«И говорил Б-г Моше на горе Синай так: «Обратись к сыновьям Израиля и скажи им: «Когда вы придете в землю, которую Я даю вам, то должна будет земля отдыхать, как в субботу, во имя Б-га. Шесть лет засевай поле свое, и шесть лет обрезай виноградник свой, и собирай урожай ее (земли). А в седьмой год отдых субботний должен быть для земли во имя Б-га. Поле свое не засевай, виноградник свой не обрезай… И все, что вырастет в субботний год на земле, будет вам для еды» (Ваикра, 25:1-6).
Урожай на три года
Земля Израиля обладает святостью, и народ, живущий на ней, обязан приложить усилия, чтобы почувствовать ее. И вот Тора заповедала каждый седьмой год устраниться от сельскохозяйственных работ, чтобы стать свидетелями чуда: «И даст земля плоды свои, и будете есть их и насыщаться, и будете, безбоязненно жить на ней. А, если скажете: «Что мы будем есть в седьмой год? Вот ведь сеять не будем, и собирать не будем урожай наш». И прикажу Я, чтобы было для вас благословение в шестой год. И даст она урожай ее на три года. И посеете в восьмом году и будете есть от урожая старого до девятого года, пока не появится урожай, старое есть будете» (Ваикра, 25:19-22).
Иными словами, урожая шестого года хватит и на текущий год и на два следующих за ним года: на седьмой, когда не обрабатывается земля, и на восьмой, когда будет вызревать новый урожай.
Урожай для всех
Более того, и в седьмой год будет много плодов. Однако к ним нельзя относиться как к обычному урожаю. Никто не имеет права присваивать себе эти плоды. Обязанность каждого хозяина открыть ворота и калитки своего сада и позволить всем собирать урожай. Из плодов седьмого года нельзя делать запасы. А если они и были внесены в дом, то есть обязанность выставить их, когда в саду или на поле закончатся плоды урожая. И об этом говорится: «И все, что вырастет в субботний год на земле, будет вам для еды, для тебя, для слуги твоего, для служанки твоей, для работника твоего, и для проживающего в земле с тобой. И для скота твоего, и для диких животных, которые в стране твоей, будет весь урожай в пищу» (Ваикра, 25:7). твоей, будет весь урожай в пищу» (25:7).
«Лишний урожай»
Но возникает вопрос: «Зачем же тогда Всевышнему делать чудо и давать накануне седьмого года дополнительный урожай?»
Необходимость чуда становится понятной, если учесть, что плоды седьмого года запрещено продавать, запрещено вывозить их за пределы земли Израиля, а также запрещено использовать их для удобрения или технических нужд. А ведь человек не хочет обеднеть – ему нужно продать то, что он вырастил. Для этого в шестой год и дается ему урожай на три года. И он продаст столько, что ему хватит для безбедного существования. А есть он будет плоды седьмого года, потому что Тора заповедала употребить их в пищу. И плоды эти не утрачивают свою святость и по окончании седьмого года. И их по-прежнему нельзя продавать и вывозить за пределы земли Израиля.
«Дух, идущим по ней»
Но даже если законы седьмого года не соблюдаются из-за вынужденных обстоятельств, земля сохраняет свою святость и благотворно воздействует на всех живущих на ней. И об этом свидетельствует другая заповедь: есть обязанность жить и ходить по святой земле, даже, когда она находится во власти другого народа (Шулхан арух, Орах хаим, 248:28, Мишна Брура). И не случайно Йеошуа было сказано: «Сними обувь свою, ибо место, на котором стоишь ты, – свято оно» «Йеошуа, 5:15). Иными словами: «Тебе нечего опасаться соприкосновения с материей – она возвышает духовно того, кто возделывает эту землю и преобразует ее. Или даже просто идет по ней и дышит, как сказали мудрецы: «Воздух земли Израиля умудряет» (Бава Батра, 158б). И еще сказано, что Всевышний «дает душу (нэшама) народу на ней, и дух идущим по ней» (Йешаяу, 42:5).
И человек обретает высокий уровень души (нэшама), который позволяет ему воспринимать духовную составляющую. И тогда холмы и камни Земли Израиля притягивают к себе, как не притягивают Анды и Ниагарский водопад.
Рассказывают, что ученики раби Нахмана из Браслава, который рассказывал им о святости земли Израиля, добравшись до ее берегов, написали ему письмо. Они были удивлены: ожидали увидеть духовный мир, а ступили на обычную землю. Раби Нахман ответил им, что все, что они видят, – это духовные сущности, которые лишь представляются материей.
Ошибка переписчика
Некоторые авторитеты Торы, советуя оставаться в странах рассеяния, опирались на комментарий Тосафот (Ктубот 110б): «В наше время нет заповеди жить в земле Израиля, так как целый ряд заповедей, связанных с землей мы не можем исполнить…»
Но ведь это противоречит всему сказанному выше, в том числе и Шулхан Аруху! А исследования, проведенные в двадцатом веке, показали, что этого отрывка «В наше время нет заповеди жить в земле Израиля…» нет в одном из старых изданий, которое называют «Тосфот хохмей Англия»! И, следовательно, есть большая вероятность, что один из переписчиков немного дописал от себя…
Воля Всевышнего
Рав Кук, основываясь на том, что в наше время заповеди седьмого года соблюдаются только по постановлению мудрецов, так как в святой земле не находится большинство народа, разрешил еврейским хозяйствам продавать (символически) свою землю на один год представителям других народов и тем самым иметь возможность обрабатывать ее. В противном случае им пришлось бы оставить свои хозяйства, ибо они не смогли бы себя прокормить.
Его современник Ридбаз (рав Яаков Давид Виловский) написал ему, что если не соблюдать заповеди земли, а искать, как можно обойти их разрешенным способом, то нет смысла и жить в пределах границ святости.
Рав Кук в своем ответе (Игрот, 555) разъяснил ему, что Всевышний хочет, чтобы сыновья Израиля всегда были на этой земле, и к этому надо стремиться. И добавил, что его оппонент знает галаху, но не знает волю Всевышнего. Галаха никогда не противоречит Высшей воле, но она предлагает разные пути решения проблем, и нужно выбрать тот, который ведет к заселению Земли Израиля.
Так что и в наше время следует ходить по земле, дышать ее воздухом и вбирать в себя Б-жественную мудрость. Смотреть на холмы и сады и пытаться соприкоснуться с духовным миром, даже если не все в порядке, даже если большинство народа не исполняет важнейшие заповеди. Ибо «хороша земля эта очень-очень», и само пребывание на ней приведет к лучшему каждого человека, весь народ и весь мир.