Евгений Сатановский Россия Президент Института Ближнего Востока обновлено October 4, 2012

Категории

Теги автора Михаил Дмитриев

Архивы

Обзор статей » Политика

  • Благими советами...

    Президент Соединенных Штатов отказывается установить для Ирана «красные линии», после пересечения которых Иран будет атакован. Обама ведет себя уклончиво и недружелюбно. Обращенные к Израилю заверения «стратегического союзника», касающиеся приверженности безопасности еврейского государства, даются чисто формально, «без огонька», и вселяют больше подозрений, чем уверенности. Однако беспрецедентные по масштабам военные учения в Ормузском проливе, на южных рубежах ИРИ, с участием флотов более 30 государств, проводятся по инициативе и под руководством США. 

    Если ноябрьские президентские выборы выиграет Ромни, отношения Вашингтона и Иерусалима улучшатся. Если Обама – вряд ли ухудшатся, ухудшаться им просто некуда. Америка проиграла в Ираке и Афганистане не из-за Буша и его «неоконов»: курс на умиротворение исламского мира, включая самые радикальные группировки, в Ливии и Сирии с подачи Катара и Саудовской Аравии превратившихся в союзников Запада, оказался не панацеей от региональных бед, а ловушкой. 

    Убийство американского посла в Ливии и повсеместные погромы посольств и представительств в странах исламского мира показали всем способным видеть: Америке на Ближнем Востоке не на кого опереться. Обама не любит ни Израиль, ни его премьера, но не может себе позволить потерять единственное государство, являющееся региональным союзником США вне всякой политической конъюнктуры. Давить на Израиль, нарушать соглашения и обязательства, держать в тюрьме Полларда и пытаться заигрывать с классово близкими ему деятелями левой оппозиции Ливни, Ольмертом и Мофазом в попытке привести к власти в еврейском государстве группу, лояльную ему больше, чем собственной стране, он будет. Результаты всех этих игр, как показывает опыт, зависят не от того, что хочет президент Америки, а от того, за кого голосует израильский избиратель, уставший быть «фраером», выслушивающим сказки о «мирном процессе» и лекции о том, что именно лучше для его страны от европейских и американских политиков. 

    На фоне сложной истории отношений Израиля и США, Госдепартамент которых занимал, занимает и будет занимать отрицательную позицию в отношении любых инициатив Иерусалима, а немалая часть политического истеблишмента – и демократического, и республиканского, симпатизирует идеям антисемитизма, можно говорить о том, что связи Израиля и Соединенных Штатов прочны как никогда. Могло быть лучше, но было много хуже. Тем более, что современный Израиль с экономической и военной точки зрения силен, как никогда. 

    Российское руководство устами высших чинов МИДа в очередной раз говорит о том, что военный удар по Ирану будет катастрофой, и иранская ядерная проблема может быть решена только в дипломатическом порядке. Военные эксперты, средний возраст которых - от 70 до 80 лет, извлеченные из забвения и отряхнувшие нафталин, а также чуть более молодые политические обозреватели и активные, как воробьи в сезон размножения, политики «в соку» привычным для бывших советских людей суконным языком агитпропа, со всеми присущими эпохе незабвенного Леонида Ильича казенными фразами, напоминают об опасностях дестабилизации всего региона, когда и если удар по Ирану все-таки будет нанесен. Кажется, еще немного - и Москва потребует обуздать агрессора, выступающего против мира во всем мире. В общем, «руки прочь от…» – и вот тут вопрос: от кого или чего именно «прочь». Поскольку логичнее для нынешних времен было бы все-таки потребовать убрать руки от «Газпрома», но удар по Ирану со всеми его последствиями, реальными и мнимыми, интересы этой госкорпорации не затрагивает – как минимум. Если не соответствует этим интересам на все 100%, не будем говорить об этом громко. Тем более, что ядерное оружие в руках страны, упорно требующей себе 20% Каспия, вопреки всем предшествующим договорам и соглашениям, никак не в интересах России, Казахстана и Азербайджана, нерушимый союз которых в этом вопросе имеет прочную материальную основу. Да и «С-300» Иран от России не получил, и иск на 4 миллиарда долларов, поданный Тегераном против Москвы в швейцарский суд, не улучшает отношений Исламской Республики Иран с Российской Федерацией. Проведенные под личным наблюдением Путина военные учения на Кавказе и в Прикаспии, на северных рубежах Ирана, не менее беспрецедентные по региональным масштабам, чем «заливные», официально против Ирана не направлены и говорят скорее о готовности России к хорошо вооруженному нейтралитету, чем о намерении вмешаться в конфликт. 

    Но это очень плохая новость для иранского лобби, активизация которого в российских СМИ в последнее время очень заметна. Иран хотел бы привлечь Россию на свою сторону, при случае прямо или косвенно столкнув ее с Западом – и это, несмотря на противоположные позиции в отношении сирийской гражданской войны НАТО и монархий Залива с одной стороны – России и Китая с другой, ему не удалось. Вспоминая советский период и 90-е с их невоплотившимися надеждами и нереализованными проектами, признаем, что отношения Москвы и Иерусалима никогда не были такими прочными, как в настоящее время, и перестанем требовать от них невозможного. 

    Что до благих советов – с американской, европейской или российской стороны – кто и когда в Израиле их слушал? Опыт Холокоста и всего последующего периода создания и становления еврейского государства доказал: рассчитывать и надеяться евреи могут только на себя самих и тех, кто верит в Израиль и готов сражаться за его будущее рядом с израильтянами. Все прочее – из области политических спекуляций и безответственной болтовни. Выслушивать при необходимости всё это можно, но прислушиваться противопоказано. 

    Советовать, рекомендовать и подкреплять свои советы и рекомендации весомыми подачками вроде «нобелевской премии мира» всякий горазд. Вот только разгребать последствия реализации «гениальных идей» вроде «мирного процесса» приходится десятки лет, и далеко не все можно разгрести. Что продемонстрировал на неделе египетский президент, демонстративно объявив о том, что он не будет встречаться с руководством Израиля до той поры… - и далее что-то очередное из области прав палестинского народа. Хотя в Иране, где он выступал вместе с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном как лидер страны - участника Движения Неприсоединения, Мохаммед Мурси, высказавшись по сирийскому вопросу, также не порадовал принимающую сторону. Возможно, дело не в Израиле как таковом, а просто за исключением Саудовской Аравии и Катара у него ни для кого не найдется доброго слова. Тоже объяснение. В конце концов, с ПНА и ХАМАСом, как и с Ираном, Израилю придется разбираться без египетских, иорданских, американских, европейских, российских или ООНовских советов. Что, несомненно, значительно улучшит результат. 

     NewsWe

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев