Еще до первой алии и основания сельскохозяйственных поселений идея сионизма воплотилась – как и подобает евреям – в создании школы. Сельскохозяйственная школа Микве-Исраэль («Надежда Израиля») переживала взлеты и падения и не всегда служила идеалам сионизма, но именно она была первой, кто претворил их в жизнь.
Эфрат Краус
Костюм-тройка и галстук-бабочка Адольфа Кремье сыграли решающую роль. Еще до судьбоносного заседания в 1869 году, на котором было принято решение о создании первой сельскохозяйственной школы в Эрец-Исраэль, евреев занимала мысль о заселении Святой Земли. Об этом говорили в основном в синагогах, во время молитв и субботней «драши», но это оставалось лишь духовной материей. Были и немногие, которые претворяли эту идею в жизнь, как например, ученики Виленского Гаона, приехавшие в Землю Израиля уже в 1808 году, или рав Калишер и рав Алкалай, которые призывали к практическим действиям; но и они подпадали под определение «мечта об Избавлении» – духовное, разумеется. В 1869 году никто и не мечтал о первой алие. Прошло более десяти лет, пока евреи поднялись в 1882 году и направились в сторону Иерусалима.
Школа Микве-Исраэль была основана именно тогда. Инициаторами этого стали французские евреи – банкиры, государственные деятели и коммерсанты, состоятельные и роскошно одетые, члены организации «Коль Исраэль хаверим». Это были люди высокого полета. Их роскошные костюмы превратили обсуждаемую ими тему в дело большой исторической важности. Дым дорогих сигар вился в воздухе, а на улице ждали кареты, чтобы отвезти своих господ на следующее заседание. И сразу становилось ясно, что речь идет не о каких-нибудь воздушных замках. Когда на их стол легло предложение о создании школы, они не стали подсчитывать срок прихода Машиаха, а взялись оценить величину расходов, дебет и кредит.
Решение было принято, и заповедь заселения Земли Израиля в одночасье превратилась из розовой мечты в реальность, которую готовы обсуждать люди, мыслящие здраво и практично. Они не забыли попросить у тех, кто займется выполнением решения, посылать им несколько раз в год подробный отчет, содержащий сведения о расходах, покупках, а также успехах учащихся, и закончили заседание с чувством глубокого удовлетворения. В Земле Израиля в то время привыкли представлять отчеты только Владыке мира.
Коль Исраэль хаверим
В 1860 году во Франции была создана организация «Коль Исраэль хаверим» («Все евреи друзья»), или по-французски «Альянс». Ее создатели были движимы глубоким и искренним стремлением помочь еврейскому народу. Членами организации были жители Франции, выросшие на идеях Французской революции. Они стали неотъемлемой частью общества страны, в которой жили, и стремились помочь другим евреям достичь того же. У них были еврейская гордость и чувство коллективной ответственности. Они были убеждены, что невежество есть основной камень преткновения на пути к лучшей жизни. Они верили, что если будут созданы хорошие школы и дети получат качественное образование, перед евреями откроются широкие возможности, и наш народ расправит плечи. Поэтому они посвятили свои деньги и силы созданию сети еврейских школ «Альянс» во многих странах мира. Такие школы были созданы, например, в Египте, Сирии и Марокко. В них еврейских детей обучали французской культуре, которая «раскрывает двери». Члены «Коль Исраэль хаверим» не противились преподаванию религиозных наук, но ведь их еврейские дети изучали в течение многих поколений, и все же оставались в гетто.
Во второй половине 19 века «Коль Исраэль хаверим» оформилась как организация, обладающая большой экономической, национальной и общественной силой, и рав Калишер признавал, несмотря на все идеологические различия, ее потенциал в развитии Земли Израиля. В плане возвращения в Сион, который он разработал, были пункты, говорящие о необходимости покупки земель и приезде евреев, которые бы обрабатывали эти земли. Для этого рав Калишер рекомендовал основать в Эрец-Исраэль сельскохозяйственную школу, которая подготовила бы новое поколение земледельцев. В 1866 году рав Калишер обратился к членам «Коль Исраэль хаверим» с просьбой объединить силы. Он предложил перечислить им все средства, собранные для заселения Земли Израиля, с условием, что они возьмут на себя обязательство действовать. Но в «Альянсе» колебались. Заселение Земли Израиля не входило в число их стремлений, и когда рав Калишер и его помощники говорили на их общих встречах о массовой алие и покупке земель, почтенные французские господа начинали ерзать на стульях, испытывая чувство неловкости. Они опасались, что народы мира воспримут такой шаг как еврейский мятеж. В письме к раву Йосефу Натонеку они объясняют свою позицию: «Кто способен предвидеть результаты таких действий? Вы легко поймете, что общество «Коль Исраэль хаверим» не может поддержать действие, которое, по его мнению, опирается на опасную основу» (приведено в книге Йосефа Шапиро «Сто лет: Микве-Исраэль», стр. 57). Но один из членов «Альянса» – Шарль Неттер – зажегся этой идеей.
Начало
Шарль Неттер, богатый коммерсант, был одним из основателей «Альянса» и главным вдохновителем его деятельности. Он принимал активное участие в создании школ в Северной Африке, и в возрасте 43 лет, во время поездки в Египет, непреднамеренно оказался замешан в дело, которое станет главным делом его жизни. Из Египта Неттер послал в «Альянс» отчет о положении египетских евреев, а также о том, что евреи Ирана терпят многочисленные трудности из-за гонений. «Они хотят уехать в Эрец-Исраэль» – написал он в отчете, и когда еще раз обмакнул перо в чернила, в его голове возникла идея, которую он слышал и раньше, но которая прежде не оформилась в его сознании. Он предложил создать агенство по иммиграции в Землю Израиля для бедных евреев, которые испытывают страдания в странах, где живут, и даже обязался продолжить свое путешествие в Святую Землю, чтобы проверить, каковы там условия абсорбции.
Когда письмо пришло во Францию, на стол организации «Коль Исраэль хаверим» легли еще два письма: одно от евреев Грузии, которые просили оказать им содействие в алие в Землю Израиля, чтобы заниматься там земледелием, а второе из Иерусалима: «Мы не просим милостыни, мы просим работы. Дайте нам работу и инструменты и направьте сюда людей, которые обучили бы нас земледелию» (там же, стр. 60).
И хотя до тех пор члены «Коль Исраэль хаверим» не занимались вопросами алии, но помощь евреям, находящимся в трудном положении, определенно была частью их деятельности. На заседании комитета в 1868 году было решено принять предложение Шарля Неттера и попросить его посетить Эрец-Исраэль, чтобы изучить положение дел и проверить, возможно ли создать там еврейское земледелие. Кремье послал письмо Неттеру, в котором просил его проверить, можно ли заинтересовать молодежь земледелием. Неттер не стал откладывать дело в долгий ящик и летом того же года отправился в Землю Израиля. Жара и малярийные комары не испугали его, и в течение шести недель он ездил по стране, посетив все места, где жили евреи: Иерусалим, Цфат, Хеврон, Тверия и Яффо. Это путешествие усилило его еврейское самосознание, и он был очень взволнован. С того момента в личности Неттера соединились мировоззрение просвещенного француза, свойственное членам «Альянса», и мечты рава Калишера об Избавлении народа Израиля.
В Эрец-Исраэль Неттер увидел ужасающую бедность. В пяти вышеперечисленных городах жили 13 тысяч евреев. Из всех трудоспособных мужчин лишь 15% были заняты на каких-либо работах, остальные жили на средства «халуки» и были лишены самого необходимого. Вместе с этим, Неттер увидел в Земле Израиля сильную жажду жизни – простой и честной трудовой жизни, при которой ноги твердо стоят на земле, а не плывут по воздуху.
Он не удовлетворился кратким отчетом, а послал в Париж подробный анализ положения. Он написал: все здесь согласны с тем, что решением проблемы бедности евреев Эрец-Исраэль станет покупка земель и создание еврейского сельского хозяйства, но вопрос в том, как это осуществить. Неттер утверждал, что еврейский народ не занимался земледелием в течение многих поколений, и поэтому всякая попытка поселить людей на земле и дать им в руки плуг и серп закончится провалом. «Я убежден, что необходимо время, чтобы исцелить укоренившееся зло, – писал он. – Желая ускорить процесс, можно столкнуться с препятствиями, которые нанесут непоправимый ущерб нашему делу. Мы не можем вмешиваться в существующее положение дел до тех пор, пока не будем в состоянии его изменить на лучшее» (там же, стр. 65).
Неттер считал, что процесс должен начаться с создания сельскохозяйственной школы, которая подготовит знающих земледельцев. И после основания школы Неттер продолжал настаивать на важности этого процесса. Он видел в школе необходимый ключ к успеху еврейского поселенчества. Когда его спросили, каков наилучший способ поселить евреев на земле, он подробно перечислил необходимые для этого факторы, одним из которых назвал необходимость для каждого поселенца прежде всего пройти подготовку в Микве-Исраэль. Он утверждал, что можно начинать создавать поселения только тогда, когда в Микве-Исраэль будут подготовлены по крайней мере двадцать человек. Вот что он писал в далекую Францию: «Поэтому я предлагаю вам сегодня план основания нового учебного заведения, где будет воспитываться поколение земледельцев… То, что сегодня представляется нам несбыточной мечтой, завтра станет реальностью… А что касается меня, то я не могу считать свою задачу выполненной, пока не увижу, как эта школа развивается. Это обещание, которое я дал Сиону» (там же).
Шарль Неттер не на шутку загорелся этой идеей и увлек ею членов «Альянса». Они умели создавать школы, и поэтому, казалось бы, Неттер не просил у них ничего из ряда вон выходящего, но и они ощущали, что на этот раз принялись за дело исторического масштаба. В отношениях между народом Израиля и его землей открывалась новая страница. Итак, судьбоносное заседание состоялось в 1869 году. Кремье открыл его взволнованной речью, полной любви к родине праотцев, и все благословили новое начинание.
Основание школы
Слух о новой школе быстро распространился, и весь еврейский мир заходил ходуном. Рав Алькалай написал Шарлю Неттеру письмо-благословение: «Вы растворили вход с игольное ушко, а Всевышний растворит вам врата размером во весь мир» (там же, стр. 69). Однако еврейская пресса Германии отнеслась к вести весьма прохладно, утверждая, что это пустая трата денег, и что начинание обречено на провал. Как сторонники, так и противники говорили о сельскохозяйственном поселении в Эрец-Исраэль в целом, а не только о школе, которая, по всеобщему мнению, была лишь первым шагом на пути к чему-то гораздо большему.
Как и всегда, когда речь идет о чем-то новом и неизвестном, в душах гнездился страх: а способны ли евреи вообще быть земледельцами? Примет ли нас земля с распростертыми объятиями? У Неттера не было сомнений. Он был занят делом, и его не смущала стена скетицизма, на которую он натолкнулся, когда пытался собирать средства в еврейских общинах разных стран. С превеликим трудом Неттеру удалось добиться от турецких властей позволения на покупку земель в Эрец-Исраэль. Ему пришлось в одиночку противостоять арабам из деревни Язур, которые хотели прогнать французского еврея, купившего земли рядом с их родной деревней. Неттер привез в Эрец-Исраэль агронома из Франции, чтобы распланировать отрасли сельского хозяйства, наблюдал за рабочими, которые строили здание для школы и разбивали сады вокруг него, а тем временем жил в близлежащей пещере.
Строительство здания подходило к концу, но пока что ни один ученик не постучался в его двери, чтобы записаться на занятия. Не пришли даже те евреи, которые умоляли членов «Альянса» помочь им заняться земледелием, чтобы перестать жить на средства «халуки». Они хотели работы прямо сейчас и не стремились вступить в долгий процесс, конец которого непредсказуем. «Где будут работать выпускники вашей школы?» – спрашивали Неттера родители, ведь во всей Эрец-Исраэль не было ни единого сельскохозяйственного поселения, которое могло бы принять их.
Но это была не единственная причина, почему в школе не было учеников. Жители Эрец-Исраэль привыкли жить на деньги «халуки». Всякий, кто предлагал иные способы заработка, создавал угрозу поступлению этих средств, и поэтому ходатаи «халуки» отчаянно боролись с любой идеей, которая подрывала веру в ее необходимость.
В 1870 году, когда школа открыла свои ворота, в ней было 11 учеников. «Альянс» обязался одевать и кормить учеников в течение всего периода обучения, и попечители сефардской общины, которой всегда был ближе ручной труд, посылали в Микве-Исраэль учеников, в основном сирот, поставив условие, что их будут обучать и ремеслам, а не только сельскому хозяйству. Такие ремесла как сапожное или плотницкое воспринимались ими как более практичные с точки зрения заработка. Ашкеназы не посылали в Микве-Исраэль даже сирот.
В результате всего этого в первые годы поля и виноградники Микве-Исраэль обрабатывали главным образом местные арабы под руководством агрономов-евреев из Франции. В Земле Израиля пока еще не было настоящих еврейских земледельцев.
Действительность была очень далека от мечтаний, но школа действовала, Земля Израиля начинала приносить плоды, что доказывало, что планы осуществимы.
В 1873 году Неттер упал с лошади и был тяжело ранен. Он собрал свои вещи и поехал во Францию лечиться, а руководство школой передал другому члену «Альянса», который был лишен чаяний об Избавлении. В последующие годы учение в школе велось по-французски, и школой овладел дух модернизации в стиле «Альянса». Лучших учеников отправляли учить агрономию в Париже, где они и оставались после срока обучения. С точки зрения членов «Альянса» это считалось успехом. Выпускники школы, оставшиеся в Эрец-Исраэль, зарабатывали на жизнь различными ремеслами. Никто не говорил с ними о земледелии в Эрец-Исраэль, и воплощение в жизнь идеи Неттера замерло на самой первой стадии.
В Америку или в Эрец-Исраэль?
1881-1882 г.г. были годами сильных потрясений для еврейского народа. По России прокатилась волна жестоких погромов, и тысячи еврейских семей, лишенных всего, собрались в городе Броды на русско-австрийской границе в надежде на спасение. Ходили слухи, что в Бродах евреям помогают уехать в Америку, и туда продолжали стекаться беженцы. «Коль Исраэль хаверим» и барон Гирш доставали разрешения на вьезд и отправляли в Америку тысячи евреев. Как член «Коль Исраэль хаверим» в Броды приехал и Шарль Неттер. Он помогал добрым словом и небольшой суммой денег всем нуждающимся и тоже направлял беженцев в Америку, а не в Эрец-Исраэль. Позднее он с горечью признавался, что ошибся, и объяснял свои тогдашние побуждения: он считал, что для возрождения Земли Израиля нужны сильные люди, тогда как несчастные беженцы только усугубят нищету, царившую в Святой Земле.
Неттер долго беседовал с бароном Ротшильдом о Земле Израиля. Это было в то время, когда барон еще не начал действовать там. Они вместе наблюдали за дерзкой и неудачной попыткой овладеть землями Петах-Тиквы в 1878 году. В тот год группа выходцев из Цфата пыталась заселить Гей-Они, но и это поселение потерпело крах из-за малярии и недостатка средств и знаний. Две эти неудачные попытки еще больше убедили Неттера и Ротшильда в том, что поселенчество должно основываться на знаниях, и одного самопожертвования недостаточно.
Однако внутренняя тяга к Сиону в Восточной Европе неожиданно превратилась в горячее и нетерпеливое стремление. В те дни наряду с движением эмиграции в Америку было основано движение «Хибат Цион» («Любовь к Сиону»). Оно было гораздо малочисленнее, но им двигал сильный дух. Это почувствовал и Шарль Неттер, и в 1882 году он отправился в Эрец-Исраэль, чтобы увидеть все своими глазами. Он прибыл в Микве-Исраэль и обнаружил там лобовое столкновение.
Ревизоры Ротшильда
Шмуэль Гирш, директор Микве-Исраэль, был типичным представителем «Альянса». Он мог понять необходимость помощи голодным безработным евреям, и когда к нему обратились евреи из России, только что приехавшие в Эрец-Исраэль, с просьбой дать им обрабатывать поля, он приложил все усилия, чтобы дать им работу, но когда к нему пришли делегаты от ассоциации Билу (аббревиатура слов «Бейт Яаков леху ве-нелха» – «Дом Яакова, встаньте и пойдем»), ему было трудно откликнуться на их просьбу подобного же рода. Делегаты Билу были движимы идеологией – они хотели быть земледельцами именно в Земле Израиля, они говорили об алие, социализме и коллективизации, а выглядели хрупкими студентиками, не способными на тяжелый физический труд в поле.
Гирш уговаривал их возвратиться домой и даже обещал оплатить им дорожные расходы. Они настаивали на том, чтобы остаться, а Гирш настаивал, что они ошибаются. Он давал им самую тяжелую работу, и они исполняли ее стиснув зубы. Он следил за ними, когда они работали в виноградниках, чтобы увидеть, что они сдались, и не верил своим глазам, видя, что они держатся. Именно в это время Неттер прибыл в Эрец-Исраэль, и его тонкое чутье подсказало ему, что вот исполняется его мечта, которую он носил в себе столько лет. В отличие от Гирша Неттер был приветлив с ними, устроил для них жилье, а главное, поверил в них.
Примерно за месяц до его приезда неподалеку от Микве-Исраэль было основано первое поселение представителей первой алии, которое назвали Ришон ле-Цион. Шарль Неттер написал об этому своему другу барону Ротшильду и рассказал ему, что он отправляет туда членов Билу и хочет построить для них дома в этом поселении. Неттер написал письмо и членам «Коль Исраэль хаверим», в котором выражал восхищение этими молодыми людьми. И вот, в самый разгар своей деятельности, Неттер вдруг заболел и через десять дней, в октябре 1882 года, умер.
Неттер был похоронен в Микве-Исраэль, и казалось, что новая надежда, которая пробудилась с его возвращением, умерла вместе с ним. Однако обстоятельства сложились иначе. Хотя внешне Шмуэль Гирш продолжал противостоять членам Билу и движению поселенчества, но по сути влияние Неттера превратило Гирша и Микве-Исраэль в посланников барона Ротшильда, который действовал на благо поселенчества. Сразу же после основания Ришон ле-Циона было ясно, что его существование практически невозможно: у поселенцев не было воды, денег и знаний. Делегат от поселения выехал в Париж, чтобы убедить барона Ротшильда оказать содействие. Барон, который был знаком с положением дел из письма Неттера, был склонен согласиться. Он написал членам «Коль Исраэль хаверим» и предложил пожертвовать деньги на Ришон ле-Цион с условием, что они попросят Шмуэля Гирша распоряжаться бюджетом и учить поселенцев земледелию.
Школа Микве-Исраэль предоставила барону Ротшильду гарантию надежности. Она стала островком французского здравомыслия на Леванте. Шмуэль Гирш начал активно участвовать в развитии Ришон ле-Циона, а позднее – и Зихрон Яакова, Петах-Тиквы и Мазкерет-Батьи, и с течением времени преисполнился любовью к поселенцам и высоко оценил их упорство в достижении цели.
Внутренне Микве-Исраэль оставалась учебным заведением, которое ставит во главу угла французскую культуру и не имеет ничего общего с сионистским движением, но внешне она служила маяком для поселенчества: там были специалисты-агрономы, с которым всегда можно было посоветоваться, туда поступали новые разновидности различных культур, а главное – Микве-Исраэль давала возможность Ротшильду продолжать переводить средства на поселения и при этом спать спокойно.
Возвращение духа первопроходцев
Период с 1890 по 1914 г.г. был нелегким для Микве-Исраэль. Чем более развивалось сионистское движение, тем более оно представляло угрозу для членов «Коль Исраэль хаверим», которые хотели оставаться «гражданами мира». Дети первых поселенцев из «Ховевей Цион», которые шли учиться в Микве-Исраэль, сталкивались там с насмешками и стремлением остудить их пыл. Французский язык не отступал перед обновленным ивритом, а «Коль Исраэль хаверим» раздавала выпускникам стипендии и земли, но только для того, чтобы они могли продолжать образование за границей.
Резкий поворот школа пережила в 1914 году. Выпускник Микве-Исраэль Элияѓу Краузе закончил школу с отличием и был направлен в Париж, чтобы изучать агрономию, а потом стал работать в филиалах «Коль Исраэль хаверим» в разных странах. В конце концов Краузе был назначен управляющим фермы Саджера в Галилее. Его родители были членами движения «Ховевей Цион», и встреча с поселенцами Саджеры была для него «возвращением домой». В Саджере Краузе познакомился с Давидом Бен-Гурионом и Маней Шохат, которая вместе с мужем основала первое коллективное хозяйство (прототип кибуца). Там же была создана первая еврейская организация обороны «Бар-Гиора». Краузе поддерживал все эти начинания.
Когда в конце 1913 года в Микве-Исраэль освободилась должность директора, члены нового ишува настояли на том, чтобы на эту должность был назначен Краузе. В «Коль Исраэль хаверим» колебались. На их взгляд, он был настроен слишком сионистски. К нему на помощь пришел барон Ротшильд, который горячо поддержал его кандидатуру именно по этой причине. В ближайший после этого визит барона в Эрец-Исраэль он привез с собой в дилижансе нового директора Микве-Исраэль и сообщил о начале новой эры в школе: отныне лучшие выпускники будут направляться на сельскохозяйственные работы в Эрец-Исраэль, а не заграницу. В тот визит барон сказал в Ришон ле-Ционе:
«Молодое поколение – это свежая и плодотворная сила, основа нашего будущего. И если оно уйдет от вас, как можно будет расширять и развивать ишув? У вас здесь есть сельскохозяйственная школа Микве-Исраэль. В этой школе мы заново определим основные нужды, и я хочу, чтобы они были направлены на благо жителей поселений, которые нашли бы в ней сельскохозяйственное образование и хорошее воспитание и не покидали бы Земли Израиля» (там же, стр. 206).
Когда Краузе занял должность директора школы, в ней вновь повеял первопроходческий дух. Сельское хозяйство превратилось из просто профессии в национальную миссию, а школа стала неотъемлемой частью переворота, всколыхнувшего весь еврейский мир. Разговорным языком в ней стал иврит, а учителей-французов сменили учителя, живущие в Земле Израиля и мечтающие о ее возрождении. Школа раскрыла свои ворота перед членами групп, которые готовились основать новые поселения, и учила их выращивать виноград, управлять птичьим хозяйством, пахать и сеять.
Число учеников школы росло, и их встреча с первопроходцами сделала свое дело. Выпускники Микве-Исраэль стали основывать новые сельскохозяйственные поселения по всей Эрец-Исраэль, и никто больше не сомневался, что евреи способны быть земледельцами. Микве-Исраэль стала краеугольным камнем еврейского поселенчества в Земле Израиля. Вплоть до сегодняшнего дня там гордо цитируют слова главы правительства Давида Бен-Гуриона, сказанные во время его визита в школу:
«Создание государства стало возможным благодаря основанию Микве-Исраэль. Если бы Микве-Исраэль не была основана, неизвестно, существовало бы государство. Все началось тогда, а мы пришли только чтобы завершить начатое с точки зрения политической и национальной».
По следам первопроходцев
Как правило, экскурсии по Микве-Исраэль начинаются с Иерусалимских ворот, расположенных на дороге, которая ведет от школы в сторону Иерусалима. Здесь произошла знаменитая встреча между кайзером Вильгельмом Вторым и Теодором Герцлем. Встречу запечатлел для потомков фотограф Давид Вольфсон, но от волнения его рука дрожала, и все тело Герцля, за исключением одной ступни, оказалось за кадром. Испуганный Вольфсон добавил Герцля на снимок, и знаменитая на весь мир фотография – это не более чем примитивный фотомонтаж.
Напротив Иерусалимских ворот расположена синагога. К ней можно пройти по пальмовой аллее, которая была посажена в 1921 году и стала одним из символов школы. Синагога была спроектирована еще во времена Неттера, но построена только в 1895 году. Первый этаж предназначен для молитвы, а второй для занятий. Деревянный потолок подвергся реставрации в 70-годы прошлого века, и на нем сохранились первоначальные изображения плуга и виноградной грозди.
За синагогой растет знаменитый бенгальский фикус. Его привезли из Индии в 1888 году и посадили в Микве-Исраэль. Он имеет одну особенность: из его ствола вырастают корни, которые достигают земли и разрастаются в ней, а открытая часть корней со временем превращается в стволы, и так дерево распространяется. Фикус символизирует учеников Микве-Исраэль: подобно ветвям, они выросли из школы, укоренились в Земле Израиля и основали десятки новых поселений. В наши дни фикус имеет около двадцати вторичных стволов, его вершина возносится на высоту около тридцати метров, и он занимает территорию примерно в 1000 кв. метров.
В ботаническом саду школы установлен памятник 143 ученикам, погибшим в Войне за независимость. В самом саду есть более 1500 видов растений: растения Земли Израиля, французский сад и роща с сотнями деревьев со всех уголков мира. Эвкалипты, растущие в саду, – это первые эвкалипты, привезенные в Эрец-Исраэль из Австралии.
Перевод: Хана Ар-Шалом