В номере:
Вернуть нельзя оставить — эксперт Вячеслав Лихачев о проблеме реституции еврейской собственности в Украине:
— Конечно, когда лидеры страны последовательно не выполняют свои обещания, община должна реалистично оценивать туманные перспективы процесса реституции, не питать несбыточных надежд и приспосабливаться к действующим правилам игры. Однако часть ответственности за отсутствие прогресса в этом вопросе лежит и на еврейском сообществе.
Время собирать камни — первый «русский» мэр Израиля, политик и демограф, а ныне — глава представительства ЕА «Сохнут» в Украине Яков Файтельсон — о себе, Стране и эпохе:
— Алие 1970-х было намного сложнее пробиться, я один из тех, кто разбил голову о стеклянный потолок. В 1984 году, когда мне предложили выставить кандидатуру в Кнессет от «Ликуда», генсек Йорам Аридор настаивал, чтобы я шел как представитель выходцев из СССР. Я возмутился и баллотировался как мэр Ариэля — от поселенческого движения. Теперь думаю, а может, он был прав.
Игры с цифрами — профессор Шауль Штампфер пересматривает оценки потерь еврейского населения во время Хмельниччины:
— Хроники в качестве источников очень проблематичны, цифры, которые в них фигурируют, — невероятны. Как можно писать о 100 000 жертв? Такое количество евреев просто не обустроилось бы в тогдашней Украине, города были крохотные. По моим оценкам можно говорить о 10 тыс. погибших — это примерно четверть еврейского населения Украины того времени.
Идиш жил… Идиш жив! — 28-летняя Татьяна Батанова — едва ли единственная украинка, преподающая идиш:
— Мое детство прошло в Житомире, традиционном польско-украинско-еврейском городе, — говорит Таня. — В 2005-м, на магистратуре в НаУКМА, я начала учить идиш... Знания немецкого немного облегчили процесс усвоения грамматики. Но немецкий строгий и чужой, а идиш — он наш, почти родной, он зацепил меня за живое!
Россия: еврейство как таблетка от скуки — пока мы сами не поймём, что еврейство — это не тусовка и, наоборот, не мертвая догма, глупо ждать этого понимания извне:
— Мне нравится, когда к нам относятся с уважением. Но те, кто из презрения к собственному семейному альбому претендует на мой, не вызывают у меня ни симпатии, ни одобрения.
Кто поедет в Кошице? — еврейская иммиграция из Украины в этот словацкий город могла бы усилить местную общину, — считает ее председатель Павол Ситар:
— 70 лет назад каждый пятый житель 60-тысячного городка был евреем. Сегодня в общине зарегистрирован (ох уж эта европейская пунктуальность) 251 человек. Вся еврейская жизнь концентрируется во дворе одного из старых домов в центре города.
Бразилия. 100 лет вместе — в крупнейшей стране Южной Америки отмечают столетие с начала массовой еврейской иммиграции:
— Около половины бразильских евреев (порядка 50 тыс.) живут сегодня в Сан-Паулу. Клиника имени Альберта Эйнштейна, основанная в 1955 году еврейской общиной города, — одна из лучших не только в Бразилии, но и в мире. Потомку еврейских иммигрантов Педро Херцу принадлежит ведущая сеть книжных магазинов в стране — Livraria Cultura
От очерков о русско-еврейских эмигрантах – к социологии русско-еврейской эмиграции — д-р Алек Эпштейн осмысливает результаты издательского проекта «Русские евреи в зарубежье»:
— Это, конечно, замечательно, что среди русско-еврейских эмигрантов было так много литераторов, музыкантов и борцов за права самих русских евреев, однако, не менее интересно понять, почему среди них было так мало борцов за права кого-либо еще, почему этнонационализм и шовинизм присущи русско-еврейской эмигрантской интеллигенции в значительно большей мере, чем они присущи интеллигенции тех стран, где эти люди жили и живут.
Я сионист — мой сионизм не измеряется величиной ермолки или партией, за которую я голосую, — пишет Яир Лапид в своей колонке в «Едиот ахронот»:
— Я сионист. Иврит — тот язык, на котором я благодарю Всевышнего и ругаюсь на светофоре. Зануда, который называет меня «aхи» (братишка), действительно является моим братом. Танах включает в себя не только мою историю, но и географию: царь Саул искал ослиц под трассой номер 443, пророк Йона поднялся на корабль в яффском порту, недалеко от ресторана «Маргарет Таяр», а балкон, с которого Давид подсматривал за Вирсавией, наверняка купил какой-нибудь олигарх.
О чем плакала скрипка — Святослав Бакис о так и не снятом «еврейском» фильме Алексея Германа:
— Алексей Юрьевич Герман буквально мечтал сделать фильм по «Скрипке Ротшильда». Наверное, ему было тоскливо и страшно в Арканаре с его кровавыми гекатомбами и он хотел снять картину о простом, земном горе, тихо плачущем в душах обыкновенных людей. И еще, может быть, — это, конечно, только догадка, — ему захотелось под конец жизни поговорить о еврейском горе. Не успел.
Электронная версия газеты доступна на сайте: http://hadashot.kiev.ua