Обзор статей » Еврейская традиция

  • Поиски смысла

    Правила жертвоприношений изобилуют трудными для понимания деталями, и у того, кто знакомится с ними впервые, возникает вопрос: «Можно ли извлечь из них моральный урок или они представляют собой повеления, которые следует исполнять, не вдаваясь в подробности?» Но ответ может быть только один: «Несмотря на то, что ни один человек не способен до конца проникнуть в замысел Всевышнего, нет права не размышлять над строками Торы». И если стараться, обязательно придет помощь, как сказано: «Трудился и нашел» (Мегила, 6б). Иными словами, бился «головой о стену» – и вдруг обнаружил, что способен понять слова Торы по-новому, так как Небеса приоткрыли Свою тайну.

    А тот, кто говорит, что не стоит искать смысл законов, так как все равно ничего не поймешь, ошибается. Ведь Всевышний не относится к человеку, как к машине, которая включается кнопкой и крутится по установленным правилам, и не приравнивает его к животному, а потому не ставит перед собой цели выдрессировать его, пользуясь методом кнута и пряника.

     

    Искренность

    Поэтому следует постараться извлечь урок из тех строк Торы, которые рассказывают о законах жертвоприношений. И начать нужно с первого же стиха: «Человек, когда принесет...» (Ваикра, 1:1).

    Почему-то Тора сказала не иш, как она делала это во всех остальных случаях, а употребила «адам». Смысл стиха от этого не поменялся, так как в данном случае адам следует воспринимать не как имя собственное, а как имя собирательное. Но урок, который преподнес нам Всевышний, заменив иш на адам, очевиден: принося жертвы, мы призваны действовать, как первый человек. А он, совершив грех, решил искупить свою вину. И принес жертву Всевышнему. Он сделал это предельно искренне: им двигало только желание искупить свою вину и вновь приблизиться к Всевышнему (комм. Раши к Ваикра, 1:1).

    Но его сыновья ничему не научились у отца. Каин принес жертву только для того, чтобы удостоиться большего благословения, чем его брат. А об Эвеле говорится: «Он тоже принес из первородного скота» (Берешит, 4:4). И это указывает на то, что его намерения были точно такими же, как у старшего брата: Эвель вступил в соревнование, кто больше понравится Всевышнему. И огонь упал на его жертвенник не потому, что он был намного лучше, а для того, чтобы подтолкнуть Каина к осознанию своей неискренности и к раскаянию. Но тот отказался прислушаться к словам Всевышнего: «Ведь, если станешь лучше, прощен будешь» (Берешит, 4:7). Он возненавидел брата и, решив, что его поступок останется незамеченным Небесами, убил его.

    Следовательно, в слове адам заключено требование: служение Всевышнему должно быть искренним. Оно не будет желанным, если приведет к зависти, к соперничеству, к толканию локтями при распределении должностей в Храме.

     

    Обобщение идеи

    Книга Зоар распространяет требование быть искренним в служении Всевышнему на все заповеди Торы. В ней говорится, что есть люди, которые служат Всевышнему, чтобы обрести будущий мир, а есть такие, кто служат из-за страха перед наказанием. Исполняемые ими заповеди имеют мало значения. И только дела того, кто служит Всевышнему, как царю, который велик, мудр и преисполнен любви к своим подданным, находят отклик на Небесах (Зоар, Акдама, Пкудей Орайта, 1).

    Поэтому Тора сказала: «Всякий дар (из злаковых), который принесете Б-гу, не должен быть хамецем, ибо всякую закваску и любой мед не воскуряйте их Всевышнему (Ваикра, 2:11). Изделия из теста, которое успело подняться прежде, чем его поставили в печь, символизирует гордыню человека: тот, кто придерживается слишком высокого мнения о себе, похож на разбухающее тесто. А мед – символ эгоизма, направленности на себя, поиска личной выгоды и удовольствий, даже когда речь идет о служении Всевышнему. Зато соль – необходимый элемент жертвы, как сказано: «…и не устрани соли завета твоего от дара твоего, принося всякую жертву твою с солью» (Ваикра, 2:13). На языке образов Торы это означает: «Никогда не забывай о том, что есть вечные, непреходящие цели. Ведь соль – часть земли, которая должна быть преобразована и превращена в сад Эдэн. И как стремление к непреходящим ценностям придает смысл жизни, так соль раскрывает вкус любой пищи».

     

    Избыточность

    Далее в Торе говорится: «Если его жертва – всесожжение…» (Ваикра, 3:1). Полностью сжигаемая жертва символизирует стремление человека мысленно оторваться от материального мира и, оставив все будничные дела, думать только о приближении к Всевышнему.

    Но человек призван не только размышлять о высших мирах, но и, привнося духовность в материальный мир, преобразовывать его и делать похожим на сад Эдэн. И поэтому жертву всесожжения дополняет другая жертва, которая называется мирной. Она отличается тем, что часть животного поднимается на жертвенник, а часть – съедается в Йерушалаиме хозяином, его семьей и всеми приглашенными. Еда превращается в духовное действие, и человек, принимающий участие в трапезе, приобретает способность влиять на весь мир, привнося в него гармонию и свет.

    Однако это происходит только в том случае, если части жертвы, предназначенные для сожжения, были подняты на жертвенник до начала трапезы, как сказано: «И принесет на жертвенник жир, закрывающий желудок, и весь жир возле желудка, и две почки, и жир, который на них, который возле бедер, и нарост у печени вместе с почками срежет» (Ваикра, 3:4).

    Почему же на жертвенник приносятся именно эти части?

    Сжигаются символы дурных желаний, которые являются следствием слишком сильной привязанность к материи. И жир, закрывающий брюшину, нарост у печени, удаление которого не отразилось бы на функционировании организма, и почки, без любой из которых можно справиться, являются символом излишества: стремления накапливать богатства и постоянно получать удовольствия.

    Таким образом, описание жертвоприношений можно превратить в учебник психологии, который поможет исправить то дурное, что есть в человеке, даже не принося жертвы. Не даром говорят, что когда нет Храма, изучение этих законов искупает так же, как жертва. 

    Рав Зеев Мешков

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
1 комментарий
  • Viktor Kurjanov
    Viktor Kurjanov Резюме мне очень понравилось! Здесь просматривается не только учебник психологии, но и медицины питания. Например, мирная жертва предполагает употребление в пищу самой полезной части животного. А жир- это свидетельство лености тела и духа, Об этом и напом...  больше
    March 25