В последние месяцы в СМИ все чаще всплывает вопрос о нереализованном потенциале туристической отрасли Украины. Роль естественного катализатора интереса к этой сфере играет, разумеется, ЕВРО-2012. Идея о том, что вся инфраструктура, которую лихорадочно марафетят в преддверии чемпионата, вполне может пригодиться для приема туристов и после его окончания, напрашивается сама собой. Логично, если спортивный праздник станет не завершением, а отправной точкой для дальнейшего развития отрасли. Аэропорты и вокзалы, дороги и гостиницы, путеводители и меню, вывески и указатели на иностранных языках — постепенно вырисовывается минимально-необходимый каркас инфраструктуры, которой ранее не хватало Украине, чтобы перестать быть «белым пятном» для иностранных гостей.
В качестве хрестоматийного примера страны, сумевшей в рамках подготовки к чемпионату сформировать великолепную инфраструктуру, а впоследствии удержать значительный туристический поток, как правило, называют Испанию.
К сожалению, это не наш случай. Природно-климатические условия Украины никогда не позволят ей конкурировать с Испанией, Грецией, Хорватией, Болгарией или Турцией в качестве морского курорта. Два-три месяца теплой воды в Черном море вкупе с безнадежно отсталым, хотя и отнюдь недешевым сервисом a-la sovietique, еще могут удовлетворить самых непритязательных отечественных отдыхающих и гостей из северных регионов бывшего СССР, но вряд ли способны сделать страну привлекательной для европейских туристов.
Тем большую важность приобретает огромный туристический потенциал многообразного историко-культурного наследия Украины. Культурный туризм актуален круглый год. Неоднократно приходилось слышать от зарубежных друзей, что Рождество во Львове запомнилось им ощущением волшебной сказки, «почти как в Праге». Благо, в последние годы в мало-мальски посещаемых иностранными туристами городах, в том числе небольших, появилось немало вполне цивилизованных гостиниц, кафе и ресторанчиков.
Старые западно-украинские городские кварталы австро-венгерской застройки, средневековые замки Подолии и Галиции, не уступающие знаменитым чешским, уникальный ландшафтный Софиевский парк в Умани, карпатские лыжные трассы и крымские пешие маршруты — вот что в первую очередь упоминается в качестве туристических «фишек» нашей страны. «Этнокультурная» составляющая всплывает значительно реже, и то применительно к туристам из Польши, оправданно полагающим, что во Львове или Каменце-Подольском они смогут приобщиться к важному пласту собственного прошлого.
Безусловно, не последнее место занимает в этом контексте и «еврейский» фрагмент нашего общего историко-культурного наследия. Во-первых, речь идет о беспрецедентном количестве памятников. С исторической и искусствоведческой точек зрения, «еврейское» материальное наследие Украины представляет собой мало с чем сравнимую ценность. Количество потенциальных маршрутов и тем поистине неисчерпаемо — от напрашивающихся поездок по местечкам и экскурсий по еврейской Одессе до небанальных и малоизвестных караимских средневековых пещерных городов горного Крыма и объектов античной и хазарской археологии. При всем богатстве еврейского наследия других европейских стран, очевидно, что такого количества и разнообразия объектов туризма, как в Украине, нет нигде.
Во-вторых, нельзя забывать, что значительная, если не большая часть современного ашкеназского еврейства происходит с территории нашей страны. Для сотен тысяч, если не нескольких миллионов евреев США, Израиля и России украинские местечки — это родина их бабушек и дедушек (максимум — прабабушек и прадедушек). Притягательность семейной истории — одна их главных составляющих потенциала еврейского туризма в Украине.
Впрочем, даже абстрагируясь от личных корней, с точки зрения коллективной памяти Украина занимает уникальное место в историческом пласте еврейского самосознания. Поездки по местам еврейской истории — важнейший фактор воспитания национальной идентичности. Нельзя сказать, чтобы этот фактор совсем игнорировался еврейскими организациями — работают различные учебно-экскурсионные, как правило, молодежные программы, связанные с поездками по еврейским местечкам. Например, существует отличная традиция недельных автобусных туров для учащихся еврейских школ всего постсоветского пространства. Однако в реализации подобных программ есть немало огрехов (о чем мне уже приходилось писать), а главное, потенциал украинского еврейского наследия в этой сфере еще только предстоит по-настоящему разработать.
Кстати, для формирования национального самосознания, крайне важен и межрегиональный «внутриобщинный» еврейский туризм. Три четверти евреев Украины проживают в крупных промышленных городах востока страны, и ментально связаны с классическим еврейским наследием бывшей «черты оседлости» не намного больше, чем евреи Москвы или Санкт-Петербурга.
Очевидно также, что еврейское наследие Украины представляет ценность не только для русскоязычных евреев бывшего СССР. Мы вполне можем состязаться с Испанией в эксплуатации романтических «ностальгических» чувств (сказывающихся, без сомнения, на туристической привлекательности) за право быть страной трагически прерванного Золотого века еврейской истории. Украина совершенно неизвестна в мире с этой стороны, ассоциируясь за пределами хасидских кругов разве что с такими малопривлекательными для евреев брендами, как «Хмельницкий» и «погром». Поэтому сегодня за «еврейским средневековьем» молодые израильтяне поедут в Прагу, а не во Львов.
Другой аспект — значение памяти о жертвах Холокоста, как составляющей современной еврейской идентичности. Нет сомнения, как бы цинично это не прозвучало в обсуждаемом контексте, что Бабий Яр наряду с Освенцимом может быть символом Шоа не только для постсоветского пространства, но и для всего мира. На практике, это далеко не так. Хотя в Украину не с меньшим основанием, нежели в Польшу, имеет смысл привозить израильских школьников для увековечивания в их сознании памяти о жертвах Катастрофы. Излишне добавлять, какое колоссальное воспитательное значение имеет в Европе тема Холокоста для нееврейской аудитории. Но для развития традиции посещения памятных мест, непосредственно связанных с этой трагедией всего человечества, у нас делается очень мало.
Наконец, Украина, как родина хасидизма, обладает вторым в мире (после Израиля, разумеется) количеством объектов еврейского религиозного паломничества. Наиболее массовый характер, как известно, имеет паломничество на могилу цадика р. Нахмана из Брацлава в Умани на Рош а-Шана. В Украине есть еще приблизительно полтора-два десятка менее известных объектов, связанных с деятельностью хасидских праведников и учителей, которые также время от времени посещают группы ультраортодоксов из Израиля, Европы и Америки. Религиозный туризм, пусть совершенно стихийным и неорганизованным образом, пожалуй, стал единственной динамично развивающейся сферой, в которой потенциал Украины реализуется, пусть и не на самом высоком уровне.
Возвращаясь к началу статьи, важно отметить, что еврейское историко-культурное наследие интересно далеко не только «еврейскому» туристу. В случае ашкеназского еврейства речь идет о цивилизации, естественное развитие и само существование которой было трагически прервано самым брутальным образом. Ощущение прикосновения к безвозвратно утраченной культуре обжигает и одновременно притягивает. Могу утверждать это на основе общения со многими россиянами, людьми без каких бы ни было еврейских корней, проникшимися глубоким чувством экзистенциальной сопричастности к запущенным еврейским кладбищам, величественным зданиям синагог и разваливающимся участкам типично еврейской застройки местечек Подолии и Буковины.
Не будет преувеличением сказать, что в Украине подобных памятников, представляющих научный, исторический, культурный и — потенциально, если приложить усилия, туристический — интерес, сохранилось больше, чем в какой бы то ни было стране Восточной Европы. Своеобразие и некоторая экзотическая притягательность еврейских сюжетов делают их интересными для самой широкой публики. Говорю об этом, основываясь на практическом опыте. Мне неоднократно приходилось возить по еврейским местам Украины самых разных людей, и еврейское наследие резонировало в унисон с их историко-культурным и личным бекграундом гораздо чаще, чем можно подумать. Практика показывает, что стоит сделать усилие и отказаться от совкового лицемерного стремления не упоминать «стыдное» слово «еврейский», и обнаружится, что эта тема интересна для широкой аудитории.
Это давно поняли, например, в Польше или Чехии, где «еврейские маршруты» стали неотъемлемым элементом стандартных экскурсий. Сегодня трудно представить себе туристическую «романтическую» Прагу без флера загадочных и сказочно-экзотических образов еврейского кладбища, Старо-Новой синагоги, каббалистов и мистиков. Еврейские объекты и нарративы естественным образом вплетены в стандартную туристическую топографию Кракова и Варшавы, чего нельзя сказать, к сожалению, о Львове или Каменец-Подольском. Последний представляет собой, на мой взгляд, вопиющий пример игнорирования весьма интересной «еврейской» нотки культурного наследия города, ставшего в последние годы одним из самых привлекательных объектов исторического туризма в стране.
Конечно, существуют объективные трудности инфраструктурного и чисто географического характера. Территория Украины велика, и еврейские памятники разбросаны по ней довольно дисперсно. Вряд ли нормальный турист будет готов добираться по нашим дорогам из того же Каменца-Подольского, например, до Сатанова — сколь бы примечательной ни была бы его уникальная крепостная синагога. Но существует и субъективные проблемы. Резные надгробия Бучача со стихотворными эпитафиями, на мой взгляд, интереснее памятников пражского кладбища — но информации о них не найти в путеводителях по Украине.
Другой пример — литературный. Образ Голема, с легкой руки совсем не еврейского писателя Густава Майринка, стал одной из визитных карточек Праги, на полную катушку эксплуатируемой в туристической и сувенирной инфраструктуре. В этом с ним может конкурировать только бравый солдат Швейк. С точки зрения же наследия самих писателей, связанных с Прагой, очевидно, что Франц Кафка является более значимым феноменом сугубо пражского писателя, чем тот же Ярослав Гашек. Риторическим будет вопрос, может ли Бруно Шульц конкурировать с Иваном Франко в качестве туристически-значимого феномена Галиции. Во всей Восточной Европе доминирующая модель исторической памяти весьма этноцентрична. Однако туризм — это сфера, в которой, исходя из чисто практических соображений, этот этноцентризм необходимо преодолевать. У нас это происходит гораздо медленней, чем в Польше, Чехии или Венгрии.
Конечно, есть и позитивные примеры. От еврейского присутствия никуда не деться в Одессе или Черновцах. Более того, в отличие от Львова или Каменца-Подольского, в силу целого ряда причин в этих городах еврейское наследие стало важной частью имиджа — и нет сомнений, что туристическая отрасль от этого только выигрывает.
Вообще, «еврейские» экспозиции и залы есть в ряде региональных историко-краеведческих музеев, например, в Меджибоже или Галиче, а в некоторых городах существуют собственно еврейские музеи, созданные, как правило, общиной при благожелательном отношении со стороны властей. Важным показателем развития инфраструктуры является увеличение коммерческих предложений, связанных с еврейским наследием, на рынке туристических услуг.
Тем не менее, Украина в этой сфере пока сильно отстает от восточноевропейских конкурентов. Профессионализм даже тех немногих экскурсоводов, которые занимаются еврейскими темами, зачастую оставляет желать лучшего. Как ни странно, по-прежнему проблему представляет владение иностранными языками. Адекватных, профессиональных и интересных путеводителей по еврейской Украине попросту не существует. Даже информация, представленная коммерческими структурами на русском языке в Интернете в целях привлечения туристов, зачастую заставляет поморщиться.
Разумеется, существует ряд объективных проблем, которые могут быть решены если не на государственном уровне, то, как минимум, при помощи местных властей. Но мне представляется, что сама община крайне заинтересована в реализации колоссального потенциала еврейского туризма в Украине. И напрашивающиеся практические шаги в этой сфере достаточно очевидны. Распространение информации о привлекательных объектах, поиск зарубежных партнеров (и коллег из других регионов страны) и подготовка минимально необходимой инфраструктуры — совершенно реальные вещи. Однако для достижения результатов необходимо для начала поставить перед собой задачу, а я боюсь, что мало кто из общинных лидеров осознает сегодня важность работы по реализации еврейского туристического потенциала Украины.
Вячеслав Лихачев, специально для газеты «Хадашот» - информационного партнера JewishNet