Михаил Гольд Украина Главный редактор газеты "Хадашот", заместитель главного редактора газеты "Еврейский Обозреватель" обновлено March 19

Категории

Теги автора Михаил Гольд

Архивы

Обзор статей » Общество

  • Ищите женщину. Диалог с равом Пинхасом Розенфельдом

    — Рав Пинхас, в последнее время противостояние между светским и религиозным Израилем стало носить ярко выраженный гендерный характер. Дело даже не в том, что оплевывание 8-летней Наамы Маргулис (из национально-религиозной семьи!) за то, что она якобы «нескромно одета» — выглядит дико в глазах любого здравомыслящего человека. Как и скандал, учиненный ультраортодоксом Татьяне Розенблит, отказавшейся пересесть в конец автобуса. Еще 2000 лет назад мы — евреи — были в авангарде с точки зрения женского вопроса. Почему сегодня это не так, во всяком случае в ортодоксальной среде?

    — Начну с позитива. Ведь трепетное отношение к женщине мы видим еще со стороны первого еврея — Авраама, которому Всевышний говорит: все, что скажет тебе Сара, — слушай ее голоса. Это некий элемент матриархата, проявившийся еще на заре становления еврейского народа.  Помните, когда Сара настаивает на изгнании Агари, то Авраам поначалу этому противится, но... в конце концов «слушается ее голоса». Да и такие элементы правовой защиты женщины, как, например, ктуба, в случае развода обязывающая мужчину выплатить экс-супруге компенсацию, в древнем мире были просто неизвестны.

    Как раз 8 марта — в Международный женский день — мы в этом году отпраздновали Пурим, главная героиня которого — Эстер — спасает еврейский народ. Собственно, все другие персонажи Пурима так или иначе зависят от этой женщины или ею управляемы.

    На страницах Талмуда мы встречаем дочь Цезаря или Клеопатру (да и других женщин высшего сословия), задающих вопросы еврейским мудрецам. Историки (и не только еврейские) подчеркивают, что этот живой интерес вызван, прежде всего, очень высоким статусом женщины в иудаизме. Этим статусом обусловлена и популярность еврейской религии среди женщин Римской империи. Например, есть версия, что жена императора Нерона всерьез углубилась в изучение иудаизма.

    Впрочем, в Талмуде о женщинах пишут много и по-разному — далеко не всегда комплиментарно с нашей, сегодняшней точки зрения. Что ни удивительно, поскольку сказанное в древности относилось к женщинам той эпохи, которые были гораздо менее образованны, чем современные дамы. Поэтому, например, Рамбам в XII веке пишет о том, что нельзя преподавать женщинам Талмуд, мол, они не в состоянии его адекватно воспринять. А сегодня в Израиле открывается все больше учебных заведений для девушек, где, среди прочего, преподается и Талмуд, и я уверен, что это не вступает в противоречие с Рамбамом.

    Гендерные же проблемы, о которых вы говорите — гримаса последнего времени. Судите сами. Когда в 1948 году Хазон Иш встретился с Бен-Гурионом в попытке достичь статус-кво в отношениях с только что родившимся государством, за этим выдающимся раввином стояли 900 ультраортодоксов. Которые с точки зрения Бен-Гуриона занимались очень важным делом — не давали угаснуть искре иудаизма в молодой, созданной светскими сионистами, стране. За несколько десятилетий община харедим столь разрослась, что ее былое предназначение в Израиле потеряло смысл — для поддержания искры не нужны сотни тысяч людей. В то же время любая община, чувствуя, что идеологически трещит по швам, ищет пути консолидации своих членов. И один из таких путей — конфронтация с окружающим миром. Противостояние светскому Израилю способствует сплочению харедимного сектора. Эта схема опробована еще героями романа «1984» Джорджа Оруэлла, которые, дабы сохраниться в качестве замкнутой касты, постоянно были вынуждены с кем-то воевать.  

    Речь во многом идет о совершенно искусственном подходе. Если мы посмотрим на фото жен харедимных раввинов середины прошлого века, то увидим, что они не были одеты так подчеркнуто строго, как сегодня. Более того, они не были столь сегрегированы в повседневной жизни, не ходили по разным сторонам улицы, не пользовались разными магазинами, не ездили в разных отсеках автобуса и т.п. Кстати, харедим, живущие вне Израиля, намного более либеральны в этом отношении. Я был поражен, увидев, что в Англии ортодоксы даже пользуются общим пляжем. Им просто нет нужды демонстрировать кому-то свои особые принципы.  

    Правда, в каждом поколении время предъявляет еврейскому народу свои вызовы. Израильский раввин-хареди наверняка сказал бы, что если в библейские времена еврея хлебом не корми, дай поклониться идолу, то сегодня именно разврат подтачивает основы веры, а потому они —  ультраортодоксы —  борются с ним, перегибая палку и возводя ограду вокруг ограды Торы. И оплевывание 8-летней девочки — результат этого перегиба.

     

    — Ультраортодоксы добровольно исключили себя из жизни страны. Но национально-религиозный лагерь, претендующий на самое активное участие в жизни государства, демонстрирует те же тенденции. Как еще объяснить ретуширование фото Рут Фогель на приглашении на церемонию памяти этой семьи, вырезанной террористами год назад в поселении Итамар? Церемонии, организованной не харедим, а религиозными сионистами. Известен аргумент рава Авинера о том, что покойной не понравилось бы ее публичное изображение. Но почему такое фото (скромно одетая женщина, в кругу семьи) могло бы оскорбить Рут Фогель при жизни? И чем оно оскорбило бы ее память сейчас? На основе каких традиционных источников можно прийти к столь странному выводу?

    — Надо сказать, что глава иешивы «Махон Меир» сразу признал ошибку и принес свои искренние извинения. Что касается мнения рава Авинера, я не вполне его разделяю, но понимаю, что он имел  в виду. Речь идет о том, что женщина — душа этого мира, поэтому (как и душу человека), ее нельзя выставлять напоказ. Так что дело не в скромности, а в том, что, по мнению рава Авинера, любое публичное появление и проявление женщины дисфункционирует общество. Возможно, идея правильная, главное — не доводить ее до абсурда.

    Кстати, в ходе этого спора раву Авинеру оппонировал не менее уважаемый рав Шерло, заявивший, что «Махон Меир» просто сошел с ума, позволив заретушировать лицо Рут Фогель.

    Тем не менее, надо понимать, что движет сторонниками консервативной линии. Живший в начале прошлого века рав Кук, очень свободомыслящий для своего времени ортодоксальный раввин, полагал, например, что женщина не должна голосовать на выборах. Почему? Чтобы избежать семейных ссор, когда муж голосует за одну партию, а жена за другую. В его понимании, политика — это реализация замысла Всевышнего в этом мире, а значит, процесс, исполненный святости. Для рава Кука политические споры в семье были недопустимы — это подтачивало саму основу ячейки общества. Однако вскоре пришлось признать, что подход рава Кука к политике был несколько идеалистичен.

    — Нельзя не отметить, что в целом с точки зрения женского равноправия, Израиль —  вполне благополучная страна. Достаточно сказать, что лидеры трех политических партий, в том числе крупнейшей — «Кадима» — женщины, а 26% офицеров ЦАХАЛа — представительницы прекрасного пола.

    Но сколько женщин из национально-религиозного лагеря занимают видные посты в обществе? Есть ли среди них ученые, юристы, бизнесмены или все-таки принцип трех «к» — киндер (дети), кюхе (кухня), кирхе (церковь, в данном случае, разумеется, синагога) — для них по-прежнему актуален?  

    — Среди политиков я бы отметил Гилу Финкельштейн — в середине 2000-х депутата Кнессета от национально-религиозного блока «Мафдал» (она, кстати, была избрана на забронированное для женщины место) и нынешнего депутата фракции «Ликуд» Ципи Хотовели, рожденной в семье репатриантов из Грузии. Вообще, вести учет участия каких-то меньшинств в той или иной сфере свойственно тем режимам, в которых эти меньшинства дискриминируются. Я такого учета не веду.

    Многие религиозные женщины сделали довольно успешные карьеры, хотя выбор между профессиональной реализацией и семейной жизнью стоит для них острее, чем для их светских подруг. В еврейском понимании семья — это главное, и очень многие талантливые женщины выбирают профессии, оставляющие им возможность для нормальной семейной жизни. Моя жена, например, врач и ей придется пойти на серьезные уступки в карьере, чтобы больше времени проводить с семьей — ДЛЯ НЕЕ это важно. И вряд ли можно в данном случае говорить о дискриминации.      

    — Речь не только о дискриминации, но гражданском консенсусе по гендерному вопросу. Который был, например, взорван скандалом, разгоревшемся вокруг отказа религиозных солдат слушать женское пение в ходе вечера, посвященного операции «Литой свинец».  Армия, безусловно, ограничивает личную свободу (в том числе религиозную), но эти ограничения отражают национальный консенсус. Например, и религиозный, и абсолютно светский еврей, и бедуин, черкес или друз в армейской столовой едят исключительно кошерную пищу — и это нормально. И если армия для израильтян (в том  числе и религиозных сионистов) остается одним из главных национальных институтов, то почему бы современным раввинам не найти приемлемую формулировку, устраняющую противоречие между еврейской традицией и нормами этого института? У них нет на это полномочий? Или желания?

    — Ребята, вышедшие из зала во время женского пения, поступили неправильно — не нужно было делать это столь демонстративно. Но именно потому, что армия — главный национальный институт, так важно бороться за его национальный характер. Сегодня армейские раввины, после консультаций с галахическими авторитетами и армейским командованием, склоняются ввести следующее правило: если военнослужащие присутствуют на официальной церемонии, где выступают певицы, они не имеют права покидать зал, но если они находятся на концерте, они вольны поступать, как сочтут нужным, даже если концерт проводится на военной базе.

     

    — Как через призму женского вопроса соотносится традиция с культурой? Я имею в виду высокую культуру. Может ли, например, религиозный еврей смотреть талантливый фильм, без грифа «до 16 лет», где актриса напевает в одном из эпизодов? Или слушать диск с оперной арией? И как вообще определить, «что такое хорошо, а что такое плохо»? Где проходит грань между нравственностью и догмой?    

    — Действительно, по галахе запрещено слушать пение женщины, поскольку в Мишне сказано: «голос женщины оголяет ее». Это, должен заметить, довольно глубокий подход к культуре. Творец-художник оголяет себя в своем творчестве, певица обнажает свою душу. Прикасаясь к ее душе, мы перестаем замечать талант исполнительницы, воспринимая нечто иное. 

    Диск слушать не возбраняется, если не знать певицу в лицо. В принципе, даже оперную диву можно слушать, сидя спиной к сцене. Общий смысл запрета в том, что нельзя слушать пение женщины, чей голос ассоциируется с определенным обликом. 

    Мне памятна история о том, как бывший главный сефардский раввин Израиля рав Овадия Йосеф очень любил слушать египетскую певицу Умм Культум, мягко говоря, не отличавшуюся красотой. Но однажды он увидел ее на какой-то афише и с тех пор не мог наслаждаться пением солистки Каирского радио.

    Конечно, чтобы провести грань между нравственностью и догмой, нужно досконально знать галаху и чувствовать дух времени. В довоенной Германии один из великих раввинов рав Вайнберг дал ответ на запрос молодежных организаций, где девушки хотели петь  соло. Он пишет, что взвесив все за и против, можно разрешить женское пение, при условии, что исполняться будут традиционные еврейские песни, и учитывая, что мы имеем дело с запретом мудрецов, а не Торы. К тому же, сказал раввин, настаивая на этом запрете, мы лишь оттолкнем от иудаизма молодых людей. Заметьте, рав не отменил сам запрет, а пошёл на компромисс в конкретной ситуации.

    — Согласны ли вы с тем, что сила еврейской традиции в том, что она ЖИВАЯ, а следовательно, может и должна РАЗВИВАТЬСЯ? А если уж следовать букве закона, то давайте вспомним, что в том же «Шулхан арухе» сказано, что муж должен материально обеспечивать жену — почему бы это не взять на заметку десяткам тысяч студентов иешив, не зарабатывающих ни копейки и практически вынуждающих жен полностью содержать огромную семью? Это галаха или нарушение галахи?

    Кстати, многие галахические законы не соблюдаются даже харедим. Например, запрет мужчине пользоваться зеркалом. Думается, что запрет слушать женское пение относится примерно к той же эпохе. Разрешили же буквально недавно женщинам произносить надгробную речь во время похорон, поскольку этот запрет не имеет ясного источника в галахе. И религиозный мир не рухнул. 

    — Еще Рамбам писал, что еврей, говорящий, мол, я буду учить Тору, а жить подаянием — нарушает закон. Великий законоучитель Раши был виноделом и даже Хафец Хаим уже в XX веке во многом жил за счет продажи своих книг.

    Что касается современной общины харедим, то ценности ее таковы, что женщина добровольно готова взвалить на себя все заботы о пропитании семьи, лишь бы ее муж учил сутками Тору. И в этом многие харедимные женщины видят свое б-гоугодное дело. Это может нам не нравиться, но к дискриминации вряд ли имеет отношение.  Есть даже анекдот о том, как муж-хареди, видя, как разрывается жена между хозяйством и попытками прокормить семью, участливо спрашивает: «Ну, чем тебе помочь?». «Иди, учи Тору — это будет мне лучшей помощью», — отвечает супруга. Он уходит, возвращается через четверть часа. «Что так скоро», — удивляется женщина. «Да сколько ж помогать-то можно», — раздражается муж.   

    Главное — понять, как маргинальное явление стало едва ли не модусом операнди огромной общины. Видимо, заколотив дверь в большой мир, намного проще удержать человека в гнезде. Хотя, есть задуматься, то многолетнее сидение на шее у израильского общества — это хилуль а-Шем — осквернение Имени Б-га.   

    При этом важно понимать, что хотя у нас живая традиция, но развивается она в соответствии с принципами, которые не всегда очевидны для непосвященных. Многие маленькие запреты оттачивались тысячелетиями. Правила галахи призваны сохранить еврейскую атмосферу и отменив один элемент, даже потерявший свой первоначальный смысл, можно расшатать весь идишкайт. Поэтому делать это надо очень осторожно.    

     

    — Возможен ли с вашей точки зрения диалог между различными секторами израильского общества в этом направлении или на сегодняшний день никто не готов поступиться принципами?

    — Вспышки конфронтации происходят как раз на почве сближения — как грибы после дождя открываются в Израиле институты для харедим, где они могут получить специальность, например, прошлым летом повсеместно начали работать курсы, обучающие раввинов пользоваться интернетом. В Открытом университете Израиля, дающем заочное образование, учится много харедим, мужчин и женщин, которые, таким образом, не должны проводить время в неблизкой им среде.  Возник даже парадокс: для того чтобы мужчина мог заниматься Торой — его жена должна учиться, но получая «гражданскую» специальность, она начинает постигать мир лучше своего супруга и тот вынужден признать ее превосходство.  На этой почве, безусловно, прорастают своеобразные феминистские ростки.  

    Я сам учился в харедимных иешивах, встретив там много людей, мечтающих отслужить в армии, получить профессию — система не позволяет. Но когда в этой стене появляются проломы, вспыхивает очередной конфликт в попытке предотвратить сближение разных  групп. Тут виноватых можно найти по обе стороны — в светском лагере есть люди, строящие на этом противостоянии свою политическую карьеру. Но я убежден, что процесс сближения не остановить, и в этих конфликтах рождается новое еврейское общество.

    Из европейской и американской диаспоры мы вышли со многими идеями, в том числе, восприняли феминизм, который сейчас тестируется в нашей, еврейской лаборатории. В этой идее есть много здравого, нужно просто ее дистиллировать.

    Беседовал Михаил Гольд 
    Газета "Хадашот" - информационный партнер JewishNet 

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
2 комментариев
  • Viktor Kurjanov
    Viktor Kurjanov По моему мнению, гендерные проблемы будут присутствовать в израильском обществе постоянно. Собственно, как они имеют место, в той или иной мере, в других странах. В Израиле эти проблемы выражены острее, т.к. ортодоксальные евреи стараясь консолидировать н...  больше
    March 20
  • Alexey S
    Alexey S хорошая тема, но пока не могу выработать личное обоснованное мнение обо всём этом
    March 21