В номере:
Тягнибок и все-все-все — эксперт Вячеслав Лихачев о ВО «Свобода» в европейском контексте:
— Очевидно, что Социал-националистическая партия Украины (напомню, что большую часть своей истории «Свобода» просуществовала именно под этим названием) сознательно брала пример с европейских собратьев, что очевидно даже из нынешнего названия партии, училась на их опыте и активно использовала связи с европейскими националистами, в частности, с Ле Пеном.
Законов царя они не выполняют? — на «провокационные» вопросы о Пуриме отвечает раввин Галицкой синагоги Пинхас Розенфельд:
—Когда Мордехай рассказывает Эстер о смертельной опасности, грозящей евреям, она отвечает, что не может просто так прийти к царю. А дядя стращает, мол, не думай укрыться во дворце, когда мы все окажемся в беде. Видимо, поначалу она так и собиралась себя вести. Ее персидское имя Аштар, она породнилась с царем, возможно, ей нравится эта жизнь.
За то, что еврейка стреляла в вождя? — появится ли в Симферополе мемориальная доска Фанни Каплан, — задается вопросом Максим Суханов:
— Исаак Дунаевский. Фаина Раневская. Исаак Левитан. Перец Маркиш. Ицхак Саде. Фанни Каплан. Что общего у этих людей, кроме, разумеется, «пятой графы». Город, в котором прошла часть (иногда — очень небольшая) их жизни — Симферополь. На этом основании представители еврейского общества «Яд Эзра» обратились к мэру крымской столицы с предложением установить 15 мемориальных досок в честь наших выдающихся соплеменников.
Соломона Ляйнберга увековечат в Тернополе — установить памятник
командиру Жидівського пробойового куреня предлагают члены ВО «Тризуб» им. Бандеры:
― Наша цель ― не дать загнать Украину в глазах международной общественности в стойло антисемитизм, ― подчеркнул глава «Тризуба» Дмитрий Ярош. ― Мы хотим показать, что украинцы, на самом деле, всегда по-братски относились к тем этническим группам, которые жили рядом с нами и вместе с нами боролись за украинское государство.
В Грозном заложили синагогу — когда-то в столице Чечни жили 10 000 евреев, сегодня остались… двое:
— Чеченцы и евреи с большим уважением относились друг к другу. Есть даже апокрифическая история о том, что когда чеченцев и ингушей депортировали в Среднюю Азию и Сибирь, единственным народом, не посягнувшим на добро и дома высланных, были евреи. Якобы грозненский раввин запретил прикасаться к имуществу несправедливо депортированных.
Чтобы ты зажег свечу — после Холокоста не может быть для нас чужих страданий, — считает Наталья Твердохлеб:
— Недавно учитель истории одной из школ Киева дал мне прочесть сочинения своих учеников. Урок был посвящен Холокосту. Это отрывок из работы школьницы: «Бывает, что люди умирают от болезней или от несчастного случая, или от пули врага на войне. А евреев убивали только за то, что они евреи. Мама сказала, чтобы я не плакала, что это было давно и пора забыть, что не надо в школе такое рассказывать и детей расстраивать. Я не хотела плакать, но слезы сами лились».
Второе поколение от сохи — инициатор программы по изучению Холокоста в Литве Рута Ванагайте признается, что свой вклад в Катастрофу внесли и ее родственники:
— Многие мои не очень образованные знакомые говорят: «Если Гитлер уничтожал евреев, наверное, на то была причина». И в деревнях, хлебая суп, можно услышать, дескать, хорошо, что евреев стреляли.
Еврейская школа в Брюсселе: уйти или закрыться — отток евреев в пригороды начался 10 лет назад, когда мусульманские иммигранты стали заселять центр Брюсселя:
— Сегодня школа больше похожа на сверхсекретный военный объект. Здание не имеет окон и снаружи укреплено бронированными листами. Его массивные металлические двери не имеют опознавательных знаков. Охранники с камерами наружного наблюдения приветствуют прибывших из-за пуленепробиваемого стекла.
Блеск погон и электоральная нищета — эпоха, когда израильское общество видело в генералитете спасителей нации, подошла к концу, — полагает д-р Алек Эпштейн:
— Десятилетиями отставные генералы считались важнейшей электоральной картой, и все партии, за исключением арабских и ультраортодоксальных, мечтали заполучить их в свои ряды. Но в нынешний Кнессет было избрано всего четыре генерала, и не будь их в своих партиях, на результаты голосования это абсолютно не повлияло бы.
О гоях и изгоях — Вячеслав Бакис об официальном евреелюбии фильма «Изгои»:
— Официальный антисемитизм или официальное евреелюбие, когда политики в своих играх пользуются еврейской картой, — это противно, и ничему из того, что они говорят, верить не хочется, даже если евреи объявляются поголовно героями.