Извинения Турции принесены. Выплаты семьям исламистских активистов, которые не без успеха атаковали израильских коммандос и лишь в последний момент были остановлены огнем на поражение, будут произведены. Блокада Газы, из-за которой начался весь этот сыр-бор, ослаблена. Либо отменена. Что по этому поводу скажет пресса - неважно. Американский президент выкрутил руки израильскому премьеру. Турецкий премьер - и тому, и другому. Кто виноват во всем этом позоре? Да никто. Обстоятельства так сложились. Судьба. Она же карма и кысмет.
Эрдоган, Обама и ХАМАС выиграли. Однозначно. Но Нетаниягу, скорее всего, не мог не пойти навстречу Обаме, который был его гостем. Тем более, что отношения между ними, что бы ни говорили благожелательные идиоты из группы поддержки Демократической партии, не просто плохи — отвратительны. И таковыми останутся. Хотя оба научились делать вид, что это не так. Перед надвигающейся развязкой иранского ядерного кризиса. В преддверии краха сирийского режима со всеми вопросами в отношении его химических арсеналов. С учетом того, что палестинский раис выполнил в ООН свою историческую миссию, добившись для ПНА статуса государства-наблюдателя, и более ни для чего палестинской клептократической элите не нужен. Биби просто не мог не сделать того, что сделал.
Хотя жестко критикующий его за это Либерман прав на все сто. И скорее всего, окажись он на месте Нетаниягу, не прогнулся бы перед Обамой. Найдя какой-то другой выход. Ну, так Нетаниягу и не Либерман. Так же, как Шарон и Бегин не были Жаботинским. Перес и Барак — Бен-Гурионом. А Ольмерта и Ливни, с учетом их исторического масштаба, и вовсе не с кем сравнивать. Разве что с Амиром Перецом. При том, что именно Ольмерт, Барак, Шарон, Перес и Перец изначально заварили всю ту кашу, которую сейчас расхлебывает Нетаниягу. А после него, скорее всего, будет расхлебывать Либерман.
Повторим еще раз, как домашнее задание. Авраам родил Ицхака. Перес — процесс Осло. Изнасиловал Рабина. Уговорил, шантажировал, надавил, наобещал с три короба. Мир на все времена. Превращение Арафата из террориста в союзника и соседа. Итог - террористы берут под контроль палестинские территории. Рабин убит. Страна расколота. Палестинская сторона не выполняет ничего из того, что обязалась. Интифада Аль-Акса. Тысячи убитых. Десятки тысяч раненых. Сотни тысяч палестинцев бежали или уничтожены. Причем, именно те, кто хотел жить с Израилем в мире. Христианство в Палестине без поддержки Израиля задушено исламскими радикалами. Шимон Перес — голубь мира, лауреат Нобелевской премии мира, президент.
Барак вопреки политической и военной логике, повинуясь исключительно собственному капризу и интуиции в качестве премьер-министра вывел войска из Южного Ливана. Итог чего — превращение «Хизбаллы» в главную силу на северной границе Израиля. Ракеты на оставленных израильтянами территориях, превратившихся в плацдарм Ирана. Обстрелы не только израильского севера, как в пору, когда юг Ливана был занят ФАТХом, но большей части страны. Интуиция подвела. Как подвела в ходе операций «Литой свинец» и «Облачный столп» в Газе. Которые были остановлены в шаге от победы. Исключительно из-за того, что генерал возомнил себя крупным политиком. Не понимая, что он им не был, не является и уже никогда не станет. Ну, не его это. Бывает. Командовать армией человек умеет. Воевать умеет. Но зачем армия нужна, где и когда ее необходимо останавливать, а где и когда ни в коем случае — не представляет. Что и продемонстрировал в истории с «Флотилией свободы». Не просто подставив солдат ЦАХАЛа под удар, но и устранившись от ответственности. Которую Нетаниягу и пришлось расхлебывать полной чашей.
Шарон — один из лучших полководцев ХХ века, вопреки всему, что обещал избирателям, которые привели его к власти, оставил на произвол террористов Газу. Твердо уверенный, что опять ее займет, если что. «Если что» произошло. ХАМАС выбил из Газы ФАТХ. Сектор стал еще одним ракетным полигоном Ирана. А также полем конкуренции «Братьев-мусульман» и «Аль-Каиды» с проиранскими группировками. При том, что существование жителей южной части Израиля оказалось под угрозой. А Шарон – в смертельной коме. И спрашивать с него теперь нечего. Ну, не хотел человек того, что произошло. Что он, враг собственной стране? Так он ведь думал, что вечен. Как думает большая часть людей. Хотя давно понятно, что вечных нет.
Ольмерт, на котором пробу негде ставить. Заднескамеечник, непопулярный в партии и не способный ни на что серьезное. Которого поэтому и только поэтому Шарон и поставил на пост, с которого тот, после смерти шефа, взлетел в премьеры. Ходячая издержка демократии. С его бегающими глазами, подарками спонсоров, крупными муниципальными аферами и не менее крупными военными провалами. Поскольку именно этот господин, так ярко критикующий тех, кто правит Израилем сегодня, втравил страну во Вторую Ливанскую войну. И не выиграл ее, вопреки всему. Вдохновив всех противников еврейского государства на десятки лет вперед. Так «удачно» он и его министр обороны Перец провели эту кампанию. Тот самый человек, который вслед за Бараком предлагал палестинскому руководству невесть что, лишь бы оно согласилось подписать окончательное соглашение. Укрепив в палестинских лидерах понимание того, что если евреи столько предлагают, на них нужно давить, давить и давить. Что палестинцы до сих пор и делают. Не опасаясь адекватного ответа.
Наконец, Ливни. Бывшая когда-то последовательным сторонником безопасности Израиля. Превратившаяся в невнятное право-левое существо без определенных принципов. Если не считать заклинания о необходимости мира с палестинцами любой ценой за принципы. Что не принесло ей на последних парламентских выборах ни победы, ни успеха. Потерявшая свою партию, от которой осталось одно воспоминание. Предавшая избирателей, которым клялась биться с Нетаниягу до конца. Что смотрелось особенно смешно, когда она первой ринулась в коалицию в качестве его младшего партнера. Как хотелось бы надеяться — очень младшего. Поскольку политический путь этой дамы — путь лузера. Во всех смыслах. Отягощение ею и ее союзником Перецем правительства для того, чтобы продемонстрировать его центристский характер, - не слишком большая цена. Большого вреда она принести уже не сможет. Все, что могла — уже принесла.
И вот с таким наследством и такими партнерами Нетаниягу вынужден маневрировать как может. Перед войной с Ираном. Перед распадом Сирии. А возможно, вслед за Сирией – и Иордании. Близящимся коллапсом ПНА. Более отдаленным, но вполне вероятным, - Саудовской Аравии. В перспективе имея на южных границах гражданскую войну в Египте. И провалившуюся на Ближнем Востоке Америку, которая отовсюду уходит. Сдает союзников — как сдал Мубарака Обама. Заигрывает с исламистами. Не исключено, пойдет на переговоры с Ираном, который не проявил ни малейшей готовности отказаться от своей ядерной программы. Расклад не то чтобы очень уж плохой. Бывало и хуже. Но нерадостный.
Значит ли формальное примирение с Турцией, что Эрдоган перестал быть врагом Израиля и, что гораздо хуже, человеком, готовым на всё ради упрочения своей личной власти? Нет. Что Обама, что бы он Нетаниягу ни обещал, не откажется от своих слов в тот момент, как от него потребуется дело? Нет. Что поддержка Америки в ту минуту, как она окажется Израилю абсолютно необходимой, ему гарантирована? Нет. Что есть шанс примирить существование Израиля и политического ислама? Нет, нет и нет. Но ничего другого Биби сделать не мог. К сожалению. Придется выкручиваться. Что Израиль и делает от одной своей войны до другой.
NewsWe