Даже наикратчайшее описание положения меньшинств в России и СССР не может обойтись без евреев – любимого предмета всех ксенофобов, вне зависимости от уровня их густопсовости, охотнорядчества, охранительного рвения или иных качеств. Александр Солженицын, при всем его таланте, ничем особым не отличился в этом ряду, что занудные по форме, печальные по содержанию и сомнительные по источникам «Двести лет вместе» и подтвердили, скорее всего, вопреки желанию их автора.
Хотя ранние сюжеты еврейской истории на территории России восходят к античности, когда славян еще не существовало, а потомки евреев Хазарского каганата, судя по данным историков, были уничтожены в Припятских болотах только в разгар хмельнитчины, евреи на самой Руси отсутствовали. Что и заставило Ивана Грозного после взятия Полоцка, где они, как и по всей Речи Посполитой, жили, решать, что ему с ними делать. Тогда евреев утопили в проруби. Победа над временно занявшими Москву поляками русского ополчения обеспечила Россию не только династией Романовых, но и евреями-военнопленными. Последовавшие затем разделы Польши превратили евреев в третью по численности национальную группу империи. Завоевание Крыма, Кавказа и Средней Азии пополнило ряды ашкеназов крымчаками, караимами, грузинскими, бухарскими и горскими евреями.
Петр Великий все вопросы решал просто: в Голландии он евреев видел, ничего против них не имел и с охотой использовал - в том числе на высоких постах - евреев крещеных, а некрещеных среди купцов мудро не замечал. Елизавета, «дщерь Петрова», сообщила, отвечая на запрос о возможности евреям торговать с Россией, что «от врагов веры Христовой не желает интересной прибыли». Екатерина определила для евреев «черту оседлости», чем увековечила проблему. К началу XIX века около 30% евреев жили в сельской местности. Как следствие, изданное в 1804 г. «Положение об устройстве евреев», содержало запрет для них с 1808 г. содержать молочные фермы, винокурни, трактиры, постоялые дворы, почтовые станции, магазины, кредитные учреждения, а также проживать в селах. Только когда при Александре II начались реформы, стимулировавшие получение образования, началась интеграция евреев в российское общество. Что, как и в Европе, породило конкуренцию. До 70-х годов XIX века купцов-евреев запрещалось возводить в почетное гражданство и разрешать им участвовать в городском самоуправлении. Касалось это не только центральных губерний, но и Сибири. В 1878 г. газета «Сибирь» писала по поводу Верхнеудинска: «Эксплуатация города и округа евреями и китайцами принимает все более и более обширные размеры. Нет деревушки из 10 домов без китайца и жида». На деле, ссыльные евреи, их потомки и вольные поселенцы в ряде мест составляли критическую для их выживания величину. В городе Баргузин в 1894 г. 45% населения были евреями.
В 1895 г. проверка окружным начальником жалобы городского старосты Кузнецова на скупку евреями хлеба и поднятие на него цен выявила, что хлеб скупал сам староста. В донесении было отмечено: «нет таких евреев, которые занимались бы скупкой хлеба… (они) занимаются полезным трудом». В 1899 и 1900 гг. была по рапорту окружного начальника произведена попытка выселения еврейских торговцев для предотвращения «возможности эксплуатировать тунгуса». Ответ тунгусов примечателен: «…с появлением… Григория Рейхбаума… цена на пушнину очень повысилась, а отпускаемые из лавок припасы и товары ценностью… весьма понизились… Рейхбаумом мы остаемся довольны и единогласно решаем, чтобы этот торговец и впредь будущие годы посещал наши торжки». В 1900 г. была запрещена действовавшая более 50 лет развозная торговля евреев с бурятскими улусами. Панический рапорт местных властей губернатору Надарову отметил: «Всё это грозит уходом рабочих с приисков и полнейшим разорением золотодобытчиков и купцов».
Впрочем, в Сибири предпринимательская деятельность евреев была запрещена, за исключением ссыльных и их детей «по месту приписки». В Алтайском горном округе, как личном владении императора, было запрещено даже временное пребывание евреев. В северных округах Тобольской губернии с начала ХХ века запрещено пребывание евреев-купцов из потомков ссыльных - в итоге разорились рыбные промыслы в низовьях Оби. Свидетельства сибирских авторов противоречат властным новациям. «…Еврей делается образцом и примером для неподвижного сибиряка горожанина, которому есть чему у него поучиться. Для Сибири еврей пригоден и полезен» (С.В.Максимов). «Евреи, являясь деятельным и предприимчивым элементом, при отсутствии ограничительных мер, несомненно, еще в большей степени оживили бы слабо развитую сибирскую промышленность, от чего, прежде всего государство бы выиграло» (Ю.Островский). Впрочем, этими источниками Александр Исаевич не пользовался. Руки не дошли, или его изначальной концепции они противоречили – кого это теперь волнует?!
В 1914 г., во исполнение распоряжения Верховного главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича о выселении в 24 часа всех евреев из зоны военных действий или губерний, расположенных вблизи нее (Польша, Галиция, Литва), было выселено первоначально до 600 тысяч, а в развитие распоряжения - до 2 миллионов человек. И это притом, что до 1917 г. для ограничения «еврейского капитала» право выезда «за черту» имели только торговцы, не менее 5 лет состоявшие в 1-й гильдии, а право свободного места проживания - не менее 10 лет состоящие в ней.
Последующие события, от революции до Холокоста и от убийства Михоэлса до Большой Алии 90-х известны хорошо. Имеет смысл остановиться лишь на распространенном мифе о том, что уничтожение евреев на оккупированных территориях было спровоцировано ролью местных евреев в установлении советской власти и проведении предвоенных репрессий.
Реальное положение дел характеризует положение евреев в Советской Литве в 1939-1941 гг. В Народном сейме, провозгласившем Литву советской республикой с просьбой принять ее в СССР, участвовало 78 депутатов, из которых евреями были 4 человека, или 5,1% из примерно 7%, которые они составляли в населении. В ходе земельной реформы 1940 г. число претендентов на землю раскулаченных составило 201 700 семей. Ни одной еврейской. Госкомиссия состояла из 8 человек, а в уездных и волостных комиссиях работало около 1 500 человек. Ни одного еврея. В землемерных бригадах из 2 900 человек евреев - ноль. В органах власти в Литве на 1941 г. из 56 секретарей комитетов республиканской Компартии евреев было 3 человека. Из 119 волостных парторгов евреев – 5. Из 54 руководителей уездных и городских исполкомов – ни одного. Наконец, в числе 44 руководителей уездных и городских отделов НКВД был 1 еврей. Зато в числе репрессированных они заметно выделялись. 2 600 евреев, подвергшихся репрессиям в Литве, составили 8,9% от общего числа арестованных. В июне 1941 г. эта доля составляла уже 13,5%. Из 986 национализированных промышленных предприятий 560 принадлежало евреям, из 1 600 торговых предприятий - 1 320, из 14 000 национализированных домов большинство – еврейские.
Холокост лишь завершил то, что начала советская власть, а после войны советская власть постепенно закончила то, что делал Третий Рейх. Впрочем, большого счастья от исчезновения евреев аборигены не ощутили. Как было сказано ученым в рамках полевого исследования, посвященного отношению к этому вопросу местного населения Украины и Белоруссии: «У нас… и цвому не дадут житии… як прытеснялы еурэеу, шо прытеснялы спецыяльно… И оказывается, еурэи особо розумнийши були люды и… способствовал Господь йим за то, шобы… давау йим у голову то, шо не могло даты мужикови». Вот, как-то так…
NewsWe.com