Каждая эпоха предлагает свои вызовы, на которые еврейский народ ищет адекватный ответ. Так или иначе, но на протяжении последних 4000 лет нам это удавалось.
Не удивительно поэтому, что вектор деятельности ЕА «Сохнут», ранее направленный исключительно на репатриацию, в последние годы существенно изменился, и обращенный к израильтянам призыв галутного еврейства «уж лучше вы к нам» уже не вызывает протеста. Поддержка еврейского образования и национальной идентификации в общинах диаспоры стала одним из стратегических приоритетов Еврейского агентства. Недаром, с момента «покорения» постсоветского пространства образовательным проектом Лимуд, «Сохнут» является постоянным партнером и участником этого уникального форума.
Не стала исключением и конференция, завершившаяся на днях в старинном Ужгороде и посвященная толерантности. Где, как не в этом европейском городке на крайнем западе Украины, чья история – сложная симфония из венгерских, чешских, украинских, русских, еврейских и многих других мотивов – говорить о терпимости и взаимопроникновении культур? Разумеется, с еврейским акцентом. И говорили – много и убежденно, горячо и талантливо и, что отрадно, голос «Сохнута» не потерялся в этом хоре.
Блестящую лекцию об израильской топонимике прочла глава отдела иврита и еврейского самосознания ЕА «Сохнут» в странах СНГ и Балтии Рина Заславски. Что делают Данте, Пушкин и Горький на улицах Тель-Авива? Знаете ли вы, что улиц с названием Оливковая в стране аж 124? А как появились улицы Рейки, Прялки, Разносчиков воды, Продавцов папирос и ...Райские ступени?
Особый интерес вызвал творческий вечер лауреата премии имени Давида Самойлова, российско-израильского поэта, журналиста и переводчика, координатора по связям с общественностью ЕА «Сохнут-Украина» Светланы Аксеновой-Штейнгруд. Прозвучали стихи Светланы и ее переводы с иврита, в частности, известного израильского поэта, выходца из ультраортодоксальной общины Ашера Райха. Автор рассказывала о героях своих очерков – племяннице Зеева Жаботинского Миле Эпштейн, которая в начале Второй мировой способствовала нелегальной репатриации 12 000 евреев; классике ивритской литературы Бен-Ционе Томере, которого во время войны судьба закинула из польского местечка во Львов, Сибирь и Самарканд и др.
Интеллектуально-мировоззренческие бои до «первой крови» сопровождали заседание дискусионного клуба ЕА «Сохнут» «Шавуа тов». На этот раз оно было посвящено истории Потопа и интриговало потенциальных участников апокалиптическим названием «Приходи! Спасайся! Кто может?». За два часа команды постарались выяснить, кто же все-таки является праведником в еврейском понимании этого слова, и, соответственно, достоин войти в Ковчег. На выбор предлагались персонажи вроде строитель широкого профиля; опытный юрист, феминистка; мастер на все руки; хороший повар, специалист в области кашрута; фермер; «Великий Комбинатор». Словом, Ною, получившему разнарядку взять «каждой твари по паре», капитаны команд даже завидовали – им-то никто указаний «сверху» или, если хотите, «свыше», не давал. А если вспомнить, что в каждом экипаже оставалось еще одно вакантное место, требования к кандидату на которое команда должна была выработать самостоятельно – понимаешь, что без раввина – в данном случае – рава Галицкой синагоги Пинхаса Розенфельда – было не разобраться.
Лимуд – это всегда калейдоскоп мнений, идей и точек зрения. «Сохнут», управляемый Генеральной ассамблеей, где заседают представители еврейских общин из множества стран мира – это всегда диалог и активность в самых разных сферах на благо Израиля и еврейской диаспоры. В полифонии – сила еврейского единства, умение слушать и прислушиваться – основа диалога Израиля и диаспоры, способность учить и учиться – залог преемственности национальных ценностей. К чему это мы клоним? К очевидному выводу. Лимуд и «Сохнут» – им явно по пути.
Максим Суханов