Два месяца в ожидании спектакля обернулись горьким разочарованием. Не то чтобы все было плохо. Авторство Вуди Аллена и постановка театра имени Моссовета – казалось бы, идеальный рецепт для изголодавшейся по русскоязычной культуре тель-авивской публики. Спектакль «Бог» был заведомо обречен на успех… но н-нет. Сложно определить, что не так. Вроде бы и неплохо сыграно, диалоги почти дословно взяты из первоисточника, само же произведение написано довольно забавно с присущим Вуди Аллену тонким ироническим оттенком. Тем не менее, уже после первого акта выходящие в фойе театра зрители выглядели несколько озадаченными. Вроде бы и рано еще критиковать, да и позволительно ли в подобном случае? На сцене Тель-Авивского театра «Гешер» звездный состав: всеобщий любимец Гоша Куценко, режиссер Московского Академического театра имени Моссовета Виктор Шамиров, который вдобавок исполняет одну из главных ролей. Все актеры, как ни крути, талантливы и знамениты. Но вероятно в этом-то и загвоздка: подобные ожидания не просто оправдать.
Афины, 500 год до нашей эры. На сцене две ключевые фигуры: Писатель (Виктор Шамиров) и Актер (Гоша Куценко). Сюжет построен на ироничных спорах между героями, в которые по ходу действия вплетаются философские рассуждения о Б-ге и смысле бытия. Спустя всего несколько минут после начала спектакля актеры пускаются в импровизацию. В процессе общения со зрителями на сцену из зала попадает чрезмерно активная девушка, вызвав всеобщее недоумение, и только особо проницательные (либо ранее читавшие пьесу) угадывают в происходящем задумку автора.
Постфактум анализируя по кусочкам, действие выглядит довольно остроумно, но, тем не менее, к антракту зрители прилично заскучали. Как-то все было не так – картинка не склеилась. Минус на минус дает плюс, а талант на талант, как выяснилось, может привести к нулю. Планка оказалась слишком высока, поскольку в зрительном зале на этот раз заядлых русскоговорящих театралов разбавили не менее заядлые почитатели творчества Нью-Йоркского «городского невротика».
Вуди Аллена должен ставить сам Вуди Аллен. Уж слишком тонкая грань разделяет его интеллектуально-перченый юмор с банальной пошлостью, которая в постановке била через край. Также стоит отметить используемые приемы адаптации спектакля под израильскую публику. Точнее, единственный прием - повсеместное упоминание морепродуктов, якобы взывающее к ассоциациям «морепродукты-море-побережье-Тель-Авив», да так, чтобы израильский зритель смог явственно ощутить, мол, «да-да, играют именно для тебя!». Вышло примитивно и не в тему.
Конечно, вернуть деньги за билеты вроде никто не просил (я не слышала, во всяком случае), и если бы не два месяца в предвкушении, возможно, произведенный эффект был бы менее удручающим. Но я ждала и мне не понравилось. Как, судя по многочисленным кислым лицам, и большинству присутствующих. Остается вынести и усвоить урок: меньше ожиданий - меньше разочарований. Ну и, соответственно, наоборот.
Марина Саврасова