Борис Гулько США Гроссмейстер, единственный, добившийся в разные годы звания чемпиона СССР и чемпиона США по шахматам обновлено August 19, 2012

Категории

Теги автора Борис Гринберг

Архивы

Обзор статей » История

  • О двух тенденциях в иудаизме

    В мировой истории образованию лишь двух государств – США и Израиля – предшествовало создание их идеологий. Духовные процессы, сопутствующие этим двум эпохальным событиям, обнаруживают неожиданное сходство. 

    Развитие иудаизма на протяжении тысячелетия со времени завоевания евреями Земли Израиля (13-й век до н.э.) запечатлелось в создававшихся книгах ТАНАХа. Записанные в те века Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания), кроме моральных поучений, содержат наставления: как в русле иудаизма должно строиться еврейское государство. Завершает этот исторический период учреждение двух праздников, посвященных войнам нашего народа – Пурима и Хануки. 

    После катастрофы 1-2 веков н.э. – разрушения Храма и Рассеяния – замерло национальное общение нашего народа со Всевышним. Развитие иудаизма двинулось в сторону проблем построения персональных отношений еврея с Творцом. Развивались правила повседневной жизни – «галаха» – и моральное учение - «мусар». Такое изменение в диалоге евреев с Творцом видно на примере Агады о том, как наши мудрецы вскоре после разрушения Храма обсуждали закон о печи. Раздался Голос с Небес: «Закон соответствует мнению рабби Элиэзера». Но рабби Йегошуа возразил: «Не на небе она (Книга учения)» (Дварим 30:12). И большинством голосов мнение Небес было отвергнуто. Как народ в целом, мы утрачивали способность принимать распоряжения Творца. 

    С таким поворотом в иудаизме совпало по времени банкротство язычества. Нееврейский мир пришёл к осознанию истинности идеи Единого Бога. Приняв религию от евреев, мир получил её уже в период прекращения еврейской государственности и сведения иудаизма к проблемам личных отношений человека с Творцом. В духовных процессах религии, разделившейся на два рукава – для еврейского мира (иудаизм), и для нееврейского (христианство) – по прошествии многих веков, обнаруживается параллельность. 

    Тысячелетие понадобилось народам, принявшим христианство, чтобы проникнуться духом новой для них религии – этикой единобожия, десяти заповедей, идей Иисуса об аскетизме и смирении. Проникнувшись, народы обнаружили, что существовать на приобретённых его членами принципах общество не может. Отдельный человек жить по этим приципам может. Даже целая община может. Монастыри с последовательными приверженцами учения Иисуса существуют поныне. Но общество в целом на основе учения Иисуса - «не противься злому», «не судите, да не судимы будете», отказа от собственности - функционировать не в состоянии. 

    В 11-14-м веках разные секты христиан такие попытки всё же предпринимали. Самая серьёзная из них – движение катаров, распространившееся по югу Франции, северу Италии и в Германии. Ватикану, уступавшему в чистоте идеологии ради практических надобностей, чтобы пресечь ересь катаров, пришлось организовать против тех крестовый поход (1209-1229) и учредить инквизицию (1229-1232). 

    Преодолела противоречия между учениями Евангелий и реальной жизнью реформация христианства (16-17 века). Высшим её достижением стало создание американизма – идеологии основателей Соединённых Штатов. Основой американизма явился ТАНАХ – «Старый завет» христианской Библии. Профессор Гарвардского университета С. Хантингтон писал об этом: «Два слова... не появляются в общественных документах и на церемониях. Это слова - «Иисус Христос»... Американская общественная религия – это христианство без Христа». Профессор Йельского университета Давид Гелентер в своей книге «Четвёртая мировая религия» доказывает, что американская модель демократии основана на ТАНАХе. Евангельский призыв к бедности: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6,25) в США заменился «протестантской трудовой этикой» (термин Макса Вебера), утверждающей добродетельность труда и видящей богатство как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. 

    Реформация в иудаизме (не путать с реформизмом, «светской» религией, созданной в Германии в начале 19-го века) началась гениальным мыслителем 18-го века Виленским гаоном, пославшим своих учеников восстанавливать национальную жизнь в Земле Израиля. Развивавшийся следующие два века сионизм – практика восстановления еврейского государства в Земле Израиля – возобновил замерший на 16 веков национальный диалог евреев со Всевышним. Идеологическая борьба вокруг этого процесса видна на семье великих раввинов 20-го века: «Брискер ребе» (1853-1918) был решительным противником сионизма, а его внук «Рав» – Й.Д. Соловейчик – создал в США модерн-ортодоксию и провозгласил, что создание Израиля – это голос Всевышнего. 

    Требования к изменениям в идеологии иудаизма, развившегося в галуте, связанные с воссозданием еврейской государственности и восстановлением национального диалога евреев с Творцом, значительны. Галутный иудаизм, как и раннее христианство, с неодобрением относится к богатству. К великому раввину первой трети 20-го века Хафец-Хаиму пожаловал визитёр. «Где Ваша мебель?», спросил он раввина, поражённый скудостью убранства дома светилы иудаизма. «А где Ваша?» – вопросом на вопрос ответил раввин. «Я здесь проездом», – объяснил визитёр. «Я – в этом мире – тоже», – сказал Хафец-Хаим. 

    В галуте мы проездом. Но в воссозданном Израиле обретение богатства, личного и общественного, необходимо для процветания еврейского государства. 

    Хафец-Хаим же сформулировал строгие правила чистоты речи, запрещающие негативные, даже если и справедливые, высказывания о других. Это важно для достижения евреем личной святости. Но в еврейском государстве законы эти входят в противоречие с необходимостью поисков оптимальной политики, включающей критику оппонентов. 

    Значительна разница между реформированной ортодоксией и галутной – в отношении к светским знаниям. Процветающий Израиль нуждается в широком спектре специалистов. Галутный подход – необходимо лишь изучение Талмуда. Такая же разница реформированной и галутной ортодоксии в отношении к воинской службе государству Израиль. 

    С воссозданием Израиля иудаизм проходит путь, аналогичный пройденному католицизмом, реформированным в протестанство для нужд создания современного общества. К счастью, у нас, в отличие от христиан, обошлось без Варфоломеевской ночи и без религиозных войн, если не считать вылитого однажды на голову создателя религиозного сионизма рава Кука ведра с помоями, когда рав проходил улицами Иерусалима. 

    Впрочем, недавно о противоречиях двух тенденций современного иудаизма напомнил скандал на израильском радио, когда раввин харедимного направления Авраам Тамир назвал видного раввина религиозно-сионистского направления Давида Става «еретиком или идиотом, но скорее и то, и другое». Радиостанция Коль Беругим, транслировавшая филиппику рабби Тамира, принесла свои извинения рабби Ставу, а рабби Тамира лишила эфира. 

    Всё же в настоящее время у евреев, как два последних века у христиан, происходит постепенное сближение позиций двух обозначенных тенденций. 

    В этом эссе использованы идеи главного редактора иерусалимского издательства «Маханаим», русскоязычного исследователя религиозного сионизма, автора многих глубоких и оригинальных книг Пинхаса Полонского.

     NewsWe

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев