5 января 2007 года в Пекине произошло событие, которого несколько лет с нетерпением ждала вся авиационная общественность: официально была обнародована информация о новейшем китайском многоцелевом истребителе Chengdu J-10 «Стремительный дракон». Впрочем, для экспертов не было секретом родство «Стремительного дракона» с израильским истребителем Lavi. Создание «Стремительного дракона» стало еще одним подтверждением израильско-китайских военных связей, начало которым было положено в 1980-е годы, а в 1984 году военно-техническое сотрудничество шло полным ходом.
По заявлению независимого эксперта Гонконгского аналитического центра KANWA Эндрю Чана, в 1986 году большая группа израильских специалистов в области военного авиастроения прибыла в город Чэнду, центр китайской аэрокосмической промышленности.
Пребывание израильтян в этом китайском городе в провинции Сычуань было окружено плотной завесой секретности. Судя по всему, между Китаем и Израилем было достигнуто секретное соглашение, по которому Израиль продал Китаю часть проектной документации разработанного самолета. Тогда и появились в китайском Чэнду израильские авиаинженеры, помогавшие разработать истребитель Chengdu J-10 «Стремительный дракон» и заложившие основы китайской военной авиапромышленности.
Помимо создания аэродинамической компоновки истребителя, израильские специалисты оказали помощь в проектировании ряда электронных бортовых систем, прежде всего систем управления самолетом, и радарных систем. Установленные на борту «Стремительного дракона» радары «Цзянь-10» на самом деле являются израильской системой ELM-2021, так же как и системы управления огнем.
В начале 1990-х открыто было объявлено о тесных связях между Израилем и КНР, а 22 января 1992 года Израиль и КНР пришли к соглашению об установлении дипломатических отношений.
Через полтора года, 11–17 октября 1993 года, премьер-министр Израиля Ицхак Рабин с официальным визитом посетил Китай, где были достигнуты соглашения о дальнейшем развитии сотрудничества. С тех пор израильско-китайские отношения продолжают интенсивно развиваться.
Как отмечается в отчете комиссии Конгресса США по американо-китайским отношениям, Израиль является основным поставщиком сложных военных технологий для Китая. Комиссия Конгресса отметила, что Израиль поставляет оборудование для перехвата целей и управления огнем для китайского Военно-морского флота, крылатые ракеты YF-12A, YJ-62 и YJ-92, радиолокационные системы, бортовые РЛС, оптическое и телекоммуникационное оборудование, беспилотные самолеты, авиационные тренажеры и многое другое. Израиль оказывал помощь Китаю в разработке ракеты «земля — воздух» HQ-9/FT-2000. В июле 2002 года наблюдатели обнаружили, что Китай использовал израильские антирадарные дроны «Гарпия» на военных учениях в провинции Фуцзянь.
В 2010 году объем торговли между Израилем и Китаем достиг 10 млрд долларов, увеличившись за год на 40%, и имеется тенденция его дальнейшего значительного роста.
Наряду с интенсивным военно-техническим сотрудничеством Израиля и Китая, в последние годы наметилась тенденция укрепления прямых связей между армиями обеих стран, что свидетельствует о выходе на принципиально новый уровень израильско-китайских отношений. Речь идет о перспективах создания стратегически важного военного союза между Израилем и Китаем.
Осуществляется интенсивный обмен военными делегациями, строятся уже конкретные планы проработки взаимодействия отдельных родов и видов войск ЦАХАЛа и Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
Свидетельством укрепления военных связей стали визиты в Китай начальника военной разведки и начальника тылового командования ЦАХАЛа в конце 2010 года. Израильские генералы вели переговоры со своими коллегами из командования НОАК. В мае 2011 года Израиль посетил главнокомандующий Военно-морским флотом Китая адмирал У Шеен Ли. Он вел переговоры со своим израильским коллегой, главкомом ВМФ Израиля адмиралом Элиэзером Меромом, а также посетил военно-морские базы и боевые корабли израильского ВМФ.
В последние годы Китай столкнулся с растущей подрывной деятельностью исламских боевиков в Восточном Туркестане, а также с антиправительственным движением в Тибете. Китайцы заинтересованы в использовании богатого израильского опыта борьбы с палестинским террором. Наличие общих проблем способствует укреплению связей и взаимодействию служб госбезопасности обеих стран.
Командующий Народной вооруженной полиции Китая генерал У Шуан Дзян выразил заинтересованность в расширении сотрудничества между израильской и китайской полицией и службами госбезопасности. В рамках достигнутых соглашений в Израиле в обстановке полной секретности прошли курс подготовки по борьбе с террором более двадцати старших офицеров китайской полиции. По окончании курса китайских офицеров принял Верховный комиссар полиции Израиля генерал Давид Коэн. Впрочем, израильская полиция отказалась давать комментарии по этому поводу.
Укрепление военного сотрудничества армий Израиля и Китая было целью визита в Китай министра обороны Израиля Эхуда Барака в июне 2011 года. Министр обороны Израиля встречался с членом Госсовета и министром обороны Китая генералом Лян Гуан Ле, вице-премьером Ли Кэцян и высшим генералитетом НОАК.
На встрече с Эхудом Бараком начальник Генштаба НОАК генерал Чэнь Биндэ, в частности, сказал: «Китайский и еврейский народы внесли важный вклад в развитие человеческой цивилизации. Исторически сложилось так, что два наших народа прошли через трудности, всегда испытывали чувства взаимной симпатии, в трудные времена помогали друг другу, что стало залогом глубокой дружбы. Военные отношения двух стран как важная составная часть двустороннего сотрудничества достигли значительного прогресса в последние годы».
В ответ Эхуд Барак заявил следующее: «Хотя мы далеко друг от друга, Израиль и Китай поддерживают хорошие двусторонние отношения. Израильская сторона придает большое значение развитию военных обменов и сотрудничества с китайской стороной, готова работать вместе с китайскими друзьями и прилагать совместные усилия к укреплению связей между двумя армиями».
В свою очередь, в августе 2011 года с официальным визитом во главе военной делегации в Израиль прибыл начальник Генерального штаба НОАК генерал Чэнь Биндэ. Его приняли в Иерусалиме президент Шимон Перес, премьер-министр Биньямин Нетаниягу, министр обороны Эхуд Барак, а также он встретился со своим израильским коллегой — начальником Генштаба ЦАХАЛа генералом Бени Ганцем.
На встрече с главой Генерального штаба армии КНР Биньямин Нетаниягу сказал следующее: «Ваш визит символизирует укрепление отношений между нашими странами. Мы восхищаемся Китаем. Между нашими странами существует много параллелей. Оба наших народа являются древними и вместе с тем инноваторами. Будущее принадлежит народам, способным создавать новые технологии».
В ходе визита генерал Биндэ и члены китайской военной делегации приняли участие в совещании с израильскими коллегами по стратегическим вопросам безопасности и в учениях сухопутных войск, а также посетили учебный центр по ведению боев в городе. Китайские гости также посетили Стену Плача и мемориал памяти жертв Холокоста «Яд Вашем» в Иерусалиме.
По мнению израильских экспертов, сам факт визита главы Генштаба китайской армии — это прорыв в истории взаимоотношений двух стран. Визит начальника Генштаба китайской армии, наряду с расширением военного сотрудничества между двумя странами, означает четкую декларацию Китая: «Мы — здесь, и Израиль — наш друг».
Журнал "Алеф"