Алексей Цесарский Израиль Советник министра просвещения по связям с русскоязычными СМИ обновлено August 30, 2012

Категории

Теги автора Анна Гусева

Архивы

Обзор статей » Общество

  • 10 мифов об израильской системе просвещения

    Миф №1: Все дети в Израиле начнут уже в этом году посещать детсады с 3 лет бесплатно

    8 января израильское правительство приняло законопроект о бесплатном образовании для детей, начиная с возраста 3-4 лет. Этот закон будет вводиться в действие постепенно, в течение 3-х лет, но уже в этом учебном году 85% детей соответствующего возраста будут посещать садик бесплатно. 

    Согласно принятому закону, родители освобождаются от платы за обучение ребенка ("схар лимуд"), и будут платить только за дополнительные занятия. Согласно директивам министерства просвещения, стоимость дополнительных занятий не может превышать 250 шекелей в год.

    Новый закон распространяется на 300.000 детей, при этом уже в этом году 270000 детей будут посещать детский сад бесплатно. За последние месяцы было построено 860 детских садов и нанято 910 воспитателей. В первые три года действия принятого закона посещение детского сада с трех лет не является обязательным, и некоторым родителям будут предложены альтернативы. По истечении трехлетнего срока этот закон получит статус закона об обязательном бесплатном образовании, а это означает, что каждый родитель, чей ребенок достиг трехлетнего возраста, будет обязан определить его в сад, а министерство просвещения, со своей стороны, обязано позаботиться о том, чтобы для каждого ребенка нашлось место в детском саду.

    Для полной реализации закона всего необходимо было дополнительно открыть 2 500 садов. Большинство из них будут строиться на протяжении трех лет (на сегодняшний день министерство финансов выделило 1,3 млрд. шекелей на строительство новых детских садов). Остальные детские сады будут открыты на базе частных детских садов. Частные сады будут иметь возможность получать субсидии на каждого обучающегося в них ребенка. Такие сады должны соответствовать критериям министерства и соблюдать правила и директивы министерства, в частности, таким садам запрещено взимать с родителей плату, превышавшую разрешенную плату за дополнительные занятия.

    Миф №2: Учеба во всем мире начинается 1-го сентября

    История этого дня уходит своими корнями в далекое прошлое. Согласно источникам, в 4-ом веке нашей эры римский император Константин Великий созвал первый Вселенский собор, на котором, в числе прочего, было решено считать началом церковного и календарного года 1 сентября. Первые школы были церковными, поэтому обучение и начиналось с начала церковного года – 1-го сентября.

    Именно с тех пор 1 сентября начинается учебный год (а также отмечается день Знаний). День Знаний является международным праздником, но не во всех странах учебный год начинается 1-го сентября. Например, в Австралии первый звонок звенит в феврале, а в Германии – в середине октября. В Японии учебный год начинается в апреле, а заканчивается в марте следующего года. В США нет единой даты начала учебного года: каждый образовательный округ самостоятельно выбирает подходящий день.

    В этом году в израильских школах учебный год начнется 27 августа. Мотивы такого решения, уверен, ясны каждому родителю, чьи дети ходят в школу. Сокращение летних каникул позволит продлить период занятий, предшествующий осенним праздникам, ведь непрерывность учебного процесса очень важна. До сих пор, едва школьники приступали к учебе, как приходилось ее прерывать: сперва на праздник еврейского Нового года, а потом еще и на Суккот. Кроме того, сокращение каникул поможет и родителям в последние дни лета, когда летние лагеря ("кейтанот") уже не работают, и нужно брать детей с собой на работу или думать, на кого их оставить.

    Миф №3: Экскурсия для старшеклассников в Польшу дорогая, и далеко не все семьи могут это себе позволить

    На сегодняшний день стоимость поездки в Польшу составляет 5 400 шекелей на человека. Не каждая семья может себе позволить такие расходы. В течение многих десятилетий правительство говорило о важности участия молодежи в поездках в Польшу, поскольку эти поездки имеют большое значение для воспитания в детях национального самосознания. Но эта заинтересованность ограничивалась лишь словами, и в итоге сложилась ситуация, когда в Польшу отправлялись только дети из обеспеченных семей.

    В начале прошлого учебного года министерство просвещения решило исправить эту экономическую дискриминацию, и министром просвещения была представлена модель субсидирования экскурсий в Польшу. Годовой бюджет данной инициативы, действующей с начала 2012 года, составляет 50 млн. шекелей (из которых 35 млн дает минпрос, и 15 млн – городская администрация). Благодаря данной программе число школьников, имеющих возможность посетить места уничтожения евреев, превысило 30 000 человек. В прошедшем учебном году число учащихся, получивших субсидию, увеличилось на 400%. Министерство субсидировало экскурсии более чем 5 000 учеников на 70%. Можно говорить о том, что сегодня поездка в Польшу стала  доступной для большинства детей.

    Миф №4: в Израильской системе просвещения аттестат зрелости получают мало учеников

    По данным центрального бюро по статистике около 48% подростков в Израиле в возрасте 18 лет получают аттестат зрелости ("багрут"). На первый взгляд, это действительно небольшой процент. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что все не так плохо: это общий процент по стране, т.е. данные включают ультрарелигиозный сектор (в котором почти не сдают багрут), арабский сектор и жителей Восточного Иерусалима. Если рассматривать еврейский нерелигиозный сектор (где в основном и сдают "багруты"), эта цифра достигает 70%, а это больше, чем во многих развитых странах, например в Германии. Кроме того, в Израиле довольно просто можно "досдать" предметы, которые не были пройдены в школе: в армии, на подготовительных отделениях университетов и колледжей ("Мехинот") или самостоятельно, в частном порядке.

    Так что на сегодняшний день мы имеем самый высокий процент обладателей аттестатов зрелости среди еврейского населения, тут также следует отметить, что среди новых репатриантов число обладателей аттестатов зрелости выросло. В целом, в последние три года процент старшеклассников, получающих аттестат зрелости в Израиле, растет.

    Но успехи системы просвещения должны оцениваться не только по числу обладателей аттестатов зрелости, но и по тому, экзамены какой сложности сдавали выпускники. Довольно часто эти вещи являются взаимоисключающими. Поэтому большинство учащихся выбирают более легкие экзамены. Еще один интересный индикатор качества системы образования - это количество абитуриентов, поступающих в вузы. По данным последнего отчета стран ОЕСД, по этому показателю Израиль находится на первом месте. Отчет указывает на то, что 60% израильского населения поступают в бакалавриат, что является рекордным показателем среди развитых стран. 

    В системе образования сегодня, безусловно, происходят положительные изменения, и я надеюсь, что мы будем наблюдать улучшение результатов и международных тестирований, публикация результатов которых ожидается в ближайшее время.

    Миф №5: В университетах Израиля учатся больше студентов, чем в колледжах

    В действительности за последние годы произошли большие изменения, и сегодня, в результате реформ, в колледжах учатся больше студентов, чем в университетах. Большинство колледжей - государственные, поэтому стоимость обучения в них равна стоимости обучения в университетах. Более того, почти любой гос.колледж выдает стипендии, а также выдает дипломы первой и второй академической степени. Так, например, по данным Совета по высшему образованию, в стране 300 тысяч студентов, и более половины из них проходят обучение именно в колледже.

    Миф №6: Школьники-репатрианты учатся хуже коренных израильтян

    В прошедшем учебном году число выходцев из стран бывшего СССР среди школьников составляло 28.634 человека, тогда как в позапрошлом году их насчитывалось 36.000 человек. Практически в каждой школе в еврейском секторе учатся новые репатрианты из стран бывшего СССР.

    На самом деле успехи детей репатриантов в учебе почти не отличаются от успехов коренных израильтян. Следует отметить, что число школьников-репатриантов, успешно сдавших экзамены на аттестат зрелости, растет год от года и приближается к среднему по стране: по последним данным около 54% (на 6% выше общестранового показателя) учеников-репатриантов (включая репатриантов из Эфиопии) сдали экзамены на аттестат зрелости.  Интересный факт: среди учеников, как репатриантов, так и "cабр", не получивших аттестат зрелости по причине несдачи одного из экзаменов, 80%  "проваливаются" на математике.

    Также в Израиле ежегодно проводятся экзамены "Мейцав" по четырем основным предметам: родной язык (иврит), математика, английский и естественные науки. Экзамены проводятся в пятых и в восьмых классах, а экзамен по родному языку сдают также и второклассники. Согласно данным исследования, в ходе которого сравнили результаты экзаменов 14 000 учащихся израильских школ, репатриантов из стран СНГ (проживающих в Израиле более 3 лет) и уроженцев Израиля, успехи школьников-репатриантов на экзаменах "Мейцав" по математике и естественным наукам аналогичны достижениям уроженцев Израиля, а по английскому языку даже лучше.

    Миф №7: Учитель в Израиле – невостребованная профессия

    В Израиле профессия учителя никогда не была самой востребованной. Зарплаты учителей до последнего времени были ниже среднего уровня, а атмосфера в школах не вызывала большого желания просвещать молодое поколение. Так сложилось, что спрос на профессию учителя и предложение рабочих мест совпадали, конкурса в педагогические вузы не было, и в результате в систему образования попадали все желающие стать учителем, а не лучшие из лучших.

    В последние годы ситуация резко изменилась. Спрос на профессию учителя начал расти. С 2009 по 2012 годы наблюдается рост числа абитуриентов в педагогические колледжи: с 6.090 до 18.060 человек. В этом году спрос на специальность учителя вырос на 62%, (с 11.100 абитуриентов в 2011 году до 18.060 в 2012), а конкурс в колледжах составил 3 человека на место, что позволяет колледжам выбирать лучших кандидатов.

    Продолжение этой тенденции в долгосрочной перспективе – наиважнейший фактор для улучшения качества образования в Израиле. Тенденция ясно показывает, что в системе, после долгих лет кризиса, произошел перелом. Нет никаких сомнений, что реформы в системе образования и связанное с ними повышение зарплат учителей влияют на рост спроса на профессию учителя.

    Миф №8: Израильские учителя бастуют каждый год

    Мы привыкли, что перед началом каждого учебного года учителя начинают забастовку, и учебный год начинается с опозданием. Дело в том, что в Израиле существуют 2 профсоюза учителей:  "Иргун морим" и "Истадрут морим". Несколько лет назад сложилась абсурдная ситуация, когда трудовой договор – "Офек Хадаш" - был подписан с "Истадрут морим", в то время как глава "Иргун морим" Раз Эрез отказывался идти на компромисс (на протяжении 10-ти лет). В рамках реформы "Офек Хадаш" было подписано соглашение с профсоюзом "Истадрут морим",  касающееся всех детских садов, всех начальных школ и части средних школ.

    Но ситуация, когда трудовые условия части учителей были значительно улучшены, отрицательно влияла на систему образования в целом, вызывая недовольство со стороны членов "Иргун морим".

    Наконец, было подписано соглашение и со вторым профсоюзом ("Оз ле-тмура"). Основные положения реформы: значительное увеличение заработной платы учителей - на 50%, изменение протяженности рабочей недели учителей (до 40 часов) и т.д. В результате подписания договора мы не наблюдали забастовок учителей уже 3 года подряд.

    Миф №9: Израильская система образования отстает по уровню модернизации от других стран 

    Действительно, израильские школы - это одни из последних в развитых странах, где до сих пор используют доску и мел. Во всем развитом мире модернизация школ идет полным ходом. В Израиле вспомнили о требованиях 21-ого века довольно поздно. Но все-таки вспомнили. И во многих израильских школах уже можно найти передовые технологии: вместо доски и мела – цифровые экраны, вместо книг – компьютеры, вместо скучных стандартных лекций - видео-лекции.

    Дело в том, что последние 3 года в нашей системе просвещения проводится реализация комплексной программы по модернизации системы образования: в школах развивается передовая технологическая инфраструктура, внедряется электронный учебный контент. Учителя в своей работе интегрируют достижения информационных технологий и передовые методики обучения; со временем во всех школах будет создана современная техническая инфраструктура, а также средства обучения (проекторы, средства затемнения); для всех дисциплин будут созданы электронные учебники и специальные планы уроков, предполагающие использование компьютера.

    Миф №10: В израильских школах высокий уровень насилия

    Уровень насилия в израильских школах оставляет желать лучшего. Борьба с насилием в школах - это одна из самых приоритетных программ министерства просвещения. Для борьбы с насилием в школах министерством был принят ряд мер, в частности, были расширены полномочия директоров и учителей: отныне они могут исключить ученика из школы, также было уделено много внимания разъяснительной работе. Помимо этого, в школах стали обсуждать с учениками такие вопросы, как умение контролировать свои эмоции, а также были созданы программы психологической помощи для школьников, которые не могут контролировать себя.

    Судя по последнему опросу учеников, министерству удалось добиться хороших результатов, хотя решены далеко не все проблемы, и необходимо продолжать принимать меры для достижения поставленной цели. Опрос показал снижение числа случаев насилия всех видов как со стороны учеников по отношению друг к другу или к учителям, так и со стороны преподавателей, в школах, в автобусах по пути в школу и домой.

    Так, число случаев тяжелого насилия в средних классах сократилось на 27%, в старших – не изменилось. Число нападений на учителей в средних классах снизилось на 29%, в старших – на 19%. Интересно, что в школах, где сократился уровень насилия, одновременно улучшились показания успеваемости школьников.


    mnenia.zahav.ru

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев