Обзор статей » Еврейская традиция

  • Разбойник на дороге

    Разбойник на дороге - это Амалек. Сказано в Торе: «Помни, что сделал тебе Амалек по дороге, когда вышли вы из Египта» (Дварим 25:17). В разные эпохи он принимал разные обличья, каждый раз вооружался новыми теориями и наносил удар по всему народу.

    «Помни, что сделал тебе Амалек по дороге, когда вышли вы из Египта» (Дварим 25:17).

    Слово «по дороге» представляется лишним. Ведь сказано, что вышли из Египта, – значит, были в дороге… Но в Торе нет ничего лишнего, и если какое-то слово не нужно – ищи в нем намек на будущее. Догадайся, что подобные события всегда будут происходить «по дороге». А дорога у нас одна – из изгнания в Израиль. И поэтому, когда открываются двери и начинается эпоха возвращения из какого-либо изгнания – жди нападения Амалека.

    В разные эпохи он принимал разные обличья, каждый раз вооружался новыми теориями и наносил удар по всему народу. 

    Первое столкновение

    Впервые с ним столкнулся Яаков – возвращаясь из Падан Арама, где провел двадцать лет. У самой границы святой земли наш праотец был вынужден вступить в борьбу с ангелом народа, который к тому времени еще не появился на свет, – ангелом потомков Эсава. А среди них – племя Амалека. (Заметим, что этот ангел не появился случайно, ни с того ни с сего – он был послан, так как Яаков задержался с возвращением на Землю на шесть лет).

    Второе столкновение 

    Второе столкновение с Амалеком произошло сразу после исхода из Египта, по дороге в землю Израиля. «И двинулась вся община сыновей Израиля из пустыни Син в переходы свои по слову Б-га и расположилась станом в Рэфедим, и не было воды, чтобы пить народу… И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моше, говоря: «Зачем ты вывел нас … из Египта, чтобы уморить нас жаждой?» …«И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рэфедим» (Шмот, 17). Враг появился в тот момент, когда сыновья Израиля испугались пустыни и захотели повернуть обратно – отказались продолжать путь в землю Кнаан, куда должны были прийти сразу же после дарования Торы у горы Синай.

    Третье столкновение

    Третье сражение с врагом, который всегда поражает нас на дороге в святую землю, произошло в период возвращения из Вавилонского плена. О нем рассказывается в свитке Эстер. Но для того, чтобы понять причины, по которым весь народ, находившийся на территории Персии, встал перед угрозой полного уничтожения, нужно знать не только историю Эстер и Мордехая, но и предысторию событий, с которыми связан праздник Пурим.

    Через пятьдесят два года после того, как сыновья Израиля были уведены в изгнание, Вавилон был разрушен персами. Царь Кореш разрешил пленникам вернуться в Иудею. Но только сорок две тысячи воспользовались возможностью возродить страну и восстановить Храм. Все остальные остались в Персии. И тогда им – ставшим изгнанниками по своей воле – было послано наказание: они узнали, что по приказу царя они будут убиты в один день. Аман, уговоривший царя истребить всех евреев Персии, вел свою родословную от Амалека, и его соплеменники готовились принять самое активное участие в резне.

    Всевышний хотел объяснить народу, что существование тех, кто не хочет возвращаться в святую землю, лишено смысла. Но, по милости Своей, Он остановил трагедию.

    Четвертое столкновение

    Четвертое столкновение с Амалеком – самое страшное. И хотя народ Израиля доказал, что он – народ вечный, эту победу над Амалеком не празднуют с трещотками и не пьют в ее честь вино. Слишком дорогой ценой досталась эта победа – более шести миллионов погибших. И в этот раз Амалек в своем самом страшном обличии напал на нас, когда возвращение из изгнания стало возможным: после декларации Бальфура евреи могли заселить святую землю.

    Амалек как мера за меру 

    В чем же секрет этой беды, которая обрушивается на нас каждый раз, когда открываются ворота в землю Израиля?

    Разгадать эту загадку можно, если вспомнить, что наши недостатки дают силу нашим врагам.

    Амалек – первый в мире народ, у которого нет бога. У Моава – Камош, у Амона – Мильком, у Цидона –Бааль, а у Амалека – никого. А Аман, один из его потомков, пошел еще дальше: он объявил себя воплощением бога и заставил всех распростираться перед собой (Сангедрин, 61а).

    Но неужели в нас живет такой же недостаток?

    Нет, никто из евреев не дошел до того, чтобы объявлять себя богом. И все же… Мы нередко выдаем свои планы за планы Всевышнего, свои мысли – за Его мысли. И, таким образом, ставим себя на Его место. И вот когда мы почему-то решаем, что Всевышний не хочет, чтобы мы селились в земле Израиля, пока не произойдет то-то или то-то (например, придет Машиах, или, по крайней мере, его осел), нас атакует Амалек.

    Когда глина учит горшечника

    Всевышний обратился к сыновьям Израиля, жившим в Персии, чтобы научить все поколения, что им нечего ждать открытых чудес, а следует быть благодарными за то, что Он открывает ворота руками чужих правителей: «Так сказал Бог помазаннику своему Корешу, которого Я держу за правую руку, чтобы покорились перед ним народы… «Я перед тобой пойду… Я Бог, и нет иного, кроме Меня, нет Бога. Я создаю свет и творю тьму». А сыновьям Израиля, которые решили, что они лучше знают, как управляется мир, и почему не надо сдвигаться с мест, когда уже открылись двери, Всевышний сказал: «Скажет ли глина горшечнику своему: «Что ты делаешь…?» (Йешаягу, 45).

    Что же говорить о тех евреях, которые решили, что Всевышний хочет на святой земле два государства для двух народов, когда в Торе сказано, что святая земля отдана сыновьям Израиля. Поставив себя на Его место, они дали силы страшному воплощению Амалека. И тот размножился до миллионов, толпами выходит на улицы и, размахивая ядерной бомбой, призывает убивать евреев.

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев