримого мира, его особенности и законы. И тот, кто находит свой ключ к скрытому и углубляется в тайны Торы, не начнет зевать, перечитывая описание деталей конструкции переносного Храма.
Сказал Всевышний: «Сделают мне Мишкан, и Я буду жить среди них» (Шмот, 25:8). И из этого можно сделать вывод, что в те периоды, когда стоял Мишкан, а затем Храм, Б-жественное Присутствие раскрывалось через народ Израиля: происходили постоянные чудеса, благословение не оставляло землю Израиля, и Б-жественный свет входил в каждое сердце, готовое впустить его.
Сказал раби Йоханан: «Сердца людей прежних поколений были величиной с дверной проем входного зала Храма» (Эрувин, 53а). Иными словами, такого размера, что Б-жественное Присутствие могло «войти» в него так же свободно, как и в Храм. И когда это происходило, в человеке проявлялись все те силы, которые были заложены в мироздание.
Об этом свидетельствовали одежды первосвященника: голубой плащ напоминал небо, нагрудник с драгоценными камнями – землю, «плывущую» в небесном пространстве, два камня шоам на плечах – солнце и луну, высокий белый головной убор – облака, колокольчики и гранаты на краю плаща – гром и молнии, а золотая пластина на лбу с надписью «свято для Бога» свидетельствовало о том, что в этом микромире присутствует душа, обладающая силой проявлять Образ и Подобие.
Через сердце человека, который был способен перестать быть частностью, мог раскрываться Б-жественный свет. И об этом свидетельствовали буквы, выгравированные на камнях нагрудника, которые зажигались и складывались в слова, когда кто-то хотел узнать волю Небес. Все это было ответом тем, кто на стоянке в Рэфедим задал вопрос: «Есть Б-г внутри нас, или нет?» (Шмот, 17:7).
И вот, чтобы заглянуть в самих себя и распознать внутри каждого из нас Образ и Подобие, нам следует мысленно войти в Мишкан. Тогда, подняв голову, мы увидим покрытие шатра, вытканное из нитей четырех цветов. Оно символизирует духовный мир, который находится внутри человека и является «средой обитания» высоких уровней души. В нем совмещаются все противоположности: огонь и вода (красная и белая нить), свет и темнота (золотая и темно-голубая нить).
На покрытии – изображения львов с крыльями, а на обратной его стороне – орлов.
Лев символизирует стремление освободиться от дурного начала, ибо человек, стремящийся служить Всевышнему, готов, как и царь зверей, безжалостно расправиться с силами, ставящими ему преграды. И не случайно, Шулхан Арух начинается словами: «Укрепись, как лев, чтобы встать утром и служить Творцу» (Орах Хаим, 1:1). Орел – символ полета души, которая может приблизиться к своему источнику, только если человек откажется от своих низменных желаний.
Завеса, вытканная из таких же нитей и с такими же изображениями закрывала вход в Мишкан и вход в святая святых Храма. Львы, изображенные на ней, находились с наружной стороны, а орлы – с внутренней. Они как бы предупреждали: «Приблизиться к святости можно, только отбросив то дурное, что есть в тебе».
Доски Мишкана, покрытые золотом, стояли на серебряных подставках. Серебро и золото – символы двух типов света духовного мира.
Серебро – свет бесконечности. Он не может быть воспринят, но вызывает в душе желание приблизиться к Всевышнему. Поэтому кесэф («серебро») и кесуфим («тяга души» к чему-то или кому-то) – однокоренные слова.
Золото – свет ограниченный, действующий в материальном мире, указывающий путь к конкретной цели.
И то и другое желание: стремление к бесконечности и стремление реализовать конкретные жизненные планы – необходимы. Они дополняют друг друга. Но основным, определяющим, является притяжение к Всевышнему – на этом держится мир.
Покрытие, на котором находились изображения львов и орлов, состояло из десяти тканных полос, сшитых по пять и соединявшихся с помощью золотых пуговиц и петель. Это служило напоминанием того, что даже в духовном мире, где совмещаются противоположности, не достигается абсолютное единство – оно присуще только Творцу. Но там, где существует симметрия (покрытие было поделено на две равные части – по пять в каждой), силы уравновешивают друг друга. И это позволяет проявиться свету более высокого уровня. И его символизируют пятьдесят золотых пуговиц.
Следующее покрытие было сделано из черной козьей шерсти и символизировало силу материального тела, скрывающего духовный мир. Оно состояло из одиннадцати полос: пять – в одной части, и шесть – в другой, которые были также соединены пуговицами и петлями, но медными. Это служило указанием на то, что в материальном мире нет симметрии: всегда одна из сил превосходит другую, и духовный свет не находит своего выражения. Об этом говорили медные (лишь похожие на золото) пуговицы, которыми скрепляются две части этого покрытия. Они указывали на то, что более высокий свет, символом которого является золото, не может проявиться в материальном мире.
Следующее покрытие было сделано из оленьих шкур, окрашенных в красный цвет. Они символизировали духовные силы человека, которые, преодолев скрытие, пробиваются во внешний мир. Пробившийся в материальный мир свет души – это разум и доброта, творческое начало и стремление к Всевышнему. Они составляют суть человека. Поэтом адом («красный») и адам («человек») – однокоренные слова.
На оленьих шкурах лежали шкуры тахаша, животного, которое водилось в пустыне в период исхода. Они были разноцветными – всех цветов радуги и символизировали тот духовный свет, который приходит к человеку извне – непосредственно от Всевышнего. Его символом в природе является радуга, которая появляется, когда лучи солнечного света рассеиваются в облаке. Так и духовный свет, посылаемый Всевышним: он преодолевает сопротивление материи, теряет свою силу и распадается. Иначе он был бы столь сильным, что душа человека не могла бы его воспринимать.
Окинув мысленным взором покрытия Мишкана, следовало бы вспомнить, что в святая святых стоял ковчег завета и из пространства между крыльями золотых ангелов, находившихся на его крышке, звучал голос Всевышнего.
И значит, суть всего сущего – сердце человека, в котором звучит голос Всевышнего. И не случайно царь Шломо просил у Всевышнего дать ему «слышащее сердце», и советовал всем: «Более всего хранимого храни сердце свое, ибо из него исходит жизнь» (Мишлей, 4:23).