В номере:
Еврейский туризм в Украине: а воз и ныне там?:
— Такого разнообразия еврейских объектов туризма, как в Украине, нет нигде. Количество маршрутов и тем неисчерпаемо — от поездок по местечкам и экскурсий по еврейской Одессе до малоизвестных караимских пещерных городов Крыма и объектов хазарской археологии.
Мы и есть последние египтяне — неортодоксальный взгляд ортодоксального раввина на феномен Исхода:
— Что евреи вынесли из Египта? Почему они чужие в этом мире? Чем чревато лицемерие еврейских структур? Есть ли смысл в слепом исполнении заповедей? На эти и многие другие вопросы отвечает раввин Галицкой синагоги Киева Пинхас Розенфельд.
«Неєвреї всієї України, гуртуйтеся!» — Владимир Миндлин о феномене антисемитизма в украинском сегменте Интернета:
— Практически все зарегистрированные Минюстом праворадикальные партии в своих центральных Интернет-изданиях избегают антисемитской риторики. Но в региональных сетевых ресурсах подобные проявления все же встречаются.
Кто боится фиксированного членства? — задается вопросом Олег Ростовцев:
— Еврейским лидерам настоящее членство в их организациях не нужно. Что они будут делать с людьми, которые не просто «имеют сказать пару слов», но регулярно платят взносы, желая получать за это полную информацию о том, чем и как занимается эта структура, участвуют в обсуждении бюджета и т.п.
«Я точно стал лучше!» — владелец «Евросети» Александр Малис о себе, бизнесе и иудаизме:
— Религиозному человеку проще в бизнесе. Во-первых, люди лучше понимают, где причина, а где следствие; во-вторых, наши религиозные законы требуют честного отношения к бизнесу. Быть честным выгодно.
Исчезнут ли «венгры иудейской веры»? — из 100 тысяч евреев страны иудеями официально числится каждый пятый:
— В ответ на мой вопрос: «Какие у вас отношения с местным населением?» Илана, владелица одного из будапештских ресторанчиков, удивленно вскинула брови: «Кого вы имеете в виду — венгров? Это мы, евреи, коренное население. Мы живем здесь со времен римлян, а венгры появились только в девятом веке новой эры!»
Мы, как и весь иранский народ… — еврейская община лояльна режиму аятолл:
— «Тегеранский режим заинтересован в демонстрации хорошего отношения к местным евреям, — говорит Меир Литвак. — Это укрепит мнение о том, что евреи могут прекрасно жить под мусульманской властью, и никакой необходимости в существовании еврейского государства нет».
Еврей поборется с Чавесом — кандидатом от оппозиции на выборах президента Венесуэлы стал Энрике Каприлес Радонски:
— Отец молодого губернатора штата Миранда — сефард с острова Кюрасао. Прадедушка и прабабушка Радонски по материнской линии были уничтожены в Треблинке, а его бабушка пряталась от гестапо в подвале своего дома в Варшаве.
Тулуза, Франция и ислам — заметки философа Бернар-Анри Леви:
— Гражданское общество оказалось на высоте. Доказательства? Масштабы прошедшей в тот же вечер импровизированной демонстрации. Учителя, которые провели в школах минуту молчания. Облачившиеся в траур имамы. Проявившие братские чувства арабские интеллектуалы. В кои-то веки я не услышал причитаний о тяжелом детстве убийцы…
Тулузская рулетка — размышления Вячеслава Лихачева о бойне в «Оцар а-Тора»:
— Почему-то в нашем европоцентричном сознании легче уместить акт террора в исполнении необразованного и нищего выходца из Кашмира, Хиджаза или Наблуса, чем уроженца страны, давшей миру Декларацию прав человека и гражданина, просветителей и эмансипацию. На самом деле, тулузский стрелок, конечно, не уникален.
Рисунки по памяти, или Воспоминания отсидента — отрывки из мемуаров президента Ассоциации психиатров Украины Семена Глузмана:
— Матрос Вындыш не был антисоветчиком. В Черновцах тихо говорили о сладостях прежней, досоветской жизни, поездках в другие страны. Он попросту хотел увидеть все эти сладости, жить в них. И решил бежать. Ночью ему удалось незаметно спуститься по якорной цепи в море. Целью был американский корабль, и он поплыл к нему.
Небывший бывший — экс-посланник «Сохнута» о морали, человеческих судьбах и сонливой совести:
— Большинство твоих «клиентов» давно забыли тебя. Другие до сих пор проклинают. Для всех них ты — та точка отсчета, после которой жизнь изменилась до неузнаваемости. Морально ли это — убеждать людей бросить все, что у них есть, и переселиться в другую страну?
Победители и побежденные — д-р Алек Эпштейн комментирует итоги праймериз в «Кадиме»:
— Шауль Мофаз выиграл, но израильтяне проиграли. «Кадима» во главе с генералом Мофазом — это, как минимум, правоцентристская, если не правая, партия. Идеологически она ничуть не «левее» правительства Нетаниягу, а потому не может считаться политической альтернативой ему.
«Дамское счастье» на берегах Нила — кому достанется бывшая еврейская торговая империя?
— Египтяне постарше помнят, что когда-то магазин «Омар Эффенди» принадлежал евреям, после чего был национализирован, но молодые относятся к заведению несколько свысока: за 156 лет магазин лишился не только еврейских хозяев, но и большей части своего очарования.
Больно мне, больно... — Вячеслав Бакис о самом «еврейском» фильме Сидни Люмета — «Ростовщик»:
— В восточном Гарлеме есть ломбард. Им владеет Сол Назерман, плотно сбитый сумрачный еврей лет 50-ти. Бедняки несут ему последнее, а кто заложил уж самое распоследнее, может напоследок врезать в глаза: «Жид!» Но Солу не привыкать, знай накалывает на свой гвоздь квитанции, как Кащей на иглу души.
Моисей для чайников — сам факт появления в серии «ЖЗЛ» книги о Моисее — это претензия на прорыв:
— Даже не знаешь, чему больше удивляться: тому ли, что издательство «Молодая гвардия», когда-то отличавшееся особой «любовью» к евреям, ударилось в другую крайность, или тому, что в документальной серии появилось жизнеописание библейского персонажа.
Электронная версия газеты доступна на сайте: http://hadashot.kiev.ua