Уходящий год стал для меня юбилейным, десятым годом работы над мониторингом проявлений антисемитизма в Украине. Накопленный за это время объем данных позволяет не только зафиксировать статичную «картинку» сложившейся на сегодняшний день ситуации, но и проследить некоторые тенденции.
Антисемитское насилие
В условной «иерархии» проявлений ксенофобии наиболее болезненной проблемой является насилие на национальной или религиозной почве. Уличные расистские нападения на представителей «визуально-отличимых» меньшинств, распознающихся в толпе как «чужаки», неоднократно приводили к человеческим жертвам.
Согласно данным моего мониторинга, начиная с 2006 года от подобного рода преступлений в Украине пострадало больше трехсот человек. И это только надводная часть айсберга — те случаи, о которых становилось известно из различных источников и где был налицо именно расистский характер нападения. При этом правоохранительными органами они почти никогда не были официально квалифицированы как преступления, совершенные по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти.
До начала 2008 года наблюдался стремительный рост подобных проявлений, с весны 2008 года по осень 2010 года фиксировался спад. С конца 2010 года по настоящий момент снова отмечается устойчивый рост количества расистских нападений.
Разумеется, отнюдь не евреи в первую очередь являются объектами кошмарного неонацистского «сафари» (как сами преступники определяют свою деятельность). В первую очередь жертвами уличных расистов становятся выходцы из стран Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии, Южного Кавказа и кавказских республик РФ. Из традиционных для Украины нацменьшинств постоянным объектом нездорового внимания ксенофобов являются ромы (цыгане) и иногда крымские татары. Однако некоторые расисты, наиболее серьезно индоктринированные нацистской идеологией, ищут на улицах врага украинской нации и белой расы в лице евреев — и иногда, на беду последним, находят.
«Гребень» волны антисемитского насилия приходится на 2005 – 2007 годы. В 2005 году в шести инцидентах пострадали около десяти человек, в результате одного из нападений пострадавший (жестоко избитый скинхедами студент киевской иешивы) получил травмы, угрожающие жизни.
В 2006 году в поле зрения мониторинга попали пять инцидентов, в которых пострадали восемь евреев и еще один вступившийся прохожий-нееврей. Один из случаев (нападение с применением оружия в день рождения Гитлера в Днепропетровске) только чудом не закончился для жертвы летальным исходом.
В 2007 году жертвами пяти нападений антисемитов стали восемь человек. Случаев, в которых жизнь пострадавших всерьез подвергалась бы угрозе (как это было в 2006 – 2007 годах), слава Богу, больше не фиксировалось.
В 2008 году в результате антисемитских уличных нападений пострадали три человека. Еще двое получили легкие телесные повреждения в результате т.н. погрома еврейского образовательного центра во Львове (двое нападавших тоже пострадали в результате полученного отпора, однако это не противоречит тому факту, что именно они были инициаторами столкновения).
Нетрудно заметить, что уже с 2007 года в сфере антисемитского насилия можно было неуверенно фиксировать улучшение. Эта тенденция получила продолжение и в последовавшие годы. В 2009 году был зафиксирован только один подобный случай — нападение подростков на верующего в симферопольской синагоге. В 2010 году, по моим данным, так же был только один пострадавший от антисемитского насилия. Тогда в Чернигове охранник синагоги (нееврей) пострадал от куска льда, брошенного подростками, принявшимися бить льдом стекла в синагоге. Наконец, в прошлом, 2011 году, за исключением столкновений в Умани, не было ни одного случая насилия, в котором антисемитский характер был бы очевиден.
Признаюсь, мне было приятно констатировать с фактами в руках, что антисемитское насилие в Украине сошло на нет. В противовес широко распространенному стереотипу об «украинцах, впитывающих антисемитизм с молоком матери», и на фоне появляющихся в СМИ истерических сообщений о леденящих душу юдофобских преступлениях украинских неонацистов, основанных на недостоверной информации, данные мониторинга красноречиво свидетельствовали: евреи в современной Украине не подвергаются опасности идеологически мотивированного насилия.
Однако по предварительным итогам 2012 года я вынужден констатировать некоторое ухудшение ситуации. Минувшим летом было зафиксировано три факта бесспорно антисемитского насилия (напомню, что я не расцениваю как антисемитский трагический апрельский инцидент со студентом киевской иешивы, получившим тяжелую черепно-мозговую травму).
Поздно вечером 5 июля в г. Берегово (Закарпатская обл.) произошло антисемитское нападение, жертвой которого стал ортодоксальный еврей, член местной общины. Пострадавший, в традиционной одежде религиозного еврея, шел по улице, когда бросившийся навстречу ему молодой человек с татуировками стал что-то кричать по-венгерски, указывая на него рукой; в венгерской речи прозвучало слово «жид». Потом молодой человек перешел на русский, на котором говорил плохо, стал угрожать еврею и его семье, а затем ударил его по голове, отчего пострадавший потерял сознание.
Спустя несколько месяцев неизвестные попытались поджечь дом пострадавшего от нападения еврея, расположенный в частном секторе. На фасаде здания были обнаружены антисемитские оскорбления и угрозы.
Два других инцидента произошли в Ровно. В начале июля неподалеку от синагоги на улице три молодых человека напали на раввина города Шнеура-Залмана Шнеерсона. Один из них брызнул раввину в глаза из газового баллончика, а другой ударил по лицу (разбил очки). Пострадавший позвал на помощь, молодые люди убежали.
21 сентября в Ровно, возле здания общинного центра, руководитель еврейской общины города Геннадий Фраерман подвергся нападению со стороны пятерых молодых людей, некоторое время бесцельно слонявшихся неподалеку. Сначала нападавшие заявили, что ищут евреев, а когда председатель общины сообщил, что он еврей, его начали избивать. Пострадал также вступившийся за председателя общины его водитель. При этом нападавшие заявили, что ненавидят евреев.
Сам Фраерман полагает, что нападение связано с его активным участием в судебном разбирательстве по делу о вандализме в отношении местного мемориала памяти жертв Холокоста, имевшем место в июне. Буквально накануне избиения прошло первое судебное слушание по делу — это редкий случай, когда виновные в осквернении были найдены. Таким образом, сочувствующие подсудимым или состоящие с ними в одной группировке молодые люди могли искать лично Фраермана. Разумеется, это не отменяет антисемитского характера преступления. Возможно, что и нападение на раввина было связано с осквернением мемориала, явившись как бы ответом общине на возбуждение уголовного дела.
Конечно, три инцидента еще не дают достаточных оснований для фиксации устойчивой тенденции. Однако у меня больше нет оснований утверждать, что количество насильственных преступлений на почве антисемитизма в Украине равно нулю.
Антисемитский вандализм
Более распространенной формой криминального антисемитизма в Украине, как и на всем постсоветском пространстве, является антисемитский вандализм. Речь идет об антисемитских граффити на зданиях еврейских организаций, вандализме на кладбищах и осквернении мемориалов памяти жертв Холокоста.
Около двух часов ночи 1 января в Кременчуге (Полтавская область) неизвестные кинули бутылку с зажигательной смесью в здание местной синагоги.
20 февраля в Запорожье на заборе, примыкающем к синагоге «Гиймат-Роза», появилась оскорбительная антисемитская надпись и изображение свастики.
22 марта неизвестные испачкали краской мемориал жертвам Холокоста во Львове, а также именные плиты, и оставили антисемитские надписи.
30 марта вандалы залили черной и красной краской памятник жертвам Холокоста в Феодосии.
6 апреля в Херсоне в результате возгорания (возможно, поджога) серьезно пострадало старое еврейское кладбище. По словам представителя облуправления МЧС, первоначально не исключалась вероятность поджога с участием «неустановленного лица». Однако уже на следующий день тот же чиновник заявил, что «причиной пожара стал не поджог, а неосторожное обращение с огнем».
Вечером 6 июня неизвестные осквернили место массового расстрела евреев в урочище «Сосонки» в Ровно. Вандалы повредили плитку возле монумента на братской могиле в центре кладбища. По периметру мемориала были разбиты 11 светильников. Кроме того, преступники надругались над местом возложения цветов и разбросали свечки, а возле входа в мемориал из остатков поломанных фонарей выложили нецензурные слова. Трое подозреваемых в совершении этого акта вандализма предстали перед судом.
1 июля был осквернен Мемориал жертвам геноцида в Новомосковске Днепропетровской области. Неизвестные нанесли на монумент различные изображения, в том числе нацистскую свастику. Подозреваемый в совершении этого преступления был задержан.
В ночь с 15 на 16 сентября, накануне Рош а-Шана, был осквернен памятник жертвам Холокоста в Николаеве. Вандалы-антисемиты оставили на мемориальном камне надписи «Жиды, подохните» и «Satan» (с буквой «t» в форме перевернутого христианского креста).
19 сентября в Тернополе неизвестные надругались над памятником евреям — жертвам Холокоста в Петриковском яру. Вандалы запачкали мемориальный камень лаком для ногтей и губной помадой, довольно коряво пытаясь изобразить черную свастику на красном фоне.
Всего в 2012 году отмечено 9 случаев антисемитского вандализма (в 2011 году было также зафиксировано 9 инцидентов, в 2010-м — 16, в 2009-м — 19). Таким образом, хотя последние два года уровень вандализма остается стабильным, в целом можно осторожно говорить о медленном его снижении.
Завершая обзор криминальных проявлений антисемитизма, отмечу, что во всех перечисленных инцидентах (это касается и насилия, и вандализма) правоохранительные органы отказываются видеть идеологическую мотивацию и не квалифицируют преступления адекватно. Более того, в ряде случаев уголовное дело вообще не было возбуждено. Как правило, антисемитам удается избежать наказания.
Антисемитизм в политике
Выборы в Украине всегда сопровождались определенным всплеском юдофобской пропаганды. Ранее я уже описывал проявления вполне искреннего антисемитизма со стороны некоторых политиков. Однако в последние недели кампании было зафиксировано использование антисемитизма и в рамках технологий по дискредитации оппонентов.
Так, в избирательном округе № 204 (Черновицкая область) распространялись листовки с заголовком «Вам необходимо знать!», в которых о едином оппозиционном кандидате утверждалось, что он «еврей, но это еще не самое плохое!». «Самое плохое», по мысли автора листовки (а она была подписана журналистом Ф.Василенко), заключается в том, что кандидат «считает, что евреи — это высшая раса, а украинцы, русские — третий сорт». Согласно тексту, «в своем близком окружении он говорит, что миром и Украиной должны управлять евреи».
На всеукраинском уровне эта стратегия в гораздо более тонкой форме была применена против лидера партии УДАР Виталия Кличко. В частности, в одном материале утверждалось, что «ради рейтинга Виталий открестился от своей истории и от общины, которая его поддерживала всю жизнь». Интересно, как автор материала связывает «отречение» Кличко от своей национальности, идею еврейского заговора в лайт-верии и еще один дискредитирующий политика слух — о финансировании его партии со стороны власти: «Знаменитое еврейское лобби помогло Виталию не только стать великим спортсменом, но и быстро достигнуть результатов в бизнесе. К примеру, ни для кого не секрет, какую финансовую поддержку оказал Кличку экс-мер Одессы Эдуард Гурвиц, кроме того, именно Гурвиц свел Кличко с главным его спонсором Валерием Хорошковским» (первым вице-премьером).
Как минимум в одном случае о Виталии Кличко, как еврейском ставленнике, высказался представитель власти, председатель Волочиской райадминистрации Хмельницкой области Игорь Добжанский. На аудиозаписи зафиксированы следующие слова чиновника: «Вы же знаете, кто Виталия (Кличко) крышует и финансирует? Вот я вам скажу. Его крышует и финансирует Гурвиц. Бывший мэр Одессы. Это еврейская община. Такие, как Коломойский. Те, что разворовали все. Жиды. Вы это должны знать». При этом глава администрации давил на предпринимателей, заставляя их принимать участие в агитации за Партию регионов.
Стоит напомнить, что последний раз схожая кампания по обнародованию «информации» о якобы еврейском происхождении политика имела место в ходе президентских выборов 2010 г., когда ее объектом был Арсений Яценюк. Рейтинг Яценюка тогда заметно снизился — хотя, на мой взгляд, это не было связано с антисемитской кампанией. Однако похоже, что технология неплохо себя зарекомендовала в глазах заказчика. Согласно разработанному еще в 2010 г. шаблону, участвовать в кампании обязательно должен кто-то из еврейских деятелей (для дискредитации Яценюка накануне выборов публицист Александр Найман, в советское время боровшийся с сионизмом, опубликовал книгу «Знаменитые евреи Украины», поместив туда биографию политика). В 2012 г. информацию о еврейском происхождении братьев-боксеров широко распространил харьковский публицист Эдуард Ходос, называющий себя «главой религиозной еврейской общины Харькова» и являющийся автором многочисленных книг о «сионо-фашизме» и «иудео-нацизме».
Мнимое еврейство Арсения Яценюка также всплыло в рамках кампании-2012. В плену у антисемитской мифологемы оказался выдвиженец партии, возглавляемой сейчас этим политиком. 28 октября (т.е. в день выборов!) в Интернете был распространен небольшой ролик, на котором были зафиксированы антисемитские рассуждения Леонида Даценко, кандидата от объединенной оппозиции, выдвинутого по одномандатному округу № 197 (Черкасская область). В ходе беседы с неизвестным (очевидно, выполняющим провокационную роль) Даценко отзывается о Яценюке с нескрываемой антипатией: «У него восприятие (в смысле, «его воспринимают» — В.Л.) такое неоднозначное в Центральной Украине, учитывая его привязку, что он там жидок и так далее. …Он думает, что он будущий президент Украины. Во-первых, он глубоко ошибается, потому что у нас в Украине в какие угодно — советские, царские (времена, — В.Л.) никогда жиды не были первыми лицами».
Более серьезным результатом выборов стал, конечно, успех ВО «Свобода», о чем мне уже приходилось писать. Боюсь, именно с этой силой будут связаны в ближайшие годы наиболее яркие проявления антисемитизма в политике. Еще не успев зайти в сессионный зал Верховной Рады, свежеизбранные депутаты от «Свободы» успели вляпаться в весьма некрасивый скандал, связанный с высказыванием одного из них в адрес, по его выражению, «жидовки» Милы Кунис — американской актрисы, родившейся в Черновцах и поделившейся с прессой детскими впечатлениями об антисемитизме в СССР. Однопартийцы не осудили, а наперебой бросились защищать своего коллегу, убеждая, что слово «жид» не несет в украинском языке негативного оттенка. А официальный пресс-секретарь партии, тоже избранный депутатом, риторически спросил: «все защищают евреев, а кто будет защищать украинцев — жиды, которые не признают Голодомор?». Комментарии, думаю, излишни...
Специально для газеты «Хадашот» - информационного партнера JewishNet