«И воспел Иеошуа перед Господом в тот день, в который передал Господь эморея сынам Израиля, и сказал пред глазами Израиля: солнце, у Гивона стой, и луна – у долины Аялон! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим», Книга Иеошуа 10:12-13
Современная история Израиля подчас удивительно перекликается с библейской историей страны. И возникающие параллели с одной стороны позволяют нам увидеть естественный ход событий, скрывающийся за описанием совершенно мистических ситуаций древности, а с другой - осознать глубочайшую символичность и значимость событий происходящих в наше время.
Одним из самых ярких примеров такого рода, безусловно, является Шестидневная Война, чью годовщину отмечаем мы в эти дни. Сорок пять лет назад, вступив в войну сразу с одиннадцатью государствами, и нанеся превентивный удар по армиям противника, значительно превосходящим его собственную и по количеству вооружения и по величине, Израиль добился ошеломительного успеха.
Меньше чем за неделю еврейское государство завоевало территорию, более чем в три раза превышающую его собственную, и полностью освободило столицу государства - Иерусалим, чьи кварталы были захвачены Иорданией в 1948-ом году, во время Войны за Независимость. Кроме того, Израиль вернул себе практически всю западную часть исторической Эрец Исраэль – Палестины, разные области которой на протяжении девятнадцати лет до этого, находились под оккупацией Египта, Сирии и Иордании, а также Синайский полуостров.
Стремительное продвижение израильских войск кажется воплощением описанного в ТАНАХе чудесного завоевания Земли Израиля легендарным преемником Моше – Иеошуа Бин Нуном, когда, согласно традиции, само Божественное присутствие обеспечивало израильтянам победу за победой.
Чётко задокументированный ход Шестидневной Войны позволяет проанализировать факторы, повлиявшие на впечатляющий успех Израиля.
Рейнхард Гелен – офицер разведслужбы гитлеровской армии, а впоследствии создатель секретной разведывательной организации в ФРГ, вспоминает в своих мемуарах, что аналитические обзоры советской разведки незадолго до Шестидневной Войны предрекали неспособность арабских армий противостоять качественному превосходству израильских вооружённых сил.
В тоже время, израильский историк Ури Мильштейн считает, что как раз в тех немногочисленных случаях, где во время Шестидневной Войны состоялись серьёзные столкновения между израильскими и арабскими частями – армия еврейского государства проявила себя достаточно непрофессионально. Другими словами, удивительные достижения Израиля в ходе этой войны не могут быть объяснены лишь качественным превосходством вооружения и боевым мастерством.
«Если говорить в рациональных терминах о нашем успехе в Шестидневную Войну, – утверждает Ури Мильштейн, - можно сказать, что в цепи последовательных случайностей, мы просто совершали меньше ошибок, чем наши противники. В тоже время, рассматривая все события в целом, невозможно не заметить как будто бы Божественное провидение, направлявшее весь ход военных действий».
Чудо Шестидневной Войны осознаётся в большей степени даже не во впечатляющих результатах победы, а в том, каким образом она была достигнута.
Одним из примеров такого рода является успех израильских войск на Синайском полуострове. В восемь часов утра пятого июня - в день начала войны, - египетский грузовой самолёт типа «Илюшин -14», прибывший из Каира, приземлился на военной базе Рапидим в центре Синайского полуострова. На борту самолёта находились заместитель президента Египта маршал Эльхаким Гамар, министр войны Шамс Бадран, главнокомандующий ВВС Египта Мухамад Цадки, глава оперативного отдела Ануар Аль-Кади и другие высшие офицеры. В связи с этим рейсом, вся система противовоздушной обороны Египта от Каира до границ с Израилем была парализована указанием не открывать огонь. Благодаря этому, первые атаки израильских «Миражей», разбомбивших египетские аэродромы на Синае и в районе Суэцкого канала, фактически не встретили сопротивления.
Но и это не всё - возвращающийся в Каир самолёт с высшим египетским командованием над Суэцким каналом обнаружил, что летит в окружении израильских «Миражей», которые в нарушение военной теории, принятой в Армии Обороны Израиля, по неизвестной причине не стали сбивать вражеский самолёт. Никто не знает, почему наши лётчики совершили эту ошибку, однако именно она имела фантастический успех – маршал Гамар, шокированный происходящим, истолковал «милосердие» израильтян по-своему. Он решил, что его армия уже разгромлена и отдал приказ о полном отступлении всех египетских сил с Синая, надеясь сохранить хотя бы часть войска. Отступление быстро переросло в повальное бегство и действительно сокрушительное поражение.
Минимальное количество проведённых боёв и совсем небольшие для такой войны потери со стороны Израиля не могут не вызывать изумления. Освобождение важнейших национальных центров страны больше напоминало сказочное повествование.
Практически повторяя библейское предание о победоносном шествии армии Иеошуа Бин Нуна, израильская армия вошла в древние города Шхем и Иерихон без боя. Жители этих городов встретили израильские войска цветами и рисом. Входящие с востока в клубах пыли танки израильтян они приняли за подмогу из Ирака, не зная, что иракская танковая колонна уже давно разбомблена нашей авиацией ещё за Иорданом. Когда пыль рассеялась и оплошность разъяснилась, города уже были взяты...
Другой библейский город - Хеврон - был по сути освобождён одним человеком – главным раввином Армии Обороны Израиля Шломо Гореном, который в одиночку ворвался на своём плимуте в город Праотцов, случайно опередив израильские войска. Уверенный в том, что наше армия уже в городе, он потребовал и получил ключи от древней святыни – Меарат Амахпела - усыпальницы, где похоронены прародители еврейского народа Авраам, Сара, Ицхак, Ривка, Яаков и Лея и куда на протяжении 700 лет евреям вход был закрыт. Лишь затем в Хеврон вступил 68-го батальон 16-ой иерусалимской дивизии – официально освободившей город.
Даже освобождение самой столицы Израиля – Иерусалима и Храмовой горы – важнейшего национального центра - произошло как будто бы благодаря нелепой случайности. Служащая израильской военной разведки, которая прослушивала арабское радио и готовила отчёты для командования армии, услышав, что арабский диктор сообщает о вхождении иорданских войск в пригород Иерусалима Цур Бахер, по ошибке перевела название совершенно другого района Иерусалима – Ар Ацофим (гора Скопус). Эта фатальная оговорка привела в действие ряд военно-политических решений, сломивших в конце концов нерешительность политического руководства страны, опасавшегося атаки на оккупированные иорданцами районы столицы. На третий день войны Старый город и Храмовая гора были освобождены, а Иерусалим вновь стал единым городом.
Таким образом, впечатляющая победа Израиля в Шестидневной Войне, складывающаяся как будто из каскада случайных событий, в тоже время удивительно напоминает библейское завоевания Земли Израиля, происходившее больше трёх тысяч лет назад.
Может быть и удивительные чудеса, сопутствовавшие завоеванию Земли Израиля тридцать три века тому назад, и кажущееся нам сегодня волшебством, тоже могли бы быть объяснены цепью случайных совпадений. А возможно, со временем и Шестидневная Война в народной традиции обретёт черты чудесного вмешательства Божественного провидения.
Сходство между Шестидневной Войной и завоеванием Эрец Исраэль во времена Иеошуа Бин Нуна проявляется ещё и в том, что каждая из этих войн фактически разделила свое время на две совершенно различные эпохи.
В случае библейского захвата страны, эпоха блуждания в пустыне сменилась эпохой завоевания земель. Точно так же, Израиль после Шестидневной Войны стал совершенно иной страной, нежели был до того. Более чем трёхкратное увеличение территории повлияло на все факторы его геополитического положения. Выразилось и в возросшей самооценке нации, и в симпатиях по всему миру (любят ведь именно победителей). Миллионы евреев по всему миру впервые задумались о возможности возвращения на историческую Родину. Победа стала мощнейшим стимулом к возрождению и пробуждению национальных чаяний и среди евреев СССР и в США и в Западной Европе.
Но величайшая со времён библейских завоеваний и восстания Маккавеев победа, видимо, слишком легко досталась нации. И общество не сумело осознать величие случившегося исторического события. Увязнув в идеологических спорах с самими собой о будущем освобождённых областей, слишком многие израильтяне не поняли и не оценили значимость победы.
Проявляя готовность отказаться от своей земли, передавая части Родины врагу, политические лидеры, а вслед за ним и весь народ, оказались вовлечёнными в процесс постепенной деградации и кризиса, разрушающего страну.
Остановить губительную динамику, можно лишь осознав, что победа в Шестидневной Войне не была случайной удачей молодого государства, но важнейшим этапом сионистского возрождения нации. Мы вернули себе свои святыни не для того, чтобы тут же променять их на переменчивую благосклонность соседей-врагов, но для того, чтобы отстроить освобожденные земли, заселить их, возвращая былое величие своей древней стране.
Мы вернулись в эти области, чтобы продолжать путь, начавшийся ещё в библейской древности. И этот путь ведёт не только к возвращению миллионов евреев в Землю Израиля и возрождению древних городов, но безусловно и к воссозданию центра объединяющего нацию - к Иерусалимскому Храму на Храмовой горе. Ибо, если дорога не ведёт к Храму, зачем вообще нужна такая дорога?
Автор выражает благодарность историкам д-ру Ури Мильштейну и д-ру Михаилу Эзеру, а также Шмуэлю Мушнику за консультацию и беседу в ходе которой была написана эта статья.