Давид Шехтер Израиль Писатель, журналист, политический деятель. Пресс-секретарь Еврейского Агентства "Сохнут" обновлено March 21

Категории

Теги автора Михаил Дмитриев

Архивы

Обзор статей » Путешествия

  • Еврейская судьба греческого Иерусалима

    Есть только два города в мире, которые евреи любовно называли Иерусалимом: Вильно литовский Иерусалим и Салоники греческий Иерусалим.  

    Город, который весь мир называет Салоники, в Гре­ции именуется Фессалоники в честь сестры Александра Македонского.  Первые евреи, прибыв­шие из Александрии, поселились здесь в 140 г. до н.э.  Община быстро роста и римляне, правившие тогда городом, предоставили ей куль­турную и религиозную авто­номию.  Но когда в IV ве­ке государственной религией Римской империи стало христианство, положение евреев резко ухудшилось. Несколько раз византийские императоры даже запрещали иудеям соблю­дать заповеди вне дома.

    Некоторое улучшение наступило лишь в XI веке, когда император Алексей Комнин отменил все ограничения и даже освободил евреев от налогов. Тяжелые времена вновь наступили во време­на крестовых походов, на про­тяжении семи лет иудаизм был вообще объявлен вне закона. К счастью, с возвращением города под высокую ру­ку византийских императоров Салоники и ее еврейская об­щина стали процветать. Долгое время еврейские купцы поч­ти полностью контролирова­ли всю торговлю шелком, ко­торая велась со многими ев­ропейскими странами. Ситуа­ция была настолько благопри­ятной, что в Салоники начали съезжаться евреи со всей Европы.

    В 1430 году город был завоеван турками и с тех пор почти 500 лет находился в составе Османской империи. Еврейские банки­ры и купцы серьезно улучшили в империи то, что се­годня называется финансовой системой. Еврейские врачи лечи­ли турецкую знать, включая семью султана, еврейские ремесленники производили товары, которых раньше в Турции не видывали, еврейские учителя резко подняли уровень образо­вания в стране.

    В 1520 году евреи состав­ляли более половины населе­ния Салоник одного из важнейших портов Средиземного моря. Благодаря беженцам из Испании и Португалии Салоники из портового города превратились в крупный культурный центр с высочайшим уровнем изучения Торы, Талмуда и каббалы. Именно тогда город и стали называть «новым Иерусалимом», а позднее «греческим Иерусалимом».

    Интеллектуальный уровень «испанцев» и «португальцев» настолько превосходил уро­вень коренных еврейских жи­телей Салоник, что вскоре раз­говорным языком всей общи­ны стал ладино.

    Пока город принадлежал туркам, еврейская община Са­лоник процветала. В начале XX века евреи составляли половину населения и контро­лировали многие сферы жизни города. Так, например, зна­менитый порт не работал по субботам! Как и многие магазины, принадлежавшие евреям.

    Но все изменилось после поражения Турции в Первой мировой, когда Салоники оказались на территории Греции. В 1917 году в городе разразился страшный пожар, уничтоживший боль­шую часть домов. Греческое правительство со­гласилось выплатить компен­сации и евреям, пострадавшим от пожара (без крова остались почти 50 тысяч членов общи­ны), но запретило им селиться в отстроенных городских квар­талах. Многие евреи были вынуждены покинуть страну. А когда в 1922 году приняли за­кон, запрещавший работать по воскресеньям, то поток еврейских беженцев из Греции резко увеличился.

    Евреи уезжали в Египет, Францию, Италию и далекую Америку. Значительно вырос­ла и алия в Эрец Исраэль. Сре­ди новых репатриантов были представители известных семей Флорентин, Реканати, Узиэль. Име­нем Флорентин был назван один из тель-авивских кварта­лов, Йехуда Реканати основал банк «Дисконт», а Йосеф Ра­фаэль Узиэль, возглавлявший городскую общину в начале двадцатых годов, стал главным сефардским раввином снача­ла Эрец Исраэль, а затем госу­дарства Израиль.

    В 1933 году в Хайфу из Са­лоник прибыли 300 семей мо­ряков, грузчиков и порто­вых рабочих. Они составили костяк еврейских докеров в хайфском порту, а с 1936 года в  тель-авивском. Новым репа­триантам пришлось несладко. Сохранилось письмо, написанное грузчиками в 1934 году Аврааму Реканати тогдаш­нему заместителю мэра Салоник, впоследствии депутату Кнессета.  В этом письме груз­чики жаловались на низкую зарплату, тяжелые условия труда, а также на то, что их заставляют работать по субботам, к чему они не при­выкли в Салониках!

    Немецкие войска вошли в город 9 апреля 1941 года. В об­щественных местах, рестора­нах и кафе появились таблич­ки: «Евреям вход воспрещен». 8 февраля 1943 года всем евреям было приказано надеть желтую звезду и переселиться в гетто, откуда 15 марта 1943 года началась депортация. 19 эшелонами из Салоник вывезли 43850 че­ловек.

    По­сле освобождения города в него вернулись около двух ты­сяч евреев, сегодня их в городе чуть более тысячи. Кроме одной восстановлен­ной синагоги (до апреля 1941 года их было сто) и еврейско­го музея, от прежнего «грече­ского Иерусалима» ничего не осталось.

    Еще одним напоминанием того, что еврейские Салоники безвозвратно исчезли в анналах истории, стало оскверне­ние прошлым летом мемориала па­мяти жертв Катастрофы. Сделано это бы­ло накануне церемонии, по­священной памяти жертв Шоа, которая должна была впервые состояться в Салониках. Несмотря на акт ванда­лизма, церемония все же состоялась, и в ней приняли уча­стие 30 выживших евреев горо­да.

    Газета «Вести» 

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
1 комментарий