Израильские правые презрительно называют это время — начало ноября — фестивалем имени Рабина. Левые лукаво рассуждают об «убийстве нашей наивности», делая вид, что до выстрелов Игаля Амира еврей никогда не поднимал руку на еврея. Нетерпимость, радикализм взглядов и поступков, культ насилия и экстремизм — насколько это присуще классическому иудаизму и современному израильскому обществу? Комментирует раввин Галицкой синагоги Пинхас Розенфельд.
— Библейский герой Пинхас, заколовший Зимри за связь с мидьянитянкой, убийство «коллаборациониста» Гедальи бен Ахикама, непримиримые зелоты, сикарии, орудовавшие кинжалами в толпе, — у радикализма глубокие корни в еврейской истории, не правда ли… И наивность в данном случае удел того, кто хочет по-прежнему оставаться наивным.
— Спору нет, радикализм не чужд иудаизму, более того — он встроен в нашу традицию. Даже в системе судопроизводства есть место легитимному ревнительству. Например, в библейские времена, если человек совершил непредумышленное убийство, ревнитель — родственник жертвы — имел право свести с ним счеты. Правда, убийца мог скрыться в городе-убежище, куда его сопровождали два мудреца, чтобы, если их настигнет ревнитель, уговорить его не убивать беглеца. Именно уговорить, заметьте, но не запретить.
Еще более распространен политический радикализм. Вспомните национальных героев — классических экстремистов — хасмонеев. Почему бы им не достичь компромисса с греками, попытаться решить все миром, а не убивать и грабить евреев-отступников?
— Рав Пинхас, а в самом деле, почему? Разве подавляющее большинство современных израильтян не являются вполне эллинизированными евреями? Так кто в итоге победил?
— Мы. Со всех точек зрения. Да, греческая цивилизация была очень плюралистична и, имея, допустим, пятнадцать богов, была готова смириться с еврейским — шестнадцатым. Монотеизм в этом смысле гораздо более экстремистски настроен, и эта еврейская (тогда — только еврейская) нетерпимость была грекам непонятна. Современный же плюрализм совсем иной, он примиряет разные оттенки внутри монотеизма.
Что же касается библейского Пинхаса, то он, например, в награду за свой поступок становится коэном, с которым Б-г заключает «союз мира». Другими словами, террорист превращается едва ли не в миротворца с точки зрения Торы. Почему? Потому что у еврейских идей есть, как правило, двойное дно. В том числе и у понятия толерантности, которая может выражаться в том, что человеку наплевать на действия ближнего, если они не ущемляют его права. Это, с моей точки зрения, фальшивая толерантность, лишающая нас морального компаса. Более глубокая толерантность заключается в том, что мы вникаем во все разногласия в обществе, где каждая противоборствующая сторона отражает часть некой правды, которую нужно познать, исправляя зло и помогая добру. В результате складывается цельная картина мира. На иврите слово шалом — это мир как целостность. И поступок Пинхаса был продиктован не импульсом, а пониманием текущего момента и сути добра и зла — зла, на которое он отреагировал убийством Зимри. И удостоился за это награды.
В то же время пророк Элиягу, казнивший 400 жрецов Ваала (евреев, перешедших в язычество), награды не удостоился. Напротив, Всевышний дает ему интерактивный урок, последовательно демонстрируя бурю, огонь, молнию и, в самом конце, коль дмама дака — голос тонкой тишины, голос Б-га. Это отношение к ревнительству Элиягу, не осознавшего, что его экстремизм СЕЙЧАС неэффективен, сегодня нужен именно голос тонкой тишины, поступательное продвижение социальных идей. Тот, кто становится ревнителем, должен понимать исторический контекст. Один и тот же поступок, подчеркивается в Танахе, оправдан в одну эпоху и не богоугоден в другую. Ревнительство допустимо в отсутствие централизованной власти или когда она очень слаба. Кто был у власти во времена Пинхаса? Моше. Где Моше в это время? Он не реагирует. И тогда Пинхас совершает то, что совершает. Элиягу же живет в государстве, которым правит Ахав — сильный, хотя и не очень праведный царь. Да, страна идет в нежелательном направлении, но если ты хочешь его изменить, необходимо действовать через систему легитимными методами.
— И как же отделить истинное ревнительство от простого беспредела, якобы освященного традицией?
— Это главный и самый сложный вопрос. В конце концов, величайшие беды постигли наш народ во многом из-за воплощения в жизнь крайних идей. Идеологией можно оправдать любую низость, а благими намерениями вымощена дорога в ад. Вспомните, как Пнина издевалась над бездетной Ханой, оправдывая это ее же благом, дабы та воззвала к Всевышнему, чтобы тот услышал ее мольбы. Да, в итоге Хана пошла в Храм, вознесла молитву и родила будущего пророка Шмуэля. Но Пнина была наказана, потому что получала удовольствие от унижений Ханы. Собственно, это и является критерием ревнительства — если человеку противно подобное поведение, он может себе его позволить «во имя небес». Если же, что гораздо чаще, экстремизм и жестокость для него — естественное состояние души, это не ревнитель, а негодяй.
Не в состоянии отделить зерна от плевел, современное общество подвергло остракизму все проявления ревнительства. И это тоже неправильно, поскольку ревнительство может и должно существовать, но в определенных рамках. Сверхтолерантный ко злу Чемберлен так или иначе способствовал мировой катастрофе, и не нашлось ревнителя, остановившего Гитлера.
— Рав Пинхас, насколько древнее и средневековое еврейское общество было, если можно так выразиться, терпимо к нетерпимости? Известны ли случаи херема, наложенного на ревнителей веры, их публичное осуждение религиозными авторитетами?
— Когда еврейский народ выпал из истории, ревнителей поубавилось. Галутный иудаизм нельзя назвать радикальным, хотя еврейский суд был весьма автономен и мог даже вынести смертный приговор, если еврей подвергал всю общину опасности. Например, в Шулхан арухе рассказывается о казни фальшивомонетчика.
Что касается херема, то они выносились как раз за проявления либерализма, что не удивительно, ведь главная цель еврейской общины в галуте — сохранить себя. Поэтому, например, рав Йона Геронди наложил херем на Рамбама и публично сжигал его книги. А через несколько лет в Париже уже Карл Святой (Святым он был назван потому, что убил много евреев) сжег 24 повозки, груженные томами Талмуда. Геронди сложил дважды два и сделал тшуву — ездил по городам, где в свое время выступал против Рамбама и дезавуировал все свои прежние заявления, осознав, что его ревнительство было исторически неуместно. Более того, он посетил Эрец Исраэль и попросил прощения у Рамбама на его могиле.
— Новое время принесло раскол в еврейскую среду по множеству векторов, а уж о, мягко говоря, неприязни друг к другу митнагдим, хасидов и маскилим можно говорить часами. Хасиды пляшут, узнав о смерти Виленского гаона, литваки в ответ строчат донос на Алтер-ребе, обвиняя того в государственной измене, Абрахам Бер Пилпэль травит мышьяком первого реформистского раввина Львова Абрахама Кона, а рав Яков Эмден в Митпахат сфарим пишет, что рвал бы хасидов «железными кольцами». И все это, заметьте, оправдывается исключительно религиозными мотивами. В иудаизме цель оправдывает средства?
— Безусловно, но не любую цель и не любые средства. Например, иудаизм выступает против войн как таковых, но есть моменты, когда необходимо выйти на войну, и для этого придуманы правила ее ведения. Так, например, еврейский воин, изнасиловавший женщину врага, обязан взять ее в жены со всеми вытекающими отсюда последствиями. По другому мнению насилие (даже на войне) вообще запрещено, и вступить с женщиной в интимную связь можно только после прохождения ею гиюра и заключения брака. Этим правилам люди следовали тысячи лет назад, когда уровень общественной морали был на порядок ниже, чем сегодня. Христианство же, однозначно осуждающее любую войну и, тем не менее, вынужденное воевать, эти правила не разработало. Поэтому человек так легко превращался на войне в животное — и во время Второй мировой, и позже.
Однобоко понятые еврейские идеи не сулят ничего хорошего. Ведь даже фраза «если кто ударит тебя по правой щеке, подставь левую» впервые была произнесена Йешаягу, а не Иисусом. Иудаизм религия диалектическая, где многое зависит от контекста.
Кстати, то, что хасидизм окреп именно в противостоянии митнагдим, — это тоже диалектика. Окреп и развился, а не эволюционировал в другую религию и откололся от иудаизма.
Да, с одной стороны, мы склонны к крайностям. С другой, — Рамбам пишет, что суровые законы даются только милосердному народу, тогда они применяются правильно. Запрещает ли иудаизм рабство? Нет. Можно ли бить раба? Теоретически, да. Но это не по-еврейски, недаром сказано, что приобретающий раба приобретает господина. Согласно галахе, если у человека есть всего одна подушка в доме — надо отдать ее рабу.
Задумайтесь, самые страшные совершенные евреями теракты все-таки имели свои нюансы — о них заранее предупреждали, стараясь минимизировать количество жертв, и т.п. Что- либо подобное тому, что произошло с семьей Фогель (когда во сне были убиты маленькие дети), просто невозможно себе представить.
— В процессах радикализации религиозный фактор играет сегодня не менее важную роль, чем в средневековье. Недаром и убийство Рабина, и болезнь Шарона связывают с обрядом пульса денура (наложения проклятия), проведенного в отношении обоих премьеров. Рабин был убит через месяц после обряда, организованного раввином Йосефом Даяном, Шарон через полгода впал в кому. Кто вообще сегодня в еврейской религиозной среде берет на себя смелость решать кому жить, а кому и..?
— В начале 1990-х шли споры, есть ли у нас право остановить машиниста, ведущего поезд в Освенцим. Казалось бы, да, но с другой стороны — кто сказал, что состав движется именно в Освенцим? Авторитетный раввин, который к тому же уверяет, что это не его личное мнение, а мнение Всевышнего? И как мы это проверим?
Только цельный человек может принять на себя бремя подобного решения. Цельный — не значит оторванный от «будничной» действительности. О коэнах сказано, что они отличались нетерпением. Странно. Казалось бы, духовный человек должен быть спокоен, как слон после ванной, сидеть в позе лотоса и отрешиться от всего. Но, по галахе, коэнам даже гет (разводное письмо) надо писать построчно — вдруг передумает. Как раз человек, стоящий на высшей ступеньке, может позволить себе радикализм — он понимает суть истории, свое в ней место и возложенную на него миссию. И в результате очень болезненно реагирует на то, что мешает ему эту миссию исполнить.
Это в идеале. А в реальности серьезные раввины не проводили и не проводят пульса денура, это, скорее, пиар-ход, акция устрашения.
— Ну а если такая акция все-таки имеет место, почему мы не слышим осуждающие голоса из уст серьезных раввинов?
— По той же причине, по которой раввины, несмотря на негативное отношение к персонажам, забрасывающим автомобили камнями в шаббат, тем не менее не выступают публично с их осуждением. Не выступают потому, что осуждение ревнителя многие воспримут как косвенное одобрение тех, с кем он борется. Очень сложно найти эту тонкую грань, выступая, к примеру, и против политики Рабина, и против его слишком рьяных гонителей — черно-белое общество это не поймет.
— Сионизм начинался как весьма плюралистическое движение, открытое всем идеологическим ветрам. Но уже в 1924-м «министр иностранных дел» старого, преимущественно ультрарелигиозного ишува Яков де Хаан был убит боевиком Хаганы Авраамом Техоми. Добро на ликвидацию дал, видимо, Ицхак Бен-Цви, в будущем — второй президент Израиля. В 1930-х лидер «Брит а-Бирьоним» — «Союза зелотов», Абба Ахимеир, между прочим, студент Киевского и доктор философии Венского университета, специалист по русской истории и литературе, называл себя «фашистон» — фашистик, баловался парадами в духе штурмовиков и оправдывал политический террор. «Многие ...отметят моральные дефекты и интриги ...по ходу нашего движения к цели, — писал чуть позднее глава ЛЕХИ Авраам Штерн. — Все это верно. Мы повторяем и подчеркиваем: если имморализм, обман и мистификация, проституирование наших сестер и жен, использование самых презренных средств приблизит нас к цели — мы пойдем на все это!!!». Может, проблема в том, что мы не только мессианский, но и мИссианский народ, и миссия или, если хотите, идеал порой важнее национального консенсуса. Железной рукой загнать народ к собственному счастью — это в нашем национальном характере?
— Безусловно, радикализм присущ иудаизму больше, чем другим религиям, потому что именно наш народ принес в мир мессианскую идею. А это значит, что у всего происходящего есть смысл, и предназначение еврея — в исправлении этого мира. Если мы в это действительно верим, то должны участвовать в активном преобразовании действительности. Даже Троцкий, будучи далек от всякой религии, на подсознательном уровне впитал эти ценности с молоком матери. Недаром евреи дали миру столько революционеров. В отличие, например, от китайцев, которые умеют абстрагироваться от истории и заниматься самосовершенствованием. Живи сам и дай жить другому — это толерантный, но не еврейский лозунг. Мы не имеем права заниматься только собой, а должны исправить весь мир — это встроено в еврейский менталитет.
— Публицист Нелли Гутина как-то назвала еврейское государство Изерской федерацией племен, которые большую часть времени враждуют друг с другом. Да, общий враг не дает расслабиться и всецело отдаться этой гражданской войне, но не маловато ли это для национального единства? А чего стоят анекдотические попытки провозглашения некоторыми поселенцами государства Иудея в ответ на размежевание? Или — с другой стороны — призывы раздавить поселенцев танками?
— Не случайно раввины во всех драшот (проповедях) призывают евреев именно к сплочению — мы вспоминаем обычно о том, чего нам не хватает. Очевидно, что самые горькие ссоры — семейные. И недаром сказано «возлюби ближнего своего», а не «дальнего». Ближнего любить намного сложнее, ведь мы многого от него ждем. Так что этот раскол — обратная сторона нашего единства.
— Рав Пинхас, социально-нравственное беспокойство — наша национальная черта? Даже в эпоху глобализации и мультикультурализма, когда лозунг Мао «пусть расцветают сто цветов» воспринимается многими как «пусть расцветают, мне все равно», нам далеко не все равно, и за «свой цветок», как бы он ни назывался, мы — евреи — готовы перегрызть ближнему горло…
— Эли Визель как-то сказал, что человек, предающий свое еврейство ради всего мира, предает и весь мир. Еврейский народ универсален, и процветание человечества зависит, в частности, от того, насколько мы в состоянии решить наши еврейские проблемы. Просто Троцкий и Бела Кун проецировали еврейскую идею на исправление всего мира, а религиозные иудеи понимают, что решение мировых проблем придет через разрешение внутриеврейских конфликтов.
— Мы с вами до сих пор говорили о насилии идеологическом, как-то забывая, что за последние двадцать лет Израиль столкнулся с лавинообразным ростом насилия бытового, уличного, гендерного и еше бог знает какого. Избиения учителей учениками, жестокие изнасилования, детоубийства — похоже, израильтяне окончательно избавились от так тяготивших их галутных комплексов и стали «нормальным» народом. Цель сионизма достигнута? Или все-таки евреи и «нормальность» вещи несовместимые?
— В еврейском мире ценность человеческой жизни огромна, и именно поэтому все преступления, связанные с насилием, приобретают в Израиле такой резонанс. При этом уровень, например, убийств и изнасилований у нас сопоставим с Финляндией и намного ниже, чем в России и США.
Есть и субъективные факторы. Моше Даян, например, был не более строг в отношениях с противоположным полом, чем Моше Кацав. Но Кацава судили, а Даян остается национальным героем. Потому, что, во-первых, за прошедшие десятилетия мы стали строже к себе, а во-вторых, каждый чих сегодня отражается в СМИ.
С одной стороны, мы идеализируем прошлое — мало ли есть средневековых респонсов с жалобами на то, что молодежь не уважает стариков, уверениями, что раньше трава была зеленее, и т.п. — ничего в этом смысле не изменилось. С другой, — часть затронутых проблем вызвана другими причинами, низким статусом учителя, например, или просто традиционно высоким еврейским уровнем самокопания.
Газета "Хадашот"
информационный партнер JewishNet