Элиэзер Шаргородский Израиль Политолог обновлено April 8, 2012

Категории

Теги автора Мири Штейн

Архивы

Обзор статей » Еврейская традиция

  • Непричесанные мысли об Агаде

    1) Что важнее­: события или рассказ о них?

    Шмот 10: "/1/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "ИДИ К ФАРАОНУ, ИБО ОЖЕСТОЧИЛ Я СЕРДЦЕ ЕГО И СЕРДЦЕ СЛУГ ЕГО, ДАБЫ СОВЕРШИТЬ МНЕ ВСЕ ЭТИ ЗНАМЕНИЯ МОИ НА НИХ, /2/ И ДАБЫ РАССКАЗЫВАЛ ТЫ СЫНУ ТВОЕМУ И СЫНУ СЫНА ТВОЕГО О ТОМ, КАК НАКАЗЫВАЛ Я ЕГИПТЯН, И О ЗНАМЕНИЯХ МОИХ, КОТОРЫЕ Я СОВЕРШИЛ В СРЕДЕ ИХ, И ПОЗНАЕТЕ, ЧТО Я - БОГ". Следуя книге Шмот выходит, что при всей важности событий, свидетельство о них важнее. А это значит, что сидя перед мацой, мы будем не только стараться воспроизвести реалии 3325-тилетней давности, а ровно наоборот – мы будем вести рассказ, ради которого Всевышний освободил нас из египетского рабства.

    2) С чего начинается свобода?

    В начале самого рассказа, "Магида", мы говорим, указывая на мацу: "Всякий, кто голоден, пусть придет и ест. Всякий, кто нуждается в праздновании Песаха, пусть придет и празднует его вместе с нами". Повествование начинается с приглашения, а ведь все гости, голодные и нуждающиеся, уже сидят за столом. Почему? Потому что свобода начинается с добродетели (на иврите хесед) – главного свойства Авраама, первого еврея, отличающего также еврейский народ от Египта. Иными словами, рабство народа и человека выражается не только в его социо-экономическом статусе, а прежде всего в его моральных качествах. Приглашение на Песах, позволяющее этим качествам проявиться, дает возможность утверждать: несмотря на то, что «сегодня мы находимся в изгнании, (...) в будущем году мы будем праздновать этот праздник в Земле Израиля, (...) свободными людьми.»

    3) С чего начинается рассказ?

    "Начинаем с упрека, завершаем похвалой" – по такому принципу предлагает Мишна вести рассказ. О том, в чем заключается упрек, мнение мудрецов Талмуда расходится: Рава видит это в том, что "рабами были мы фараону в Египте"; Рав считает, что упреком является то, что "в давние времена идолопоклонниками были предки наши". Итак, что хуже: рабство или идолопоклонство, отсутствие свободы или отсутствие истины? Ответ агады простой: в ней приведены оба мнения, но мнение Рава – первое. Рабство хуже. Почему? Скажите сами. Я приведу лишь одно мнение: раб истины не ищет, она ему только мешает. А свободный человек её ищет, он без нее не может жить. Поэтому, видимо, Всевышний дарит нам Тору  не в Египте, а там и тогда, где и когда на нее есть спрос.

    У Платона есть тоже нечто похожее: в примере "пещеры" мы видим, как человеку открывается свет только после того, как он освобождается от своих уз. 

    4) Маца – хлеб скудности или свободы?

    "Вот хлеб скудности, который ели наши отцы" – с этих слов мы начинаем "магид".

    Будучи рабами, евреи ели мацу и из-за того что не было достаточно времени испечь хлеб, и потому что маца, так как она переваривается дольше хлеба, при том же количестве пищи оставляет большее ощущение сытости.

    Однако, маца - это прежде всего символ свободы, как сказано в продолжении рассказа об Исходе: «Эта маца, которую мы едим - знак чего она? Она знак того, что тесто наших отцов еще не успело закваситься, когда Царь царей, Пресвятой, да будет Он благословлен, открылся  и вывел их, как сказано (Исход, 12;39): «И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, лепешками пресными, потому что не успело оно закваситься, потому что выгнаны были из Египта и не могли медлить и даже пищи не приготовили себе». В данном случае, маца выражает идею управления историей Всевышним: не сами мы, хорошо подумав, решили, когда выходить; народ вышел по плану Б-га, поспешно, и маца выражает эту поспешность. Соединяя оба значения мацы, можно сказать, что в Песах маца превращается из скудного хлеба в хлеб свободы.

    5) В чем виноват четвертый сын?

    Грех нечестивовго сына известен всем. Он выводит себя из общины Израиля и тем самым отрицает самые основы (существования евреев). Понятно, за что ему следует притупить зубы. Но обратим внимание: цитата Торы, которой мы отвечаем сыну, не умеющему спрашивать, та же, что приводится в ответе нечестивому. Трудно не заметить намек: неумеющий спрашивать - потенциальный нечестивый. В чем, почему? Неужели потому что он может стать легкой добычей нечестивого? Вероятно, но не только! После всех этих чудес и знамений, на фоне всей режиссуры Седера, призванной пробудить твое любопытство, ты все еще спишь! В тебе отнемела основа того, что делает тебя человеком – способность обращать внимание на окружающий мир, удивляться, задавать вопросы! Или же ты просто настолько лишен уверенности в себе! Так или иначе, в покое мы тебя не оставим!

    6) Чем нечестивый отличается от мудрого?

    "Что это за служение у вас?", задает нечестивый сын известный вопрос. "У вас" (подчеркивает он) - а не у него, выводя себя из общины Израиля. Но ведь и мудрый говорит: "Каковы свидетельства, правила и законы, которые заповедовал вам Господь, Бог наш?". В его вопросе тоже звучит слово "вам"! В чем же разница? Во первых, говоря "Бог наш", он себя включает в общину Израиля. Свидетельства, правила и законы, он называет "вашими" именно потому что они ему пока не понятны и он не может их назвать "своими". Однако, в отличии от нечестивого, обобщающего все одним авода ("служение" или, точнее "труд" от общего корня со словом авдут - "рабство"), вопрос мудрого выражает уважение к еврейскому наследию обращая внимание на его разные формы. И всё же, в ответе ему есть, возможно, скрытая критика. "Нельзя есть что-либо после афикомана", говорят ему. Какое отношение к вопросу? Он ищет смысл, а ему отвечают лишь правилом! Возможно в этом есть намек, на то, что всё это его несмотря на то, что своей мудростью он это еще не постиг. Причастность предшествует пониманию. 

    7) О чем умалчиваеет Агада?

    Чтобы рассказ был цельным, он должен быть незавершенным. Главного в Агаде нет. Нет пятого бокала, пятого этапа Избавления и пятого сына. Пятые бокал и этап – "и привел вас в Землю" – соответствуют приходу народа в Страну Израиля, а пятый сын - это тот, которого на Седере нет, но которого мы ждем. Почему Агада о них умалчивает? Потому что пятого сына мы все еще действительно ищем, и потому что в Страну мы пришли, но далеко не все. Агада ждет, чтобы последнюю, пятую ее часть дописали именно мы. 

    Хаг Песах самеах!

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев