Иосиф Гельстон Израиль Обозреватель еженедельника "Секрет" обновлено August 7, 2012

Категории

Теги автора Давид Левин

Архивы

Обзор статей » Общество

  • Во Львове ведется борьба с еврейским наследием?

    К сожалению, к такому неутешительному выводу очень многие евреи пришли не на пустом месте… Продолжаем тему, начатую в публикации “Строительные работы в центре Львова могут привести к уничтожению уникальной синагоги XIX века

    Чуть более года прошло с тех пор, как в еженедельнике “Секрет” (16.05.2011), в киевской газете “Хадашот”, а также на ресурсе Jewish.ru была опубликована моя статья “Юденфрай” в охранной зоне ЮНЕСКО” о том, как в городе Львове, в древнейшем еврейском квартале Восточной Европы с 1382 г., с разрешения городских властей строится современная гостиница на месте разрушенной древней иешивы с 1590 г,. и в притык к руинам синагоги “Золотая Роза” с 1582 г.

    Перед началом чемпионата Европы по футболу, “ЕВРО-2012″, часть матчей которого должны были состоятся во Львове, местные разрушители вынуждены были слегка умерить свой “строительный” пыл. Игры “ЕВРО-2012″ закончились и обнаглевшие от безнаказанности чиновники задумали разрушить следующий еврейский памятник, одну из двух чудом уцелевших львовских синагог “Хидушим или Якоб Гланзер шул” (1840-1843 гг. постройки), расположенную на старинном Краковском предместье Львова.

    Чтобы читателям было понятно о чём идёт речь немного углубимся в историю. После завоевания польским королём Казимиром в 1340 г. Галицко-Волынского княжества и Львова, по королевскому указу центр главного города Галиции перенесли южнее, в сторону латинского квартала. Вокруг нового города в XIV-XV веках возвели мощные крепостные стены, а княжеский Львов превратился в Краковское предместье, на котором издавна жили евреи.

    Новый город, получивший в 1356 г. Магдебургское право, был заселён немецкими колонистами, переехавшими во Львов вместе с евреями. Таким образом, во Львове с XIV-го века вплоть до 1756 г. существовали две еврейские общины, одна в укреплённом городе, а вторая осталась на Краковском предместье. Жарким летом 1624 г. предместье сгорело вместе с еврейским кварталом. Королевский привилегий 1627 г. разрешал евреям отстроить новую улицу от площади Старый Рынок до реки Полтвы, на территории так называемого “Познанского двора”, которым с 1462 г. владела еврейская семья Мошковичей.

    В центре квартала в 1632 г. была построена новая синагога. Главная улица возле синагоги, называлась Божничая (от божница-синагога, – польск.). С севера, параллельно Божничей находится улица Старозаконная (от старозаконный-еврейский, – польск.). С юга улица, примыкавшая к Большой предместской синагоге и к Краковскому базару, называлась Овощной. Их пересекают улочки: Цибульная, Гусиная, Зерновая, Весёлая, Банная, Ломанная, Угольная и др.

    Перед Второй мировой войной в этом районе, на площади в 1,5 квадратных километра находилось 8 больших синагог и 4 поменьше:

    1. Синагога “Мефаршей а-ам ор а-яшир”, ул. Князя Льва, номер 3, с 1842 г.

    2. Прогрессистская синагога “Темпль”, пл. Старый Рынок, номер 14, с 1846 г.

    3. Большая синагога Краковского предместья, ул. Божничая, номер 16 (ныне Санская), с 1632 г.

    4. Синагога “Матан Бесейтер”, ул. Божничая, номер 7, с 1907 г.

    5. Бейт Гамидраш Краковского предместья, ул. Божничая, номер 5, с 1793 г.

    6. Синагога “Бейт Хасидим”, ул. Божничая, номер 4, с 1791 г.

    7. Синагога “Бейт Лехем”, ул. Старозаконная, номер 10, (ныне Мстислава Удалого), с 1912 г.

    8. Синагога “Ор Шемеш”, ул. Медовая, номер 3, с 1842, 1903 гг.

    9. Синагога “Ковэа Этим ле-Тора”, ул. Шпитальная, номер 4, с 1877 г.

    10. Синагога “Шаарит Иегуда или Куликовер клойз”, ул. Жолкевская, номер 25 (ныне Б.Хмельницкого), с 1910 г.

    11. Синагога “Шевет Ахим”, ул. Байсера, номер 1 (ныне Мосяжная), с 1891 г.

    12. Синагога “Хидушим или Якоб Гланзер шул”, ул. Угольная, номер 3, с 1843 г.

    После войны осталось лишь одна синагога “Хидушим или Якоб Гланзер шул” на ул. Угольной. Она уцелела лишь потому, что выходила фасадом на базарную площадь св. Теодора, и использовалась в качестве конюшни и склада. В 1944 г. в ней возродилась еврейская жизнь. Синагога на ул. Угольной до её закрытия в апреле 1962 г., была единственной действующей в Галиции. Еврейская община была распущена по навету КГБ, а здание синагоги передано спортивной кафедре Львовского полиграфического института. В 1989 г. синагога на ул. Угольной была возвращена Обществу еврейской культуры им. Шолом-Алейхема (основано 30.09.1988). Более подробно ознакомиться с историей 170-тилетней синагоги можно здесь: http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Gels ton1.php

    Именно это последнее пристанище для нескольких сотен львовских евреев и стало объектом современной атаки львовских властей. На официальном портале Львовского горсовета размещён протокол общественных слушаний проекта строительства торгово-офисного комплекса на участке, находящемся на ул. М. Удалого, номер 5 (http://www.city-adm.lviv.ua/adm/public-hearings/1032-protokol-grom- adskih-sluhan-projektu-mistobudivnoji-dokumentaciji-roztashuvanna-t- orgovo-ofisnogo-kompleksu-po-vul-mstislava-udatnogo-5-um-lvovi). В одном из пунктов представленного проекта говорится: “Участок, на котором планируется строительство, расположен в историческом ареале Львова. Рядом расположена синагога, охранное расстояние до которой составляет 50 м”.

    Этим сообщением Львовский горсовет вводит в заблуждение общественность, поскольку земельные работы уже соприкасаются с фундаментами синагоги. Утверждения Общества еврейской культуры о том, что активные строительные работы способны привести к разрушению исторической синагоги не лишены оснований, поскольку в 2009 г. ураган сорвал с неё крышу. Бывшие львовяне в Израиле и США организовали сбор средств, и в 2010 году крыша на синагоге была отремонтирована. Однако львовские дожди сильно повредили внутреннее убранство синагоги на Угольной, из-за чего она в настоящее время находится в аварийном состоянии. Львовские власти не пожелали выделять средств на восстановление этого памятника истории и культуры.

    Опасения львовских евреев основаны также на историческом прецеденте. В декабре 1924 г. руководство еврейской общины Львова, встревоженное появлением многочисленных трещин на фасаде Большой синагоги Краковского предместья созвали комиссию из известных архитекторов того времени: Бориса Чачкеса, Фердинанда Касслера, Генрика Сальвера и Леопольда Райсса. Обследовав синагогу, комиссия пришла к выводу, что из-за углубления русла реки Полтвы, текущей через еврейский квартал, и взятия её в канализационный коллектор в 1913 году, грунтовые воды также ушли вглубь, что вызвало оседание фундаментов синагоги. Хотя опасности обрушения не было, рекомендовалось вести наблюдение за уровнем грунтовых вод, чтоб их исчезновение не привело к более серьёзным последствиям. Если кто-то сомневается в правдивости этого рассказа, пусть обратится к документам Львовского исторического архива (ф. 701, оп. 3, д. 553, л. 115).

    Соседний с синагогой дом номер 5, расположенный на углу улиц М.Удалого (быв. Старозаконная) и Угольной, в непосредственной близости которого возводится торгово-офисный комплекс, также связан с историей львовских евреев. В нём перед Второй мировой войной находилась управа известной религиозной организации “Агудат Исраэль” Восточной Галиции и иешива (высшая духовная школа) “Мицватей Ор Тора”. Данная информация, как и предыдущая подтверждается историческим документами Львовского областного архива (ф. 2, оп. 2, д. 4957; ф. 110, оп. 1, д. 939).

    В упомянутом выше протоколе общественных слушаний горсовета далее говорится, что вместе с торгово-офисным комплексом предполагается строительство обширного подземного паркинга от проспекта В.Черновола (быв. ул. Полтвянная, т.е. у самого русла реки Полтвы), через ул. М.Удалого до пл. св. Теодора. Именно в центре вышеназванного участка и находится старинная синагога на ул. Угольной.

    Возникает вопрос, может быть во Львове нет другого места для строительства торгово-офисного центра кроме, как возле синагоги “Якоб Гланзер шул”? В том-то и дело, что восточная сторона пр. В.Черновола от пересечения с ул. Городоцкой до вышеупомянутого участка на ул. М.Удалого, номер 5, на расстоянии в сотни метров не застроена, поскольку во время расширения проспекта в 1960-е гг. был снесён целый ряд старинных зданий.

    Неподалёку, в районе бывшего Краковского рынка в конце 1980-х гг. совместным украино-австрийским предприятием было задумано возведение новой гостиницы. В период подготовки нового строительства, городские власти опять разрушили с десяток домов еврейского квартала Краковского предместья, после чего историческая улица Овощная перестала существовать. Вышеупомянутое совместное предприятие “неожиданно” обанкротилось и работы остановились на нулевом цикле. Казалось бы, следуя элементарной логике следовало прежде достроить начатое более 20-ти лет назад здание и оборудовать в нём торгово-офисный комплекс. Вместо этого, в начале нового тысячелетия на месте злополучного “нулевого цикла” разместили вещевой рынок “Народна торгiвля”, торги которого осуществляются прямо на руинах Большой синагоги Краковского предместья (с 1632 г.).

    О какой логике может идти речь, когда конечной целью т.н. “строительной” политики львовских властей является уничтожение последних следов еврейского пребывания во Львове. Еще в период описания еврейских памятников Галиции, при сравнении их состояния с еврейским наследием в соседних странах Восточной Европы, я неоднократно задавался вопросами, почему в 1940-е гг. остались нетронутыми еврейские кварталы Кракова и Праги, и в них ныне не возводят гостиниц и торговых центров с подземными паркингами? Почему находящиеся там синагоги XV-XVIII веков никто не разрушал, ведь Польша и Чехословакия тоже были оккупированы нацистской Германией и в них убивали евреев? Почему во Львове, в исторической части города десятки синагог были сровнены с землёй? Неутешительный вывод заключается том, что без активного местного участия немецкие оккупанты никогда бы не достигли столь значительных успехов в области антиеврейского вандализма. С начала Второй мировой войны прошло 7 десятилетий, сменилось три поколения львовян. Неизменным остается лишь вандализм по отношению к еврейским памятникам Львова, вне зависимости от того, кто руководит городом. В настоящее время львовские власти осуществляют уничтожение еврейского наследия под видом нового строительства, забывая о том, что на чужой беде счастья не построишь.

    ИсраГео

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев