Многие в Израиле обеспокоены тем, что США постоянно осуждают строительство за «зеленой чертой» - в Иерусалиме и его окрестностях, а также в Иудее и Самарии. На мой взгляд, в основе «страхов» перед США лежит упрощенный подход и явная недооценка интеллектуальных способностей представителей администрации Белого дома.
Американцы прекрасно сознают: в основе отношений между США и Израилем - отнюдь не палестинский вопрос, не поселения и даже не арабо-израильский конфликт. Отношения между нашими государствами основываются на общих угрозах и общих интересах - как на Ближнем Востоке, так и в мире в целом. А эти общие интересы таковы: борьба с исламским терроризмом, противоракетная оборона, иранская ядерная угроза, научные исследования и внедрение последних достижений в оборонной промышленности, сбор разведданных и многое другое. Во всех этих сферах Израиль обладает такими неоспоримыми преимуществами, о каких в других странах мира и мечтать не приходится.
В последние два года каждый, кто следит за событиями в арабском мире, понимает: нет сегодня у США на Ближнем Востоке, да и в мире такого союзника, как Израиль – надежного, стабильного, сильного, а главное – стопроцентно проамериканского! Именно поэтому наши стратегические отношения постоянно крепнут - даже несмотря на отсутствие согласия по таким мелким, второстепенным вопросам, как поселения, палестинская проблема и арабо-израильский конфликт.
Отношения между Израилем и США не зависят от «химии» между нашим премьер-министром и американским президентом либо высокопоставленными представителями Белого дома. Рональд Рейган и Джордж Буш тоже не принимали идеологию моего отца и постоянно угрожали Израилю прекращением помощи. Несмотря на это, именно в тот период, когда мой отец был премьер-министром, отношения между нашими государствами достигли беспрецедентно высокого уровня, потому что в Америке знали: даже если нет «химии» между президентом и израильским премьером - на Шамира можно полагаться с закрытыми глазами. Там понимали: Израиль – это форпост США в регионе, наша страна - реальная сила, а не проситель пожертвований, и отношения между нашими государствами в равной мере выгодны обеим сторонам.
Напомню: госсекретарь США Александр Хейг, занимавший также пост главы НАТО, называл Израиль самым крупным в мире «американским авианосцем», не нуждающимся ни в одном американском солдате, а главное – непотопляемым. Хейг подчеркивал: не будь в этом регионе Израиля, США пришлось бы направить в Средиземное море больше авианосцев - и это ежегодно обходилось бы американским налогоплательщикам в миллиарды долларов. Израиль освободил их от этого бремени.
То же самое касается Джона Керри, которого президент Обама номинировал на пост госсекретаря: он известен своим неприятием еврейских поселений, так как они, по его мнению, являются «главным препятствием к миру». В Израиле многим может показаться, что решение правительства построить тысячи новых квартир в Иудее и Самарии может стать помехой в дальнейшем укреплении наших отношений с США. Надеюсь, что правительство, которое будет сформировано после выборов, не остановит позиция Керри. Рассуждения о том, что еврейское строительство в Иудее и Самарии заранее предопределяет результаты переговоров (если таковые вообще когда-либо возобновятся), абсолютно безосновательны. Да и вообще, палестинцы строят явочным порядком в Иудее и Самарии во сто крат больше, чем мы. И тот факт, что международная общественность осуждает только еврейское строительство, закрывая глаза на арабское, свидетельствует лишь об одном: весь мир заранее, еще до начала прямых переговоров предопределил их исход.
Правительство Израиля сносит в поселках Иудеи и Самарии незаконные еврейские постройки точно так же, как сносит их в любой другой части страны (попробуйте пристроить к своему дому балкончик!). Значит, необходимо также снести 1100 единиц жилья, которые арабы ежегодно незаконно строят в Иерусалиме, и многие тысячи домов, незаконно построенные арабами в Иудее и Самарии.
Важно понять: у нас (впрочем, как и у США) действительно есть проблема, но не с палестинцами, а со всем арабским миром. Поэтому (перехожу в сослагательное наклонение) прежде надо было бы попытаться достичь урегулирования конфликта с арабскими странами, например, с Лигой арабских государств (никоим образом не подразумеваю инициативу ЛАГ 2002 года). Как только будут достигнуты договоренности с Лигой арабских государств – она даст команду палестинцам, и те будут вынуждены подчиниться. Более того: если с ЛАГ не удастся достичь договоренностей – никакой договор о прекращении конфликта с палестинцами ничего нам не даст. Вот почему упрощенный подход, согласно которому достаточно нам подписать с палестинцами какую-нибудь бумагу – и в регионе тут же воцарится мир, не имеет ничего общего с ближневосточной действительностью.
Яир Шамир: мысли вслух