Давид Маркиш Израиль Писатель, главный редактор газеты “24”, президент Ассоциации творческой интеллигенции Израиля обновлено September 24, 2012

Категории

Теги автора Борис Гринберг

Архивы

Обзор статей » Общество

  • Галут без евреев

    Время быстро течёт, размывает берега, уносит с собою размышления о будущем, воспоминания о прошлом. Остаются обточенные временем фундаментальные глыбы, на которых держится История. Для евреев это Исход из Египта, разрушение Второго Храма, восстановление государственной независимости. И галут. 

    Галут существовал и до падения Храма: немало людей нашего беспокойного племени предпочитали жизнь в чужих пределах свободному существованию на земле отчизны. Тому были самые разные причины: коммерческие, бытовые, духовные, сердечные, политические. Коротко говоря, те древние, казалось бы, причины ничем не отличались от нынешних, современных, властно влекущих людей из страны в страну в поисках счастья и удачи. Так или иначе, ещё до сокрушения римлянами еврейской государственности, изрядную часть населения египетской Александрии составляли евреи. И никто их там силком не держал, они могли в любой момент вернутся в родные края. Но - не возвращались, откладывали... Не правда ли, это во многом напоминает нынешнюю ситуацию с миллионами евреев, живущих вдали от Национального дома, в галуте? 

    Галут преследовал нас на протяжении всей нашей истории и продолжает преследовать. Это грустное явление было отчасти естественным до 15 мая 1948 года - дня восстановления еврейского государства и принятия Закона о возвращении рассеянных по всему миру евреев на историческую родину. Но за два тысячелетия еврейские скитальцы привыкли к галуту и научились, по мере возможностей, обходить острые камни и ловчие ямы. Даже огненное изгнание евреев из Испании, даже организованная немецкими нацистами Катастрофа европейского еврейства не излечили евреев от тяги к чужим пределам: десятки и десятки тысяч евреев, к изумлению и смущению их соплеменников, поселились в Германии, где родилась волчья идея "окончательного решения еврейского вопроса". Более того, взамен этой зверской идеи возникла новая: увеличить численность еврейских эмигрантов в Германии до тех количественных рамок, в которых умещалась обречённая на смерть еврейская община до прихода Гитлера к власти в 1933 году. 

    В Восточной Европе и бывшем СССР всё было куда проще. Поляки расстались со своими евреями, чудом уцелевшими и спасшимися от газовых камер лагерей уничтожения, волевым решением политического руководства: Гомулка распорядился - евреи отправились в Израиль. Возможно, Москва была введена в курс дела и не возражала против действий Гомулки. Надо сказать, что далеко не все польские евреи были в восторге от экстровагантных действий Гомулки и вынужденного возвращения на историческую родину. Однако История живёт по своим законам, и пожелания людей зачастую тут не учитываются. Москва последовать примеру поляков - дать евреям беспрепятственно выехать в Израиль на ПМЖ - даже и не думала. Идеология питекантропов не позволяла кого-либо выпустить за рубеж по собственному желанию - ведь это подорвало бы миф о райской жизни "в самой счастливой в мире стране победившего социализма". Противодействие желающим привело к протестному движению евреев, к демонстрациям и голодовкам, к стремительному падению престижа СССР в мире. Нет оснований сомневаться в том, что "еврейское движение" 70-х годов прошлого века способствовало расшатыванию советских государственных основ и, тем самым, приблизило развал СССР. Освободившись от произвола "Красного фараона", далеко не все евреи поспешили покинуть пределы нелюбезного отечества. Что их удерживало? Центробежная сила галута? Целый ворох интересов - личных, общественных, профессиональных? Психологи, возможно, ответят когда-нибудь на этот интересный вопрос. 

    Но и нынче у нас есть возможность всмотреться попристальней в те края, какие были осталены евреями, а в недалёком прошлом являлись местами их массового проживания. В Польше, силком лишившейся "своих" евреев, ощущается скрытая, оглядочная ностальгия по потомкам Авраама, Ицхака и Яакова: были сотни лет - и вдруг нет их, словно ветром унесло. Образы "исчезнувших" появляются и в литературе, и в кино - всё с меньшей точностью наблюдений, всё с большей необъяснимой симпатией: об отсутствующих либо хорошо, либо никак... А в Грузии, после 2600 лет еврейского присутствия, уехавших в Израиль евреев поминают добрым словом. И помнят великолепного переводчика Бориса-Дова Гапонова, который перевёл "Витязя в тигровой шкуре" Руставели на язык Библии. И знают об отваге и смелости грузинских евреев, в конце 60-х годов первыми начавших открытую борьбу с московскими властями за свободный выезд из СССР в Израиль. 

    "Пусть отсохнет моя правая рука, если забуду имя твоё, Иерусалим!" - эта фраза золотой лентой опоясывает все последние двадцать веков галута. Сегодня нет нужды в таком драматическом предостережении - Иерусалим доступен для каждого из наших галутных соплеменников. Но центробежная сила продолжает действовать. И, рассуждая о судьбе сионизма в современном мире, мы стыдливо обходим тему шестимиллионного американского еврейства, как будто это "священная корова" нашего народа. 

    Но время не течёт вспять, русло изменяет очертания и меняются ориентиры. Придёт время – и американские евреи станут израильтянами. 

     NewsWe

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев