Песах - праздник свободы. Как во всякий праздничный день, настраиваясь на его дух и исполняя его заповеди, ты впускаешь в себя то, что присуще ему. Освободиться и перейти через море, получить Тору и войти в Святую Землю, стереть память об Амалеке и построить Храм - это ты должен сделать, восседая за праздничным столом в пасхальную ночь. Ты должен исполнить заповеди пасхального седера так, чтобы в полночь, когда ты откроешь дверь, за ней уже стоял пророк Элияhу, который скажет тебе: "Твои желания поднялись до небес и стали реальностью. Выйди, взгляни на мир - он совсем иной. Даже звезды оставили свои привычные пути и бегут по небу вслед за евреями: навстречу еврейскому царю - туда, в Йерушалаим, где на гору опускается с неба огненный Дворец".
А если не стремиться к тому, чтобы все это произошло в полночь, то зачем же давиться мацой, пить на пустой желудок четыре бокала вина и уродоваться, напихиваясь тертым хреном?
Это там на чужбине, за пределами Земли Израиля, где человек не чувствует Присутствия Б-га, можно тешить себя мыслью, что ты, съев кусок мацы и прочитав агаду на английском, мамелошн исполнил все десять заповедей идишкайт и еще немного добавил, чтобы быть хасидом.
А здесь, где все свято, грех себя обманывать. Ты, удостоившийся добраться сюда, знаешь, что все настоящее и живое: и земля живая, и Тора живая, и заповеди живые! В пасхальном рассказе, маце, вине и горькой зелени должна родиться живая свобода!
Все начинается со свободы, а до свободы - нет ничего. Это отражено в еврейском законе. Запрещено порабощение еврея. Продажа в рабство на шесть лет - это наказание за воровство, но применялось оно редко. Похищение человека с целью поработить его наказывается смертной казнью.
Самая великая заповедь - выкуп пленных. Если кто-то приговорен неевреями к смертной казни, если кто-то попал в плен и обречен на жизнь в рабстве, и есть возможность выкупить только одного из них, следует выкупить того, кто станет рабом в руках неевреев.
Свобода! Это не так просто понять, что такое свобода! Когда раскрывается Б-г Он дарует свободу, ибо Он раскрывается, чтобы даровать ее. Потому что раб не воспримет Его раскрытия, потому что Его Раскрытие - твоя свобода.
Ты знаешь что такое свобода?
Бердичевский Ребе не знал, а Хаим-грузчик знал!
Однажды Святой Ребе из Бердичева Леви Ицхак готовил "седер Песах" и казалось ему, что в этот вечер он выполнит все так, что в каждое и каждое действие, произведенное за пасхальным столом будет вложен высший смысл и понимание того, что такое геула - освобождение еврея от рабства.
Но открыли ему с Небес (наверное, Элияhу hа-нави), что не следует ему так уж гордиться своими приготовлениями и глубоким пониманием заповедей седера, потому что есть в его городе еврей по имени Хаим Тригер ("грузчик"), который уже исполнил все заповеди этой ночи и все, что нужно исполнить в пасхальный вечер, сделал во много раз лучше, чем это собирается сделать он, бердичевский Ребе.
Между тем к Ребе собирались хасиды, чтобы присутствовать за его столом и с трепетом следить за всеми действиями мудреца и праведника.
"А кто такой Хаим Тригер? - спросил вдруг у собравшихся Рабби Леви-Ицхак. - И нельзя ли его привести сюда?" Хасиды бросились искать этого человека.
"Да что вы хотите от моего мужа?! - сказала жена Хаима, когда к ней постучали. - Все знают, что он пьяница". Но хасиды не обратили внимания на ее слова, растолкали сонного Тригера и понесли его на плечах к Бердичевскому Ребе.
- Скажи мне, Рабби Хаим, - обратился к нему Бердичевский Ребе, - а сказал ли ты в Великую субботу, в канун Песаха, из пасхальной агады "Рабами мы были..."?
- Сказал, - ответил грузчик.
- А квасное ты в доме искал?
- Искал.
- А как ты сегодня сделал все в пасхальный седер?
- Рабби, - сказал Тригер, - скажу я тебе всю правду. Слышал я, что нельзя в Песах пить водку: целых восемь дней подряд. Так я сегодня с утра - еще до наступления праздника - выпил так, чтобы мне хватило на восемь дней. И как-то устал я после этого и прилег поспать. А к вечеру меня жена начала толкать и говорит мне: - Что ж ты не делаешь пасхальную трапезу и все, что нужно, как все евреи?
Я и говорю ей: - Что ты хочешь от меня? Я же человек темный, и отец мой ничего не знал. Одно только я знаю: предки наши были в плену у цыган и есть у нас Б-г, Который освободил нас из этого рабства. А сегодня мы снова в рабстве, но Б-г освободит нас и от него. Потом увидел я мацу на столе, и вино, и яйца, и поел и, выпил, но так устал, что пошел и снова прилег".
После того, как проводили хасиды грузчика домой, сказал Бердичевский Ребе: "Слова его были очень приятны для Небес, ибо сказал он их по правде, без какой-либо посторонней мысли и в простоте большой, потому что более того не знал ничего".
А что же я могу рассказать о Песахе, чтобы это получилось по правде и в простоте?
Я расскажу о том, как пятьдесят евреев одновременно жевали мацу, стараясь первый раз в жизни исполнить заповедь съесть в пасхальный вечер кусок мацы величиной не меньше, чем маслина (только не та, что из банки, которую продавали тогда в Москве, а в два раз больше - как растет в Израиле). От этого стоял треск, как от египетской саранчи, и казалось, что эти евреи поедают семьдесят лет советской власти, и три революции, и то, что было до того. А тамошняя милиция и тайная полиция замерли и оцепенели за дверью, как будто их окутала вязкая египетская мгла. И если они живы еще - то треск этот у них до сих пор стоит в ушах, и страшнее он для них чернобыльского взрыва. А евреи те взяли посохи, и встали, и пошли, и пришли в Йерушалаим - я сам их видел здесь, а в Америке не видел.
Главное в Песах - это свобода. О ней следует рассказывать. Но о ней рассказать невозможно. Поэтому умнее всех тот, кто понимает, что ничего не понимает в пасхальном рассказе.
Свобода - это твое счастье, поэтому свобода - это цель Всевышнего. Свобода - это то, что Он дарует тебе, - бери, не отказывайся. Забудь, оставь, не возвращайся к языку поработителей, одни из которых определили свободу как "осознанную необходимость", а другие настойчиво доказывали, что "труд освобождает". Они хотели, чтобы ты добровольно признал силу поработителей и необходимость исполнять их волю, служил им до полного изнеможжения со счастливой улыбкой. Не только физически, но и на уровне мыслей и сознания следовало подчиниться им: ты должен был не только быть рабом, но также был обязан "поддерживать и одобрять" это рабство.
Б-г не знает границ. Нет границ и у Его дара. Свобода, которую Он дарует тебе, - это свобода от любой необходимости, осознанной и неосознанной. Ты слышишь? Он взывает к тебе: "Я Б-г Всесильный твой, Который вывел тебя из земли египетсякой, из дома рабства".
"Из дома рабства" - из всякого рабства, из любого дома, у которого есть стены и крыша. Как в свое время вывел твоего отца Авраама "наружу": за пределы, начертанные звездами, за пределы вселенной - и дал взглянуть ему на все ограничения сверху.
Ты знаешь о чем поют в Песах? О том, что море расступилось перед тобой, а горы прыгали от радости, "когда Израиль вышел из Египта".
Слово еврей происходит от слова иври ("перешедший"). Значит, еврей - это тот, кто перешел через море". Если он смог перейти через море, то и небеса расступятся для него. Но вот тебе дарована свобода - т.е. ты можешь исполнить любое свое желание, и нет для тебя недоступного, и нет у тебя ограничений. Скажи, что ты хочешь? Скажи, что ты хочешь - и я скажу, кто ты! Ибо твои неограниченные свободные желания - это и есть твое "Я". Но только, учти - любое твое желание исполнится и нельзя ошибиться. Боюсь, что многие скажут: "Мое единственное желание - заберите вы эту свободу, только бы мне остаться рабом!" - и все пропало. Это желание исполнится, и путы и рамки природы, структур и инфраструктур вновь опутают руки и ноги, сердце и мозг и превратят свободное "Я" в скафандр, оболочку, которые никогда не посмеют быть "Я", а вечно будут повторять движения кого-то другого.
Ошибка твоя заключается в том, что просишь для себя. Значит, тебе чего-то не хватает, значит, ты ограничен, и сами твои помыслы и стремления определены чем-то внешним по отношению к тебе и управляют твоим Я. Попросив, что-либо для себя, ты отказался от свободы, вернулся к египетскому рабству ограничений - фактически произнес: "Заберите вы эту свободу! Дайте еще хоть немного до прихода Машиаха посидеть у горшка с мясом, из которого едят господа".
Не проси для себя. Стремись быть подобным Тв-рцу, главное свойство Которого - ничем не ограниченная свобода. Разве Ему не хватает чего-то? Разве Он просил когда для Себя? Так, и ты проси для других - и в этом будет твое благо. Тебя будут любить, тебя будут уважать, "и найдешь милость, и мудрость твоя хороша будет в глазах Всевышнего и людей" (Мишлей).
А что для другого благо? Это то, что он хочет сам. Он хочет, так же как и ты, быть свободным, быть самим собой. Не подавляй другого, когда он стремится раскрыть свое стинное "Я", а помоги ему, молись за него, чтобы ему было дано узнать свою божественную душу, раскрывающуюся за пасхальным столом.
И Всевышний, благословен Он, вывел тебя из Египта. Сам, а не посланник Его. В полночь Он прошел по Египту и держал ангела смерти за руку, и тот поразил всех первенцев египетских, а через дома еврейские переступил. "Пасах" - "переступил" Всевышний через все многочисленные миры, каждый из которых по своему скрывает Его. Но лишь постепенно, по крупице, эти миры раскрывают Высшую волю. И вот, Пресвятой, благословен Он, шагнул в полночь через все миры и проявил Себя здесь, в этом мире! "Я, а не посланник, Я, а не ангел, Я - а не огненный ангел-серафим!" Ты видел Его?
Как-то русский офицер, обходя строй, остановился перед солдатом-евреем, которого десяти лет от роду забрали в кантон и спросил его: - А ты Б-га вашего еврейского видел?
- Никак нет, Ваше Благородие! - отвечал солдат по уставу, предчувствуя уже недоброе.
- А я, - говорит офицер, - видел. - Был я в гвардии и стоял ночью в коридорах у покоев Его Императорского Величества. И в полночь, гляжу - Сам Государь Император идет, как есть при полном параде, из спален прямо в кабинет. И слышу: перо и скрипит, и скрипит. А потом обратно прошел. А по утру все дознавались у меня, что да как было. А я и говорю: "Государь Император Сами изволили ночью в кабинет пройти..." А дело-то в том, что Государь Император ночью спал, а наутро, когда в кабинет зашел, - указ о жидах у него поверх других бумаг лежит. И его рукой написано, чтобы отменить и никогда больше таких указов о жидах на подпись ему не подавать. А в кабинет-то мимо меня кто мог пройти? Так что знай, что я Б-га вашего видел.
Я - а не посланник, Я - а не ангел, Я - а не огненный ангел-серафим. Это и есть настоящее освобождение - когда Всевышний раскрывает Себя. Приближение к Нему, Свободному, - дает свободу.
Ты знаешь, что такое рабство? Когда ты думаешь, что что-то делается само собой, так же, как тесто на дрожжах разбухает само собой, так и пшеница вырастает сама собой от дождя, который выпадает сам собой, осуществляя круговорот воды в природе. Вот ты и думаешь: "Это все - мои собственные силы, они не Всевышним даны, а сами собой от природы проявились". Ты освободился от Всевышнего и попал в рабство. Иди, работай в поте лица! И будешь работать все больше и больше, увеличивая богатство, умножая недостаток. И придет тот, кто сильнее, и отберет у тебя, и поработит тебя самого. И что же ты будешь иметь, отработав как ломовая лошадь? Заботы и тревогу. А что касается радости... Так нет! Ибо, если еще можно подумать, что тесто и все, что у тебя есть, само собой разбухает, то радость - точно от Б-га!
Если где-то квасное осталось - нужно все вынести к Песаху. Даруется в этот день полная свобода, а потому ты не должен есть то, что само собой разбухает. В мире есть всего пять видов растений, тесто из муки которых, если оставить его в покое, поднимается само собой. Были ученные, которые, не веря этому, искали еще какой-нибудь вид растений, тесто из муки которых также поднимается само собой. Но кроме этих пяти видов, указанных в Мишне, - ничего не нашли.
Нельзя в праздник свободы кушать силу саморазбухания, выраженную в природе этих растений. И вот в ночь, накануне Песаха, ищут квасное в доме и проверяют все углы со свечей. Потому что "свеча - душа человека, а свет, - это Тора" (Мишлей).
Душа еврейская родилась тогда, когда Всевышний прошел по Египту в полночь, как Государь Император, Сам, оглашая приказ об освобождении. Как свечи, вспыхнули во всех еврейских домах огни свободы. Огни осознания, что не нужно есть в Песах квасное, так как все, что есть у человека: и сама душа его, и все силы ее - дело Рук Всевышнего. А понял это только тот, кто принес пасхальную жертву.
Ты знаешь, что сделали евреи, выходя из Египта? Они принесли пасхальную жертву и убили рабство - зарезали его в себе и во всем мире, потом приготовили на открытом огне и съели, чтобы не осталось следа. И ели вместе с мацою и горькой зеленью. Сожженное на огне рабство... Когда раб съедает его, он становится свободным.
"Овен" - "барашек". Овен - начало всех созвездий знака зодиака и определяющая их ход точка. Богиня Астарта, порождающая сила, сила возникновения самой по себе, из ничего, жизни. "Эта сила выражает себя, прежде всего, в молодняке", - так считали египтяне. Они не ели скот. Аштарот цон - так называли стада. Она рождает и порождает, дает и приводит все жизни в мир.
А что может быть ценнее жизненных сил? Поэтому поклонялись этой богине. Весна - ее время. Созвездие овна - ее созвездие. Всевышний приказал уничтожить силу этого идолопоклонства, освободиться от этого созвездия и от всех остальных. Кто породил твою жизнь и ведет ее по жизни? Созвездия - по случайной прихоти, или Б-г Г-сподь твой - по великой любви?
Быть свободным, быть самим собой, а не механизмом, управляемым движением звезд, - самая главная заповедь. Самая первая заповедь, которая была дана народу еще в Египте: "Месяц этот будет вам началом всех месяцев". Евреи обязаны отсчитывать временной цикл по луне! И устанавливают они его сами! А если ошибутся? - Так все процессы в мире будут происходить в соответствии с их ошибкой. И ошибка не будет ошибкой, она станет действительностью! Евреи повелевают звездами, а не наоборот, - и каждый праздник произносится благословение: "Благословен Ты, Всевышний, освящающий Израиль и времена!" Сначала: "Израиль" - потом: "времена"! Первая заповедь - быть свободным настолько, чтобы никакие звездные процессы не довлели над тобой. Идя по земле, дойти до точки пересечения неба с землей, и пешком, не отрывая ног от земли, выйти за пределы небесного свода вслед за праотцем Авраамом.
Все заповеди, которые исполняются во время пасхального седера, кроме еды горькой зелени, должны исполняться в момент, когда человек опирается на правую руку. Это символ свободы. Если человек забыл опереться на правую руку - ему нужно еще раз исполнить эту заповедь, оперевшись на эту руку. Элемент свободы - основа всех заповедей Песах - без стремления к ней... Заповедь - не та заповедь.
Хорошего вам праздника Песах! Настоящего освобождения. Будьте сами собой, освобождая божественную свою душу, не хуже Хаима Тригера из Бердичева, предки которого были в плену у цыган... Но есть Б-г. И если Он, Всесильный, избавил их от рабства, то и нас избавит!