Евгения Кравчик Израиль Журналист и фоторепортер, лауреат премии им. Кеннета Абрамовича за критику прессы обновлено October 15

Категории

Теги автора Александр Фишман

Архивы

Обзор статей » Общество

  • «Гваим»: взлетная полоса для специалистов-репатриантов

    Свой первый диплом 24-летняя Диана Климова защитила в Американском университете в Москве (факультет управления бизнесом). Вторую специальность получила в Тель-Авивском университете, на факультете международных отношений («Преподавание велось на английском языке, которым я владею в совершенстве», - уточняет Диана). Однако на дипслужбу Климова пока не спешит: репатриировалась она всего два года назад - нужно довести иврит до полного совершенства.

    На вопрос: «В какой отрасли вы бы хотели пока поработать?» - Диана отвечает: «На данном этапе я хотела бы стать консультантом по стратегии маркетинга. Но устроиться на работу в Израиле достаточно сложно. В крупные компании принимают специалистов, обладающих сугубо израильским опытом, а в моей трудовой биографии фигурируют только московские фирмы».

    Живет Диана в мошаве Ришпон неподалеку от Нетании, замуж вышла за коренного израильтянина, так что иврит совершенствует космическими темпами. Рои, муж Дианы, работает в компании сотовой связи Celllcom.

    - Образованный человек, принявший решение репатриироваться, мечтает о том, чтобы его знания и интеллект были востребованы, - говорит Диана. – В преддверии репатриации специалисту кажется, что его примут в Израиле с распростертыми объятиями. И вдруг!.. По приезде ты сталкиваешься с такими преградами, о которых не имел ни малейшего представления. Внезапно ты оказываешься абсолютно одиноким и никому не нужным, беспомощным. Казалось бы, пятую часть населения Израиля составляют выходцы из стран СНГ, но каждый из них – сам по себе, у каждого своя жизнь, свой круг общения. И если стране не требуется твоя светлая голова, твой талант, ты, возможно, рано или поздно опустишь руки и решишь вернуться обратно. Мне тоже иногда лезут в голову всякие мысли: например, я могла бы устроиться официанткой в любой ресторан. Но разве ради этого я столько сил отдала учебе в двух вузах?!

    Диане, впрочем, несказанно повезло: на заключительной стадии учебы в Тель-Авивском университете она случайно узнала о существовании добровольного объединения «Гваим» (в переводе с иврита – «Высоты»).

    - Я нашла в интернете сайт «Гваим», зарегистрировалась, начала получать новостные сообщения, а спустя несколько недель была принята в программу «Развитие карьеры», - рассказывает Климова. – Сейчас я ощущаю, что в лице активистов «Гваим» у меня появилась надежная «спина». Объединение оказывает высокообразованным репатриантам помощь в трудоустройстве и поиске инвесторов, оно позволяет почувствовать, что страна заинтересована в квалифицированных специалистах. Благодаря поддержке «Гваим» ко мне вернулась вера в то, что и мне удастся устроиться по специальности.

    Несколько штрихов к собирательному портрету волонтера

    Идея объединения волонтеров, способных оказать специалистам-репатриантам реальную помощь в трудоустройстве, принадлежит пилоту и инженеру, полковнику израильских ВВС, одному из основателей отечественного хай-тека Яиру Шамиру.

    В 1988 году, прослужив в военно-воздушных силах страны 25 лет и приняв участие в нескольких войнах, включая Шестидневную, Войну Судного дня и Первую ливанскую, Яир неожиданно решил уволиться на гражданку. Отец военного летчика, тогдашний премьер-министр Ицхак Шамир, был шокирован решением сына: бывший лидер еврейского подпольного освободительного движения ЛЕХИ был убежден, что предназначение Яира – ЦАХАЛ, а не бизнес.

    - Мне потребовалось приложить немало усилий, чтобы аргументировано объяснить отцу: будущее израильской экономики – за сферой высоких технологий, - вспоминает Яир Шамир. – Нет в Израиле нефти, не были открыты на том этапе и газовые месторождения. Единственное наше достояние – светлые еврейские мозги!

    После увольнения на гражданку Яир Шамир стал генеральным директором компании высоких технологий «Сайтекс», а впоследствии руководил целым рядом фирм хай-тека, включая всемирно известные. Но настоящей страстью бывшего военного пилота стали стартапы.

    В начале 2000-х созданная Шамиром компания высоких технологий VICON Telecommunications разработала и внедрила технологию, позволявшую проводить в интернете видеоконференции (Skype на том этапе еще не было). ICQ была разработана в израильском стартапе Mirabilis - и продана за 407 миллионов долларов. Инвесторов для гениев хай-тека нашел фонд Catalyst, основанный Яиром Шамиром в 1999 году. С 2005 по 2011 год на добровольных началах (не получая зарплату) Шамир руководил концерном израильской авиационной промышленности «Таасия авирит». В момент его вступления на пост председателя совета директоров чистая прибыль концерна составляла 2 миллиона долларов США, а в 2010 году составила 94 (!) млн. долларов.

    - Что побудило вас заняться содействием в трудоустройстве репатриантам-специалистам?

    - Без алии нет у Эрец-Исраэль шансов на достойное будущее, - объясняет Яир Шамир. - В целях стимулирования репатриации я основал в 2006 году объединение «Гваим» («Высоты»), оказывающее содействие репатриантам с высшим образованием. Волонтеры «Гваим» помогают им абсолютно во всем, начиная с изучения иврита, кончая составлением трудовой биографии, поиском работы и инвесторов. Генеральный директор объединения доктор Михаэль Бен-Саадон – репатриант из Франции, выпускник Сорбонны. Существует наше объединение на пожертвования. В настоящее время его онлайн членами являются 6000 репатриантов, в том числе предприниматели. Мы создали «теплицу», в рамках которой оказываем предпринимателям-репатриантам всестороннюю помощь.

    - Насколько мне известно, главное ваше увлечение – это стартапы…

    - Верно: я занимаюсь поиском инвестиций для перспективных идей и технологических разработок. Многие компании, для которых мне удалось мобилизовать необходимые средства, добились огромного успеха. Например, фирма Mercury, которую я много лет консультировал, была продана за 4,5 миллиарда долларов компании HP.

    - В январе этого года вас избрали председателем Национальной дорожной компании.

    - Да. Очень сильная, с экономической и производственной точки зрения, структура. Я согласился возглавить ее на общественных началах – зарплату не получаю.

    - То есть как?! Обычно специалисты вашего уровня берутся за столь крупные и ответственные проекты не в последнюю очередь ради того, чтобы достойно заработать…

    - Нет, с национальных израильских компаний денег я не беру, - говорит Шамир, - а свою работу на посту руководителя считаю тем вкладом, который я просто обязан, как гражданин, внести в ускорение развития экономики нашей страны.

    - И много ли таких волонтеров, как вы?

    - Понятия не имею – никогда этим не интересовался, - улыбается Яир Шамир. – Я исхожу из того, что если у меня есть частная компания Catalyst, которую я создал и возглавляю и где получаю зарплату, - значит, в государственной структуре я могу поработать безвозмездно. Колоссальная роскошь – мне она душу греет! Невозможно ожидать такого от каждого, но в роли волонтера я чувствую себя очень комфортно. То же касается и оказания помощи репатриантам в поиске работы: ведь если я хорошо ориентируюсь на местном рынке – я просто обязан помочь образованным людям, совершившим алию из сугубо сионистских, патриотических побуждений.

    Порознь или вместе?

    Генеральный директор «Гваим» доктор Михаэль Бен-Саадон считает главным своим достижением тот факт, что ему удалось убедить Яира Шамира официально возглавить объединение «Гваим».

    - Яир отказывался, - вспоминает Бен-Саадон. – «К чему мне пост председателя – я и без него окажу одаренным репатриантам любую помощь в трудоустройстве». Я настаивал: израильтяне – это народ, а не какие-то разрозненные этнические группы. Недопустимо, чтобы «французы» варились в собственном соку, «американцы» помогали только выходцам из США, а «русские» поддерживали исключительно своих, да и то – далеко не всегда. Это несправедливо. Все мы обязаны помогать друг другу, а во главе нашего объединения должен стоять известный в стране специалист, пользующийся авторитетом среди израильских хозяйственников. В конце концов Яир был вынужден согласиться.

    Стоило фамилии Яира появиться в брошюрах «Гваим», как с добровольным объединением начали активно сотрудничать Тель-Авивский университет, банки Апоалим и Дисконт, фонд Реканати, а также десятки компаний хай-тека.

    «Гваим», со своей стороны, сотрудничает с проектами «Маса», «Нефеш бе-нефеш» и другими, в рамках которых студенты и молодые специалисты из стран диаспоры могут познакомиться с нашей страной и сделать самый важный в своей жизни выбор: остаться в галуте или репатриироваться.

    27 ноября этого года состоится конференция, в которой примут участие главы отделов кадров более чем 1000 ведущих израильских компаний. В «Гваим» со всей серьезностью готовятся к участию в этом мероприятии.

    - Главное – запастись сотнями экземпляров своей трудовой биографии, - рекомендует Шамир Диане Климовой и другим участникам проекта «Гваим». – Где еще вы получите шанс познакомиться и поговорить с начальниками отделов кадров ведущих израильских фирм?!

    Напоследок – несколько фактов. 85% выпускников «Гваим» устроены в Израиле по специальности. В проектах «Гваим» участвуют 180 наставников-израильтян – руководители ведущих отечественных фирм и финансовых структур. Каждый из них курирует группу репатриантов-специалистов. За период существования объединения «Гваим» (с 2006 года по настоящее время) его волонтеры помогли 600 молодым специалистам-репатриантам устроиться на высокооплачиваемые руководящие (!) посты в израильских компаниях либо продвинуть свои стартапы.

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев