Закон о снятии ритуальной нечистоты водой, в которой растворен пепел красной коровы, вызывает у людей, не признающих дарование Торы с Небес, насмешку. Мол, в этом законе нашли отражение языческие обычаи и примитивные верования дикарей, которым повсюду мерещились духи умерших, и они прикладывали много усилий, чтобы изгнать их.
Не стоит вступать в спор с теми, кто не видит красоты и той бесконечной глубины, которая раскрывается в каждом стихе Торы. А лучше открыть ее и соприкоснуться с мудростью вечного учения.
Закон Торы
«Всякий, кто в поле прикоснется к убитому мечом, или к мертвому, или к кости человека, или к месту погребения, нечист будет семь дней. И возьмут… из пепла сожженной грехоочистительной жертвы, и нальют… воды из источника в сосуд. И человек чистый возьмет эзов, и обмокнет его в воду, и побрызгает… на того, кто прикоснулся к кости, или к убитому, или к умершему, или к погребению. И побрызгает чистый человек на нечистого в третий день и в седьмой день… и будет он чист к вечеру» (Бемидбар, 19:16-19).
Связь с началом времен
Этот закон связан с историей творения, с тем, что произошло в шестой день, когда Всевышний вдохнул душу в человека и заповедал ему не есть с дерева познания добра и зла. И в тот же день Адам подумал, что материя отделена от Б-га, и у нее есть собственный источник существования. И поверил в то, что можно оторваться от дерева жизни и черпать необходимые силы из материи.
Всевышний делает мир таким, каким мы хотим его видеть. И поэтому Адам оказался во вселенной, где прямая связь творения с Б-гом скрыта, и человек может черпать жизненные силы из того, что дает ему природа. Но, поскольку настоящая радость бытия в таком мире невозможна, человек стал смертен: его душа отделяется от тела. Это открыло возможность исправить последствия греха Адама и вернуть мир в идеальное состояние.
Однако вера человека в свою зависимость от материи настолько сильна, что даже после смерти нижние уровни души не могут освободиться от тела. И соприкосновение с этими силами, которые не способны возвыситься и подняться в духовный мир, оказывает отрицательное влияние на человека.
Сегодня мы не можем избавиться от ритуальной нечистоты, возникающей в результате прикосновения к мертвому, и не соблюдаем все эти сложные законы, хотя и стараемся изучать их. Но в тот период, когда стоял Храм, человек не мог зайти в его дворы не пройдя процедуру очищения. (А многие следили за тем, чтобы не утратить ритуальную чистоту даже в те дни, когда не поднимались в Йерушалаим и не посещали Храм. Если же им приходилось принять участие в похоронах – они спешили очиститься.)
О душе
Душа – луч света, связывающий с источником жизни. Она – путеводитель, она – совесть, она – сила познания и ясного мышления. И жаль, когда она, подвергаясь влиянию испорченных уровней другой души, теряет свой потенциал.
Нет, испортить душу и загрязнить ее невозможно. Но луч становится слабым и с трудом пробивается через толщу материи. И даже праведник отдаляется от дерева жизни – прямой и непосредственной связи с Всевышним.
Тора утверждает, что сильная душа изменяет окружающую действительность, давая людям знания и понимание сути вещей. Так, например, о Бецалеле говорится: «И наполню его духом Всесильного, мудростью, и пониманием, и способностью ко всякому ремеслу: ткать ткани, изготовлять (изделия) из золота, и серебра, и меди, обрабатывать камни, чтобы вставить их в гнезда, обрабатывать дерево, делать всякую работу» (Шмот, 31:2). И он – будучи наделен не только необыкновенными способностями, но и знанием того, как творился мир путем соединения разных букв, – изготовил в пустыне Мишкан, являвшийся моделью вселенной. Однако, если бы он не обладал чистотой души, позволившей ему воспринять дарованные Всевышним силы, это было бы невозможно.
Причем здесь пепел?
Но как помогает пепел красной коровы?
Человек, находясь в материальном мире, должен был есть плоды не для того, чтобы насытиться, а для того, чтобы возвысить творение: придать духовность всему, что его окружает. У него самого не было потребности восстанавливать свои силы, так как он получал жизненную энергию через дерево жизни. И поэтому ему была дана заповедь «ешь от всех деревьев сада». Адам также должен был понять, зачем сотворены силы, заложенные в каждом из живых существ, выразить их сущность в именах и научиться использовать своих «помощников» для преобразования мира. И поэтому о человеке сказано: «… да властвует он над рыбами морскими, и птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми… пресмыкающимися» (Берешит, 1:26).
Но человек, оторвавшись от дерева жизни, начал использовать все сотворенное для поддержания собственных сил и обеспечения собственных нужд.
Красный цвет – символ греха. Корова – наиболее используемое животное, «кормилица», как говорили о ней. Сожжение ярко красной коровы символизирует отказ от зависимости от материальных сил, стремление использовать их не для поддержания своего существования, а для преобразования мира. Поэтому ее пепел и помогает очистить душу от ритуальной нечистоты, возникающей в результате прикосновения к умершему. Ведь сама смерть – результат того, что человек поставил себя в зависимость от материи.
Изучение законов ритуальной чистоты имеет смысл и в наше время, хотя они и не применяются на практике. Постигая их смысл, мы пробуждаем в своей душе желание приблизиться к дереву жизни и избавиться от зависимости от материи. И это не может не повлиять на наш образ жизни, на взаимоотношения между людьми. А если хотя бы некоторые из нас будут мечтать об обретении Б-жественного духа и о восстановлении пророчества, это поднимет весь народ на новую ступень: превратит в общество сыновей Израиля, проживающих на святой земле.
|