В номере:
О главном и не очень — или о том, как Израиль окончательно стал воплощением коллективного еврея:
— По данным ЦСБ, впервые в истории Израиль стал крупнейшей еврейской общиной на планете. Еврейское население Израиля, достигшее шести миллионов (символично донельзя — но мы сегодня не об этом), «обходит» США на полмиллиона душ.
Сионизм сделал свое дело, сионизм может уйти? — интервью с раввином Галицкой синагоги Пинхасом Розенфельдом:
— Сложно отрицать, что сионизм в его классическом понимании давно себя изжил. Собственно, в наполнении этого изма новым содержанием и состоит вызов эпохи.
Мы стремимся к единству разных идентичностей — рав Ури Шерки о миссии народа Израиля:
— Согласно Торе, у нас нет никакого права властвовать над кем-либо в этом мире, и взаимодействуя с другими народами, мы, по сути, ведем диалог с одной из проекций самих себя. Диалог с людьми, которые хотят восстановить разрушенный со времен Вавилонского столпотворения союз.
Водоворот ненависти — эксперт Вячеслав Лихачев о радикализации украинской общественно-политической жизни:
— Почему расисты и антисемиты, осужденные за уголовные преступления, так легко стали национальными героями сопротивления режиму? Ответ лежит на поверхности — потому, что они выступали против президента, и этого оказалось достаточно в глазах общественности, чтобы сквозь пальцы посмотреть на «шалости» молодых людей.
Чувствительная тема — об унаследованной Украиной «дружбе народов» размышляет экс-диссидент Семен Глузман:
— Вот и я, этнический еврей, плохо отношусь ко многим из тех, кто жаждет моей любви. Среди них — и этнические украинцы, и татары, и русские. И, к сожалению, этнические евреи. Поскольку я имею привычку многое произносить вслух, последние несколько лет назад в своем неформальном собрании определили меня в качестве «главного антисемита Украины».
Камешек в чужой огород — БАБ как очередной еврей в русской истории:
— Чтобы впечатлить русских, БАБ придумывал всякие головоломные схемы — а потом, чтобы их реализовать, надрывал пупок и нервы, тратил личные деньги. На какое-то время ему удавалось русских убедить, обратить на себя их внимание, но потом опять: «Выйди, слышь, за дверь, нам тут поговорить надо. Не все тебе надо знать».
Жид или не жид? — вслед за скандалом в Украине в Беларуси тоже начали отстаивать право называть евреев словом из трех букв.
Bialy Budynek. Смерть от своих — почему еврейские лидеры хотят снести одно из последних сохранившихся зданий довоенной еврейской Варшавы:
— В настоящее время Белый дом по улице Tварда полуразрушен, несмотря на то, что здесь находится штаб-квартира общины. По мнению ее руководства, снеся ветхое строение, на его месте можно будет возвести 20-этажный многофункциональный комплекс, «который будет соответствовать всем нуждам варшавских евреев».
Швейцария. Нас снова любят — почти на треть снизился уровень антисемитизма в Швейцарии, но счеты с прошлым далеко не сведены:
— Совсем недавно еврейские организации возмутились, мягко говоря, лукавыми словами президента страны Ули Маурера о том, что Швейцария оставалась «страной свободы и закона» в годы войны и стала убежищем для многих преследуемых.
О Моше Кастеле и судьбе художественных музеев в Израиле — власть и современное искусство в материале д-ра Алека Эпштейна:
— Иногда в самом конце статьи указывается дата ее написания, но в данном случае с даты нужно начать: я пишу этот текст 21 марта 2013 года. Именно сегодня последний раз открыл свои двери в Маале-Адумим музей Моше Кастеля — одного из наиболее важных и самобытных израильских художников.
Израиль летит на Луну — в начале 2015 года к Луне отправится бело-голубой космический аппарат:
— Началось все в 2007 году, когда владельцы знаменитой Google объявили международный конкурс Google Lunar X-prize. На старт лунной гонки вышло около тридцати команд из разных стран. Но на сегодняшний день претендентов на главный приз в 30 миллионов долларов осталось всего пять. И среди них — израильский проект, который имеет наибольшие шансы на успех.
Нам было плохо на расстоянии от Эрдогана? — извинения премьера Нетаниягу перед Турцией мало кого оставили в Израиле равнодушным:
— Сближение с Турцией может втянуть нас в мировую войну между суннитами и шиитами. Мы не сунниты и не шииты. Так зачем нам это? И те, и другие ненавидят нас практически в равной степени. Зачем мешать нашим врагам вешать друг друга?
Из книги воспоминаний Семена Глузмана — как в советской зоне независимость Израиля отмечали:
— Выступает Василь Пирус — статный, красивый солдат УПА, заканчивающий свой двадцатипятилетний срок. «От имени украинской общины я поздравляю моих еврейских братьев с великим праздником. У вас уже есть государство, ваше собственное государство. Я уверен, мы, украинцы, также будем иметь свое государство. И тогда я приглашу моих еврейских братьев на наш украинский праздник…»
Наши лучшие — Святослав Бакис о страстях, амбициях и мечтах продюсера Дэвида Селзника:
— Какие такие лучшие? Ну, во-первых, это фильм такой голливудский. «Our Betters». Эта картина (кассовый чемпион 1933 года), «Унесенные ветром» (лучший американский фильм всех времен), «Анна Каренина» с Гретой Гарбо — все это снято на деньги Дуви Селзника. Да что на деньги — на его нервы, сердечные припадки, истерики, приступы ярости, смех и слезы. Просто он хотел делать хорошие фильмы и вздыхал: ну что поделаешь, если пиплы охотнее всего хавают дерьмо.
Смерть по лимиту — кровавая развязка истории Агро-Джойнта в СССР в книге Михаила Мицеля:
— Собственно, шанса у них не было. Даже удивительно, что сотрудников Агро-Джойнта «вычистили» на пике, а не в самом начале Большого террора. А ведь удачный поначалу брак был — пусть и по расчету. Софья Власьевна хотела превратить местечковых евреев (читай — «нетрудовой элемент») в крестьян, и Джойнт ей в этом помог — 218 еврейских колхозов было создано в Украине на американские деньги к середине 1930-х.
Электронная версия газеты доступна на сайте: http://hadashot.kiev.ua