Конфронтация с Израилем, согласно концепции исламского режима в Иране, является основой политики и идеологии иранского государства после победы там исламской революции. Эта идея пользуется в Иране значительной поддержкой, стала своего рода «священной коровой» современной иранской политической жизни. Но в годы правления действующего ныне президента М.Ахмадинежаде антиизраилизм стал не просто более интенсивным, но обрел новые черты и направления. В последние годы самой важными из них стали отрицание Холокоста и попытки связать Катастрофу восточноевропейского еврейства с проблемами израильско-палестинского взаимодействия. Иранские отрицатели Холокоста находят свои специфические аргументы, публикуя многочисленные статьи в этой связи. Заявления по поводу Холокоста и его влияния на образование Израиля, в обилии генерируемые М.Ахмадинежадом, являются естественным продолжением антиизраильских высказываний религиозных лидеров ИРИ, Вспомним, как духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи в одном из выступлений сказал, что спекулируя цифрами о количестве евреев, погибших от рук нацистов, «сионисты создали условия для оккупации Палестины и продолжения своих преступлений против ее народа». Как писала праворадикальная газета «Джомхурийе эслами», «сионистская ложь относительно убийства нацистами миллионов евреев преследует своей целью привлечение мирового общественного мнения для оправдания создания Государства Израиль. …На Западе затыкают рты любому исследователю или писателю, который, подобно Роже Гароди, вознамерится привлечь исторические свидетельства для опровержения этой сионистской лжи. При этом многие исследователи пролагают, что факт геноцида евреев … является большой ложью». В другой публикации, на этот раз в газете The Tehran Times , касаясь права исследователя на сомнение в поисках исторической правды, было отмечено, что Холокост создан сионистской пропагандой для создания на Западе позитивных настроений по отношению к евреям и привлечения денег Запада на свои нужды. Тема Холокоста получала новое дыхание всякий раз во время обострения палестино-израильского противостояния. Однако самым последовательным и неутомимым ниспровергателем реальности Холокоста, высказывающимся за необходимость его ревизии, причем в разноаспектной плоскости, является нынешний иранский президент М.Ахмадинежад. Основная причина широко распространяющейся ныне в Иране идеи отрицания Холокоста состоит в том, что иранским властям необходимо представить контрдоводы набирающей силу мировой критике по поводу иранской концепции уничтожения Израиля, а также аргументировать свое утверждение о том, что Израиль использует идею Холокоста для угнетения палестинцев. Ахмадинежад полагает, что усилением своей антиизраильской риторики он укрепляет свои позиции, по крайней мере среди тех стран, которые занимают позиции противостояния Израилю. Важно и то, что в условиях ухудшающейся внутренней ситуации, связанной с падением жизненного уровня большинства населения, президенту необходимо в очередной раз «перевести стрелки» на внешнего врага, тем более, такого как Израиль, конфронтация с которым идет все годы после установления в стране исламского режима. Кроме того, ужесточением своей антиизраильской риторики Ахмадинежад добивается решения той задачи, которую ставит религиозная элита страны – достичь радикализации общественного мнения в стране, что несомненно будет способствовать сохранению власти в руках крайне консервативного духовенства. Частое обращение к теме Израиля, Холокоста, защиты Ираном прав палестинцев, по мнению Тегерана, укрепляет и шансы ИРИ на лидерство в исламском мире.
На нынешнем этапе идея отрицания Холокоста носит для М.Ахмадинежада тактический характер, преследуя своей целью отвлечь внимание от иранской ядерной программы. По логике иранского президента, поднимая вопрос реальности Холокоста, он приводит в подлинный шок местное и международное общественное мнение, сигнализируя о трансформации политики Исламской Республики Иран от состояния угодничества и пораженчества перед Европой в состояние наступательной и активной политики по отношению к ее противникам. Как полагают в Иране, под влиянием такого подхода М.Ахмадинежада к проблеме Холокоста, Запад может пойти на смягчение позиции на переговорах по иранской ядерной программе, пытаясь заставить Иран покончить с ревизией Холокоста. В чем же состоит позиция Ахмадинежада, пытающегося подвергнуть сомнению давно уже считающиеся бесспорными в цивилизованном мире факты геноцида евреев? Она состоит не только в отрицании и попытке ревизии количества умерщвленных евреев Европы и европейской части тогдашнего СССР, но и в отрицании самого факта Холокоста как уникального и не имевшего других прецедентов исторического явления ХХ века, в попытках связать эту трагедию с решением вопроса палестино-израильского урегулирования.
Тема отрицания или ревизии Холокоста отражается не только в речах М.Ахмадинежада, но и в выпускаемой в Иране многочисленной литературе, призванной аргументировано проанализировать это явление. В этом ряду заметна книга, принадлежащая перу Мохаммад-Таги Тагипура. Она называется «Что скрывается за понятием "Холокост» и выпущена тегеранском Центром научных и политических исследований. Как указывается в ее предисловии, цель издания этой работы – «выявление природы "мифа о Холокосте" и исторических фальсификаций событий, связанных с этим явлением». «Вопреки пропагандистской машине сионистов, неангажированные мыслители и исследователи ставят под знак вопроса сионистские утверждения относительно Холокоста». Как пишет в своей книге Тагипур, нацисты вовсе не замышляли геноцид в отношение европейского еврейства. Они просто вынуждены были поместить часть евреев в концентрационные лагеря, а массовые смерти евреев стали результатом различных эпидемий, в первую очередь, тифа, поразившего эти лагеря, главным образом – Аушвиц, в период войны, начиная с 1942 г. Тагипур отрицает и такое явление, как наличие газовых камер в концлагерях, специально созданных для умерщвления узников. Холокост, заключает Тагипур, это «большая историческая ложь, сфальсифицированная сионистами для оправдания создания Государства Израиль». Тот же тегеранский Центр научных и политических исследований посвятил специальный выпуск своего ежеквартального издания «Политические исследования» проблеме изучения Холокоста. Отметим названия двух статей этого сборника – «Действительно ли были убиты 6 миллионов евреев» и «Правда о печах, где сжигались люди». Эту же тематику исследует и расположенный в Тегеране Центр документации исламской революции, издавший три года назад труд под названием «Место Холокоста в сионистском проекте: правда и миф», написанный Сейед Мохаммадом Таррахи.
На наш взгляд, подлинным событием в литературе о Холокосте на персидском языке явился выход в свет в США в нынешнем 2012 г. книги иранского эмигранта д-ра Ардашира Бабакния, которая так и называется «Холокост». Она состоит из четырех томов общим объемом в 2400 страниц, на которых размещены и сотни леденящих душу фотографий и документов. «В объеме книги есть своя символика, - сказал А.Бабакния, выступая в конце июня в передаче персидской службы радио «Коль Исраэль» (Голос Израиля). Она состоит из 1 миллиона 250 тысяч слов, что равно примерно 6 миллионам букв. Это значит, что каждой жертве Холокоста посвящена всего одна буква, даже не слово. Уже одно это показывает масштабы Катастрофы, бесчисленность ее жертв, сказал А.Бабакния. Его книга стала результатов 15-летней работы ее автора д-ра Ардашира Бабакния. По специальности А.Бабакния – врач, специализирующийся в области акушерства и гинекологии, иранский еврей по происхождению. Получив медицинское образование в Тегеране в начале 1970-х гг., он прибыл в 1974 г. в США для прохождения интернатуры. Вскоре там же стал успешным практикующим врачом. Живя в США, заинтересовался проблематикой Холокоста, поначалу решив изучить все, что написано об этом на его родном фарси. «Я поразился, как много нагромождено здесь лжи и тенденциозности». В начале 1990 –х гг. Бабакния стал вести свои собственные исследования по теме Холокоста. «Думал, что на год отвлекусь от медицины, напишу книгу, и опять займусь своей основной работой. Сейчас в мире 120 миллионов фарсиязычных, им я и посвятил свою книгу. Хотелось создать труд, где будут отметены все домыслы, а предстанет голая правда, причем – доказательная, с документами, свидетельствами тех, кто выжил в Катастрофе. Работа над книгой ней заняла целых пятнадцать лет». Она предназначена для всех, кто хочет расширить и обогатить свои знания о Катастрофе восточноевропейского еврейства, преступлениях нацистов, загубивших жизни 6 миллионов евреев. Либ Гест- директор Музея толерантности при Центре Визенталя в Лос-Анжелесе в интервью израильской газете «Ха-арец» назвал этот труд «монументальной работой непреходящего значения». Любой, кто читает на фарси, может узнать здесь много нового и ранее неизвестного об этой печальной странице мировой истории. С другой стороны, книга А.Бабакния – аргументированный и всеобъемлющий ответ президенту Ирана М.Ахмадинежаду и всем тем, кто отрицает Холокост, создает домыслы и небылицы вокруг этого исторического факта.
Тома книги посвящены всеобъемлющей истории этого явления. Первый скрупулезно исследует историю Холокоста, его причины, реализацию, прослеживает этапы, показывает механизм уничтожения еврейского населения порабощенных нацистской Германией стран европейского континента. А.Бабакния отвечает на очень важный вопрос – кто были те, кто осуществлял эти злодеяния? А кто были те, чьи жизни принесены в жертву нацистскому плану решения еврейского вопроса, подразумевавшему только один радикальный путь – тотальное уничтожение всех, чей единственной виной было то, что они родились евреями. Во втором томе автор исследует как был воспринят Холокост в США: какова была реакция на злодеяния фашистов по отношению к евреям Европы со стороны американского народа, его президента, правительства, еврейской общины США. Третий том исследует восприятие Катастрофы со стороны таких стран как Великобритания, под чьим мандатом находилась тогда Палестина, где постепенно собирался еврейский очаг мирового значения, Франции, стран Европы, занимавших в годы Второй мировой войны позиции нейтралитета, Ватикана, проявившего преступное безразличие к судьбе жертв Холокоста. «В четвертом томе я исследовал заключительный этап Холокоста, освобождение нацистских лагерей смерти на завершающем этапе войны. В этом же томе я посвятил немало страниц другим явлениям геноцида последнего века – армян Османской империи, геноцида в Камбодже, Руанде, Боснии, Южном Судане». «При этом я полностью согласен с крупнейшим исследователем Холокоста Эли Визелем в том, что масштабы Катастрофы в сравнении со всеми другими явлениями геноцида ставят его на исключительное место в мировой истории. И вопрос даже не в количестве жертв Холокоста, не в способах уничтожения или умерщвления жертв этого злодеяния. Главное в том, что нацисты задались целью уничтожить целый народ в соответствии со своей теорией расового превосходства. В нацистской Германии было принято решение, что евреи не имеют права на существование. Речь шла о насильственном прекращении существования целого народа, причем при безразличии почти всего человечества. Я книге привел такую мысль: Холокост стал возможным в ситуации, когда евреи были уничтожены своего рода жерновами, краеугольным камнем которых был нацистский план решения еврейского вопроса, а вторым, рабочим камнем – безразличие к судьбе евреев со стороны руководителей европейских стран. В своем интервью, опубликованном в апреле 2012 г. в издающемся в США на фарси журнале «Джаванан» А.Бабакния пишет, что во многом Холокост стал возможным из-за царящего в мире безразличия к судьбам других людей. Он цитирует в интервью широко известные строки: « Вначале пришли за евреями, я не был евреем, поэтому я не протестовал, потом схватили поляков, я не был поляком, поэтому я не протестовал, затем стали давить на либералов, я не был либералом, поэтому я не протестовал. Потом пришла очередь коммунистов, я не был коммунистом, поэтому я не протестовал. Потом пришли за мной. Мой вопль о помощи не был услышан, потому что не осталось тех, кто мог протестовать».
В одном из телевизионных интервью А.Бабакния задается вопросом: «В чем причина принятия решения о тотальном уничтожении евреев? В том ли, что евреи открыто враждовали с Гитлером, открыто объявили ему войну, протестовали против его власти? Разве этого было достаточно, чтобы задумать и привести в исполнение такой злодейский план? Это самый сложный вопрос, который встает перед всеми исследователями Холокоста. На все другие, когда речь идет о реализации идеи геноцида, его последствиях и др., отвечать достаточно просто, да и имеется достаточно много литературы, скрупулезно исследовавшей эту проблематику. Почему Гитлер принял решение уничтожить евреев? Может быть, ответ надо искать в параноидальной идее, овладевшей его сознанием, о том, что евреи намерены установить контроль над его Германией. Однако еще до реализации своей идеи уничтожения евреев ему надо было убедить в необходимости этого свой народ, который на протяжении веков жил бок о бок с евреями, который усвоили его язык, слегка модифицировав один из диалектов и превратив в идиш. Гитлеру пришлось проводить политику демонизации евреев, которая принесла свои плоды и позволила фюреру создать такой моральный климат в своем обществе, который целиком и полностью оправдывал беззакония в адрес евреев, давая им тотальную легитимацию. Нельзя ни забывать и ни игнорировать Холокост. Это – грех перед грядущими поколениями. Это предательство перед памятью миллиона ни в чем не повинных детей, сгоревших в пламени Холокоста, многие из которых никогда не даже не задумывались, что они евреи».
Когда в одном из интервью А.Бабакния спросили о том, знает ли о его книге главный иранский отрицатель Холокоста – президент М.Ахмадинежад, тот ответил, что иранская аудитория знакома с его многочисленными телеинтервью по поводу выхода книги. «Я думаю, Ахмадинежад знает о выходе моей книги. Вряд ли это изменит его подходы к проблеме Холокоста. Но для меня важно, чтобы книгу прочли простые иранцы, поняв, что кроме лжи есть и суровая правда об этом страшном явлении, которую нужно знать».
Институт Ближнего Востока