Женщин, прославивших своё имя в науке, конечно же, меньше, чем в других областях. Какой же вклад при этом еврейских женщин? Сначала немного статистики, основанной на присуждении Нобелевских премий – этой высшей оценки человеческих достижений. Среди 768 лауреатов только 33 женщины (4,3%), при этом еврейских женщин 9: 3 по литературе, 4 по физиологии и медицине, одна по физике и одна премия, связанная с борьбой за мир. Всего женщин лауреатов за достижения в науке 12, из них еврейских 5 (42%). Эта статистика впечатляет, особенно если учесть, что многие, пробиваясь в науке, испытывали двойную дискриминацию, как женщины и как еврейки, а некоторые стали жертвами Холокоста и Большого Террора.
10 выдающихся женщин, которых я предлагаю вниманию читателей, составляют 5 Нобелевских лауреатов: Рита Леви-Монталчини, Герти Тереза Кори, Гертруда Элион, Розалин Яллоу, Мария Гопперт-Майер, а также 5 выдающихся учёных: Розалин Франклин, Амали Эмми Нётер, Лиза Метнер, Грейс Хоппер, Лина Штерн.
1. Рита Леви-Монталчини родилась в Турине в 1909 г. в сефардской семье и, несмотря на возражения отца, что профессиональная карьера не совместима с обязанностями жены и матери, решила посвятить себя медицине и физиологии. Закончив в 1936 Туринскую медицинскую школу, она стала специализироваться на неврологии. Однако пришедший к власти фашистский режим Муссолини запретил евреям заниматься наукой. В 1939 она уезжает в Бельгию и работает в нейрологическом институте Брюсселя, но и туда приходят нацисты. Рита возвращается в Италию и прячется на ферме недалеко от Турина, где создаёт домашнюю лабораторию и в ней начинает свои знаменитые опыты с куриными эмбрионами, изучая влияние различных факторов на рост нервных волокон. После войны Рита переезжает в США, где продолжает свои исследования и делает открытия, имеющие фундаментальное значение, как отмечено в решении Нобелевского комитета о присуждении ей премии, для понимания механизмов регуляции роста клеток и органов. Элегантная жизнерадостная женщина с серыми глазами, она никогда не была замужем и не имела детей. Возможно она помнила, что говорил ей папа. В 2006 г. пожизненный сенатор Рита Леви-Монталчини в 97 лет открывала сессию итальянского парламента.
2. Герти Тереза Кори (1896-1957) родилась в Праге в семье преуспевающего бизнесмена и училась на медицинском факультете Пражского университета, где познакомилась с Карлом Кори, ставшим её мужем и коллегой по совместным научным работам. В 1922 супруги переехали в США, где Карл получил работу в институте Парка в Баффало и где они продолжали совместные исследования биохимических реакций превращения глюкозы в гликоген и обратно. Полный цикл открытого ими превращения назван циклом Кори. Гликоген состоит из объединёных в цепи молекул глюкозы и представляет собой биохимическую форму, в которой попадающая в кровь глюкоза откладывается в мышцах и печени. Цикл Кори объясняет движение энергии в теле человека,а также причины сахарного диабета и других болезней. В 1947 г. супруги Кори совместно получили Нобелевскую премию, это первый и единственный случай в истории. Удивительно дружная семья увлекалась альпинизмом, теннисом и своей творческой работой, когда, как говорила Герти, возникают незабываемые моменты истины и счастья. Она первой получила Нобелевскую премию в Америке. На Луне есть кратер, названный её именем.
3. Гертруда Элион (1918-1999) родилась в Нью-Йорке в семье эмигрантов из России и Литвы. Кумирами Труди (так её звали в семье) были Луи Пастер и Мария Кюри, и она рвалась в науку. Но её отец, как и многие в 1929, стал банкротом. Труди только благодаря высоким оценкам смогла попасть в бесплатный Хантер-колледж. После его окончания она 7 лет работала на разных работах, чтобы скопить деньги на дальнейшую учёбу в Нью-Йоркском университете, но так и не смогла получить докторскую степень. После нескольких лет, когда она не могла найти работу биохимика из-за дискриминации женщин, наконец, её взяли в 1942 г. в филиал Британской фармацевтической компании, где начались её звёздные часы как исследователя. Разработанная Элион методика позволила определить разницу в биохимии поведения нормальных и ненормальных (больных) клеток, что в свою очередь позволило ей разработать лекарства, уничтожающие больные клетки и не влияющие на здоровые. Её открытия имели революционный эффект в лечении таких болезней, как герпес, малярия, менингит и др. Её лекарства используются также против отторжения пересаженных органов и были первыми, которые применили в борьбе со СПИДом. Она получила Нобелевскую премию в 1988 и стала первым лауреатом без докторской степени. У неё не было мужа и детей, но всегда была идея находить новые задачи для исследований, новые вершины для их преодоления.
4. Розалин Яллоу (1921-1972) родилась в Нью-Йорке в семье среднего достатка. Она закончила Хантер-колледж, а затем Иллинойский университет. В 1943 вышла замуж за Арона Яллоу, сына раввина, и родила 2-х детей в период 1946-1950 гг., когда преподавала в Хантер-колледже. Работая позже в больнице ветеранов в Бронксе она развила свой революционный метод радиоиммунного анализа, который позволил, используя меченые радиоактивные атомы, определять различные биологические и фармакологические субстанции в крови человека, что сыграло огромную роль в клинической медицине всего мира. Нобелевскую премию она получила в 1977 г. Яллоу всегда осознавала себя еврейской женщиной. Несмотря на долгие часы работы в больнице, она дома готовила кошерную пищу для семьи и считала свой дом домом ортодоксальных евреев. Её жизнь показала, что можно быть выдающейся учёной и при этом прекрасной женой и матерью.
5. Мария Гёпперт-Майер (1906-1972) родилась в Катовицах (Польша) в семье профессора-педиатра. Её детство и юность прошли в центре европейской научной элиты, городе Геттингеме. В университете, где она училась, Марию окружали блестящие молодые физики, ставшие впоследствии Нобелевскими лауреатами: Ферми, Паули, Дирак, Гейзенберг и др. В 1930 она выходит замуж за физика Джозефа Майера и уезжает с ним на его родину в США, где несколько лет работает без оплаты вместе с мужем, занимавшем место профессора в университетах Балтимора и Чикаго. Занимаясь актуальными вопросами теоретической физики, Гёпперт-Майер разработала оболочковую модель атомного ядра, объяснив его стабильность наличием определённого количества нуклонов (пар протонов и нейтронов) на каждой оболочке, которое определяется так называемыми магическими числами 2, 8, 20, 28, 50, 82, 126. Майер элегантно объясняла строение ядра как танцы вальсирующих пар в закрытом и ограниченном зале. Она получила Нобелевскую премию по физике, которую до неё получила только Мария Кюри. Теоретические расчёты, проведённые Майер по просьбе Теллера, помогли ему при создании водородной бомбы.
6. Розалинд Франклин (1920-1958) родилась в Лондоне в обеспеченной семье, где одним из родственников её мамы был Мозес Монтефиоре, знаменитый еврейский филантроп, а отец принадлежал к известному семейству банкиров. В 15 лет она твёрдо решила заняться наукой, что отнюдь не было обычным для девушек того времени и из таких семей. Закончив в 1938 Кембридж, Розалинд стала там же изучать кристаллографические структуры с помощью рентгеновских лучей. Дальнейшая её работа в промышленности, связанная с определением структур углерода (угля и кокса) получила высокую оценку. Но её звёздные часы наступили в 1950 г., когда в Лондонском королевском колледже Франклин стала изучать генетическую молекулу ДНК, используя метод дифракции. Полученные в 1951 г. фотографии позволили ей сделать вывод, что ДНК имеет 2 различных формы в виде спирали. Это фундаментальное открытие 20 века не было оценено её коллегами по колледжу, где женщины, а тем более еврейки, даже не имели права находиться в общей комнате с мужчинами. В 1953 Крик и Уотсон построили знаменитую пространственную модель ДНК, используя данные Франклин, которые получили без её знания и согласия об этом. Они стали Нобелевскими лауреатами, а Розалинд Франклин умерла от рака в 38 лет (как следствие длительной работы с рентгеном) ещё до присуждения премии, которую дают только живым. Уже зная о своей страшной болезни, она продолжала работать и впервые определила генетическую структуру вируса табачной мозаики.
7. Амали Эмми Нётер (1882-1935) родилась в немецком городе Эрландере. Её отец, известный математик, был профессором местного университета. Амали, хотя больше всего любила музыку и танцы, всё же решила стать математиком, как её отец. Только в 1904 женщинам разрешили поступать в университет Эрландера, окончив который, она хотела продолжить учёбу в знаменитом университете Гёттингена, но там женщин по-прежнему не принимали. Ей помог прослушать математический курс Давид Гилберт (знаменитый математик), который записал Амали под своим именем. Хотя ей долгое время не давали возможности преподавать, её научные работы были в центре математической мысли Гёттингема. Она создала новое направление в математике - абстрактную алгебру с элегантными математическими построениями. Её знаменитая теорема в теоретической физике, связывающая законы симметрии системы с законами её сохранения, названа именем Нётер. В 1933 она уехала от нацизма в США, где умерла во время операции. Эйнштейн считал её самой гениальной творческой личностью среди женщин-учёных.
8. Лиза Мейтнер (1878-1968) родилась в Вене и стала одной из первых женщин, получивших степень доктора в Венском университете. Её дальнейшая научная судьба связана с многолетней работой в Берлине с немецким физиком Отто Ганом. В 1918 г. они открыли 91-ый элемент периодической системы протактиниум. Лиза и Отто уже были близки к открытию расщепления атомов урана, но в 1938 Лиза вынуждена была бежать из нацисткой Германии в Швецию. 9 месяцев спустя Ган опубликовал сообщение об зтом открытии, даже не упоминув о Лизе, которая провела большую часть экспериментов. При этом он, сомневаясь в своих выводах, бомбардировал её письмами с просьбой анализа результатов. Мейтнер не только теоретически обосновала сообщение Гана, но и первая в мире рассчитала, какое количество энергии может выделиться при расщеплении атомного ядра, о чём она информировала Нильса Бора, который в свою очередь информировал американских физиков. Через 6,5 лет в небе над Хиросимой взорвалась атомная бомба, что было для Мейтнер большим стрессом. В 1946 она переехала в США, где занималась преподаванием. Отто Ган получил Нобелевскую премию, а Лиза Мейтнер - нет, и это второй случай несправедливости после Розалинд Франклин.
Список еврейских женщин Нобелевских лауреатов, без сомнения, должен был увеличен на две фамилии.
9. Грейс Хоппер (1906-1992) родилась в Нью-Йорке и закончила Йельский университет в 1934 г. С 1943 служила в резервных службах Военно-морского флота США, работая на прародителях компьютеров - электронно-механических вычислительных машинах Марк 1, а затем Марк 2 и Марк 3. Хоппер стала пионером компьютерной науки, создав для зтих машин первые в истории программы. С 1949 г., работая в команде разработчиков одного из первых компьютеров UNIVAC, она стала лидером создания компьютерного языка COBOL, который, как она и задумала, был близок к английскому. Хоппер также разработала первый компилятор и систему тестирования компьютеров, принятую Национальным бюро стандартов. Она ввела в обиход компьютерщиков слово bug, означающее ошибку, сбой в компьютерной программе. Прослужив много лет в резерве флота, она получила звание Командора (Адмирала) и была назначена Главным аналитиком флота. Её имя носит военный фрегат. Хоппер получила более 8 престижных наград и была похоронена на Арлингтонском кладбище. Дружеский шарж в New-York Times изображал Грейс перед вратами рая, в которые она отказывается войти, пока апостол Пётр не обзаведётся компьютером.
10. Лина Штерн (1878-1968) родилась в Латвии в богатой семье. В Московский университет её не приняли из-за процентной нормы, и она училась в Швейцарии, где в 1903 г. с блеском закончила Женевский университет, опубликовав к этому времени несколько работ по физиологии дыхания, сделавших её имя известным в научном мире. Вскоре она первая из женщин получает кафедру в своей альма-матер и приступает к изучению физиологии мозга и центральной нервной системы, её работы в этой области становятся пионерскими. В 1925 г. Штерн принимает неожиданное решение, которое повергло в смятение всех её коллег, она уезжает в СССР, где получает место директора и научного руководителя Института физиологии в Москве, для развития которого она вкладывает весь свой капитал, заработанный на Западе. В 1939 Штерн становится первой женщиной избранной в Академию наук. Разработанные ей методы лечения (специальные инъекции в мозг) помогли спасти жизнь тысячам детей, больных менингитом, а в годы войны спасали раненых, находящихся в шоке. В 1941 она входит в состав Еврейского антифашисткого комитета, который собрал в Америке огромные деньги в фонд победы над фашизмом. В 1948 весь комитет был приговорён к расстрелу за исключением Штерн, фамилию которой Сталин собственноручно вычеркнул из расстрельного списка. Возможно, параноидный диктатор, зная что Штерн работает над проблемами продления жизни, рассчитывал на её помощь. 3 года Штерн провела в тюрьме и вернулась в Москву после того, как Сталин отправился в ад. Она нашла в себе силы продолжить работу и достигла больших успехов в изучении окислительных процессов в организмах, физиологии эндокринных систем, проблем сна и др.