В номере:
Школа хорошая или еврейская — вот в чем вопрос… — интервью с серебряным призером европейского форума учителей-новаторов Ириной Фридман:
— К сожалению, отнюдь не «свои», национальные, а лучшие городские школы переполнены сегодня еврейскими детьми, ведь их родители заинтересованы, прежде всего, в ХОРОШЕМ, а не еврейском образовании. Это главный минус еврейских дневных школ — мы не держим планку.
Еврейство Евразии в поисках идей — Вячеслав Лихачев о стратегии и смысле постсоветской еврейской общины:
— «Нет идеи, которая бы объединяла; непонятно, зачем существуют все эти организации, и что они делают», — искренне сокрушался в беседе со мной президент РЕК Юрий Каннер. Со схожими мыслями приходилось сталкиваться неоднократно и это заставляет задуматься — понимает ли сегодняшняя диаспора, что она делает и зачем?
Двойка за Холокост — что и почему пошло не так в преподавании истории Катастрофы? — комментарий историка Юлии Смилянской:
— История Шоа — это опыт готовности к страшному. И если мы рассказываем детям о Холокосте для того, чтобы у них появился такой опыт — надо понимать, в какой дозировке он допустим. Ребенок не может постоянно жить в ожидании трагедии. И взрослый не может. Поэтому, если мы пять раз скажем подростку, что в любой момент с ним ЭТО может произойти, он начнет толкать соседа, ржать — потому что сработали защитные механизмы — это нормальная реакция здорового организма.
Во Львове появилась улица праведника — отца Омельяна Ковча увековечили в столице Галичины:
— Войдя в Перемышляны, немецкие солдаты заперли евреев в синагоге и подожгли ее. Отец Омельян бросился к храму и на немецком языке закричал на солдат — те, в замешательстве и недоумении от неслыханной наглости, отступили. А священник, сдвинув тяжелое бревно, которым были подперты двери синагоги, бросился внутрь и стал вытягивать полуживых людей...
Тора и трон — почему британские евреи так безумно любят свою королеву?
— О личном отношении королевы Елизаветы II к евреям судить сложно, ибо она никогда не высказывает свое мнение публично. Однако у троих сыновей королевы, Чарльза, Эндрю и Эдварда, есть кое-что общее с большинством еврейских мужчин на земле: да-да, они тоже обрезаны. Операцию делал моэль и по совместительству доктор медицины Джейкоб Сноумен.
Бедные евреи богатой страны — треть евреев Нью-Йорка живут за чертой бедности:
— Образ нью-йоркского еврея — либерального, светского и, главное, состоятельного — уже не соответствует действительности. Сегодня типичный еврей города на Гудзоне — ультраортодокс из Бруклина, окруженный многочисленной семьей и живущий в замкнутом мире своей общины — к таким себя причисляют около 40% респондентов...
Чудо Шанхая — синагога «Охель Моше» — напоминание о том, как китайский город спас десятки тысяч евреев от Холокоста:
— Построенная российскими евреями в 1927 году, эта синагога была главным религиозным пристанищем поселившихся в городе еврейских беженцев. И хотя фасад ее не изменился, теперь в здании располагается Шанхайский музей еврейских беженцев.
Мы не выживем без революции — считает ортодоксальный еврей Даниэль Боярин — профессор Беркли, троцкист и талмудист:
— Бог требует от человека меншлихкайт — человечности, гуманности. Я лоялен по отношению к галахе, но считаю, что поле моральной ответственности постоянно расширяется. Мы должны подвергать испытанию нашу собственную традицию и искать в ней то, что отвечает нашему моральному чувству, а не рыть окопы, ограждая ее от вызовов современности.
Из воспоминаний Семена Глузмана — как дважды еврей Советского Союза Зельцер латышского «лесного брата» Ассельбаумса не переубедил:
— Я вскоре освобождаюсь — начал говорить Вилли Ассельбаумс. — После 25 лет заключения я не хочу оставаться в этой прекрасной стране, куда вы вернулись. Дайте совет, как мне, латышу, уехать навсегда в еврейское государство, где, по вашим рассказам, все так плохо, просто ужасно…
Илан Рамон vs Аббас ибн Фирнас — Алек Эпштейн о «конфликте национализмов» в Израиле:
— Израиль — это не только наш дом, но и дом более чем полутора миллионов арабов. Нельзя позволить им сжечь этот дом, но необходимо, чтобы они чувствовали себя в нем равноправными согражданами, а не неуместными квартирантами.
Свободный рынок — понятие условное — известный топ-менеджер и предприниматель Рам Белинков — о парадоксах израильской экономики:
— Израильское общество очень инициативно — это позитивная особенность нашей культуры, желание преуспеть — главный стимул нашей экономики.
«Бен-Гур» и вокруг — размышления Святослава Бакиса к 100-летию режиссера Уильяма Уайлера:
— Mеня восхищают евреи, сделавшие Голливуд, — Любич, Кертиц, Уайлер, Преминджер. Режиссеры такого типа — великие портные: работает в Германии — идеально шьет на немцев, перебрался в США — быстро осмотрелся и начинает идеально шить на американцев. Да, ремесленничество — но в высшем смысле: соединение мастерства и мимикрии.
В чем виноват жираф? — от книги Алена Бадью ожидаешь какой-нибудь особой дикости — вроде призыва утопить израильтян в море и т. п.
— Это тот самый случай, когда проходная книжка дает повод задуматься о действительно серьезных вещах. Например, о фигуре публичного интеллектуала как таковой. В той же Франции, например, всяческие гуманитарии тоже всегда проявляли исключительную активность в публичной сфере и были властителями дум.
Электронная версия газеты доступна на сайте: http://hadashot.kiev.ua