Обзор статей » Искусство

  • Чем хуже мир, тем лучше наши шутки

    В ап­ре­ле 1661 года в Вильне со­брал­ся совет ев­рей­ских муд­ре­цов, чтобы запре­тить ев­ре­ям шу­тить, про­каз­ни­чать и сме­ять­ся. Рав­ви­ны за­пре­ти­ли все виды шуток и раз­вле­че­ний, кроме од­но­го. От­сю­да и ро­дил­ся наш зна­ме­ни­тый смех сквозь слёзы, ве­ли­кое ев­рей­ское чув­ство юмора, острое, па­ра­доксальное, са­мо­кри­тич­ное, да­ле­ко не на любой вкус, во мно­гом став­шее се­год­ня уни­вер­саль­ным эта­ло­ном смеш­но­го.

    Чем от­ли­ча­ет­ся ан­ти­се­мит от еврея?
    - Ан­ти­се­мит утвер­жда­ет, что евреи – злой, гряз­ный и лжи­вый народ. Зато у него все­гда най­дут­ся ев­рей­ские со­се­ди или со­слу­жив­цы, ис­клю­чи­тель­но доб­рые, чи­сто­плот­ные и чест­ные люди.
    - Еврей утвер­жда­ет, что ев­рей­ский народ – доб­рый, чи­стый и чест­ный. Зато у него все­гда най­дут­ся ев­рей­ские со­се­ди и со­слу­жив­цы – ис­клю­чи­тель­но злые, гряз­ные и лжи­вые люди.

    Зна­ме­ни­тый бри­тан­ский ис­то­рик XIX века Томас Кар­лейль счи­тал, что у ев­ре­ев от­сут­ству­ет чув­ство юмора. Фран­цуз­ский фи­ло­соф Эр­нест Ренан писал, что еврей не спо­со­бен про­бу­дить у ауди­то­рии смех. Даже глав­ный рав­вин Лон­до­на конца XIX века Гер­ман Адлер писал про ев­рей­ских эми­гран­тов из Во­сточ­ной Ев­ро­пы, что через по­ко­ле­ние-два они усво­ят у окру­жа­ю­щих на­ро­дов спо­соб­ность шу­тить.

    Как же по­лу­чи­лось, что всего через три по­ко­ле­ния евреи со­ста­вили 80% самых вы­со­ко­опла­чи­ва­е­мых ис­пол­ни­те­лей юмо­ри­стов, ко­ми­ков и пи­са­те­лей-са­ти­ри­ков в США, до­ми­ни­руют в юмо­ри­сти­че­ском и са­ти­ри­че­ском шоу-биз­не­се в Москве, Бер­лине, Йо­хан­нес­бур­ге, Лон­доне, Ме­хи­ко, Бу­да­пеш­те и Вар­ша­ве?

    Как так по­лу­чи­лось, что евреи до­ми­ни­ру­ют в юмо­ри­сти­че­ском и са­ти­ри­че­ском шоу-биз­не­се в Нью-Йор­ке, Москве, Бер­лине, Йо­хан­нес­бур­ге, Лон­доне, Ме­хи­ко, Бу­да­пеш­те и Вар­ша­ве?

    На­уч­ных объ­яс­не­ний много, а зна­чит, они все неудо­вле­тво­ри­тель­ные. Самая рас­про­стра­нен­ная вер­сия: якобы из­гнан­ный с ро­ди­ны народ, жив­ший на чуж­бине по ми­ло­сти народов-хо­зя­ев, боясь, что с нами по­сту­пят как с незва­ны­ми го­стя­ми, ис­поль­зо­ва­л горь­кий смех, чтобы смяг­чить непри­гляд­ную дей­стви­тель­ность. Поза сар­ка­сти­че­ско­го ум­ни­ка по­мо­га­ла не толь­ко вы­жить в небла­го­при­ят­ных об­сто­я­тель­ствах, но и обес­ку­ра­жить вра­гов. Как можно уяз­вить того, кто и так сме­ёт­ся над собой?

    Аут­сай­де­ры вроде бы боль­ше дру­гих видят ли­це­ме­рие об­ще­ства, где им при­хо­дит­ся оби­тать. Кто как не они, могут ре­зать свя­щен­ных коров, да ещё де­лать это с иро­ни­че­ской усмеш­кой? А тут ещё и наша соб­ствен­ная уве­рен­ность в том, что мы яв­ля­ем­ся из­бран­ным на­ро­дом под осо­бым Бо­жьим по­кро­ви­тель­ством. И необ­хо­ди­мо как-то раз­ре­шить про­ти­во­ре­чие: по­че­му бо­го­дан­ное пре­иму­ще­ство так мало от­ра­жа­ет­ся в по­все­днев­ной жизни с тех самых пор, когда пра­о­тец Ав­ра­ам тор­го­вал­ся с Богом, а про­рок Иона вы­би­рал­ся из чрева ки­то­ва. 

    Тео­рия «смеха сквозь слёзы» не вы­дер­жи­ва­ет си­сте­ма­ти­че­ской кри­ти­ки. По­че­му дру­гие на­ро­ды, из­гнан­ные из своей земли, аме­ри­кан­ские ин­дей­цы или ти­бет­цы, на­при­мер, не вы­ра­бо­та­ли ни­че­го по­доб­но­го ев­рей­ско­му юмору. Если ге­но­ци­ды – залог юмора, то по­че­му се­год­ня рядом с Жва­нец­ким или Шен­де­ро­ви­чем в ко­ми­че­ской от­рас­ли нет ни че­чен­цев, ни ру­ан­дий­цев. Даже среди тех ев­ре­ев, что вышли из ис­лам­ских стран, ни­че­го по­доб­но­го во­сточ­но­ев­ро­пей­ско­му ев­рей­ско­му юмору тоже не вы­ра­бо­та­лось. Связь между ев­рей­ским юмо­ром и ис­то­ри­че­ски­ми ка­та­стро­фа­ми тоже про­смат­ри­ва­ет­ся слабо. Раз­ру­ше­ние Пер­во­го или Вто­ро­го Храма, ин­кви­зи­ция и Хо­ло­кост про­из­ве­ли на свет со­всем немно­го юмо­ри­стов.

    Встре­ти­лись как-то ба­тюш­ка с рав­ви­ном и стали ду­мать, что нам ещё за­пре­тить?

    Ве­ро­ят­но, ис­то­ри­ки и фольк­ло­ри­сты по­про­сту про­смот­ре­ли важ­ней­шую дату ис­то­рии ев­рей­ско­го юмора. Про­фес­сор-те­ат­ро­вед Мел Гор­дон пред­ла­га­ет свою вер­сию. Где-то в ап­ре­ле 1661 года в Вильне (ныне Виль­нюс) со­бра­лись муд­ре­цы… Так и про­сит­ся на­пи­сать си­он­ские, тем более, что Виль­на счи­та­лась Се­вер­ным Си­о­ном и Иеру­ша­лайм де Лита (Иеру­са­ли­мом в Литве). Рав­ви­ны Во­сточ­ной Ев­ро­пы со­зва­ли боль­шой совет через де­сять лет после войны, в рус­ской и укра­ин­ской ис­то­рии на­зва­ной Осво­бо­ди­тель­ной, в поль­ской ве­ли­ким ка­зац­ким бун­том, а в ев­рей­ской – Хмель­нит­чи­ной. Ев­рей­ская об­щи­на в Укра­ине была важ­ной ча­стью поль­ской ад­ми­ни­стра­тив­ной си­сте­мы. Евреи во­е­ва­ли на сто­роне по­ля­ков и силь­но по­стра­да­ли в этой кро­ва­вой войне. Прав­да, укра­ин­цы по­стра­да­ли ещё боль­ше – число по­гиб­ших укра­ин­цев в че­ты­ре раза выше, чем число по­гиб­ших с поль­ской сто­ро­ны.  Хмель­нит­чи­на была круп­ней­шей ис­то­ри­че­ской и гу­ма­ни­тар­ной ка­та­стро­фой ев­рей­ско­го на­ро­да со вре­мён из­гна­ния из Ис­па­нии.

    Муд­ре­цы со­бра­лись в Вильне, чтобы по­нять, чем в оче­ред­ной раз про­гне­вил Бога из­бран­ный народ. Су­ди­ли и ря­ди­ли рав­вин­ские ав­то­ри­те­ты несколь­ко ме­ся­цев. Как во­дит­ся, спо­ри­ли и при­во­ди­ли ци­та­ты из свя­щен­ных тек­стов, по­би­ва­ли друг друга ссыл­ка­ми. По­ре­ши­ли, в конце кон­цов, что Бог на­ка­зал свой Из­ра­иль за то, что  евреи пе­ре­ня­ли у окру­жа­ю­щих на­ро­дов нехо­ро­шие обы­чаи, устра­и­ва­ли в Пурим кар­на­ва­лы, мас­ка­ра­ды и танцы, пе­ре­пи­ва­лись вином и по­то­му за­бы­ли страх Божий. Ре­ше­ние было жёст­ким – стро­жай­ше внед­рять ис­пол­не­ние всех 613 Бо­жьих за­ве­тов, а также за­пре­тить вся­че­ское ве­се­лье. Ни­че­го спе­ци­фи­че­ски иудей­ско­го в таком ре­ше­нии нет. Оно уди­ви­тель­но по­хо­же на ре­ше­ния пра­во­слав­ных со­бо­ров и си­но­дов об ис­ко­ре­не­нии ско­мо­ро­ше­ства на Руси.

    Можно ли иметь еврею секс в суб­бо­ту? Можно, но лишь с соб­ствен­ной женой, чтобы не было удо­воль­ствия.

    Как у нас во­дит­ся, не огра­ни­чи­лись об­щи­ми ве­ща­ми, а рас­пи­са­ли всё до ме­ло­чей. Глав­ным ме­стом для ве­се­лья были сва­дьбы, а по­то­му ре­ши­ли за­пре­тить… неве­стам на­де­вать пла­тья из на­бив­но­го шелка и зо­ло­тые укра­ше­ния. Число го­стей на сва­дьбе не долж­но было пре­вы­шать 50. В дни между празд­ни­ка­ми, хо­ла­мо­эд, за­пре­ща­лись празд­нич­ные тра­пезы и т.д. Ве­сё­лые празд­ни­ки Пурим и Сим­хат Тора тоже стали скуч­ны­ми и трез­вы­ми. За­пре­ща­лись мас­ка­ра­ды, хож­де­ние из дома в дом с пред­став­ле­ни­я­ми и пес­ня­ми. За­пре­ща­лись танцы и вы­пив­ка в ком­па­нии. И ра­зу­ме­ет­ся, ев­ре­ям было за­пре­ще­но за­ни­мать­ся про­фес­си­я­ми по уве­се­ле­нию го­стей. На сва­дьбах, быв­ших глав­ной аре­ной таких про­фес­си­о­на­лов, были за­пре­ще­ны все виды шу­тов­ства, кло­у­на­ды и за­тей­ни­че­ства. Одним махом де­кретом от 3-го июля 1661 года по всей тер­ри­то­рии Идиш­лен­да, от Вислы до Дне­пра, от Одес­сы до Вар­ша­вы, и во всех го­род­ках и ев­рей­ских ме­стеч­ках рав­ви­ны за­пре­ти­ли целый ряд ев­рей­ских про­фес­сий – шут-лэц, риф­мо­плёт-паяц, за­тей­ник-мар­ша­лек, жон­глёр-шпиль­ма­нер. Един­ствен­ное ис­клю­че­ние сде­ла­ли по­че­му-то для шута-ба­д­ха­на, от­ли­чав­ше­го­ся гру­бы­ми оскор­би­тель­ны­ми шут­ка­ми, саль­ны­ми анек­до­та­ми, сор­тир­ным и клад­би­щен­ским юмо­ром, а также нели­це­при­ят­ны­ми обид­ны­ми за­ме­ча­ни­ям. Ба­д­хан не был ни особо по­пу­ляр­ным, ни особо смеш­ным. Но от всего ев­рей­ско­го юмора рав­ви­ны оста­ви­ли имен­но ха­мо­ва­тый, крайне со­рев­но­ва­тель­ный и агрес­сив­ный юмор и саль­ное на­халь­ство. Из этого со­мни­тель­но­го рост­ка и вы­рос­ло мо­гу­чее де­ре­во ев­рей­ско­го юмора.

    Де­кретом от 3-го июля 1661 года по всей тер­ри­то­рии Идиш­лен­да рав­ви­ны за­пре­ти­ли целый ряд ев­рей­ских про­фес­сий, свя­зан­ных с юмо­ром. После этого де­кре­та ба­д­хан стал един­ствен­ным жан­ром юмо­ри­ста Идиш­лен­да. Жизнь в ме­стеч­ках была бед­ная. Через неко­то­рое время по­сле­до­ва­ла ок­ку­па­ция цар­ской Рос­си­ей, была про­ве­де­на черта осед­ло­сти и про­чие на­па­сти. С при­хо­дом ка­пи­та­лиз­ма стали те­рять смысл и сами ев­рей­ские ме­стеч­ки, быв­шие при фе­о­даль­ном строе сер­вис­ны­ми цен­тра­ми для окрест­но­го сель­ско­го на­се­ле­ния и по­ме­щи­ков. Так что кон­ку­рен­ция в любой про­фес­сии была очень жест­кой. Среди ба­д­ха­нов, как и среди тор­гов­цев на рынке, вы­жи­вал силь­ней­ший. Евреи все­гда лю­би­ли су­дить­ся, и в ев­рей­ских ар­хи­вах в Ев­ро­пе со­хра­ни­лось мно­же­ство сви­де­тельств оже­сто­чён­но­го су­тяж­ни­че­ства ба­д­ха­нов за ав­тор­ские права и уго­дья (по-ев­рей­ски, как для рав­ви­нов, так и для уго­лов­ни­ков, тер­ри­то­рия на­зы­ва­лась клю­чом -шлисл). До­ку­мен­ты рав­вин­ских судов со­хра­ни­ли споры между ба­д­ха­на­ми по по­во­ду ав­тор­ства шуток и анек­до­тов, кому и где их раз­ре­ша­лось про­из­но­сить. В до­ку­мен­тах со­хра­ни­лись даже скет­чи этих ба­д­ха­нов, тща­тель­но за­пи­сан­ные служ­ка­ми рав­вин­ских судов.

    דער בדחן איז אַ בריה, אַז די כּלה איז אַ יתומה.

    Ба­д­хен – ма­стер, когда неве­ста си­ро­та

    Дер ба­д­хен из а берье, аз ди калэ из а йетой.

    Юмор ба­д­ха­нов был на­сы­щен гру­бой сек­су­аль­но­стью и сор­тир­ны­ми шут­ка­ми. Из­ве­стен ба­д­хан из Страс­бур­га, ко­то­рый па­ро­ди­ро­вал уче­но­го рав­ви­на. Я и сам ещё за­стал «на­сто­я­щих» ста­рень­ких про­фес­си­о­наль­ных ба­д­ха­нов, ко­то­рые от «за здра­вия» быст­ро пе­ре­хо­ди­ли «за упо­кой», ве­ща­ли о страш­ных опас­но­стях, ко­то­рые под­сте­ре­га­ют еврея в жизни. Впро­чем, дет­ские ко­лы­бель­ные у нас о том же: будет по­гром, мам­ку-пап­ку за­ре­жут, сест­ру из­на­си­лу­ют, дом со­жгут, а бед­ную си­рот­ку пу­стят по миру. Ба­д­хан вы­кри­ки­вал имена го­стей и на­зы­вал их по­дар­ки. За­од­но ост­рил о том, какие эти по­дар­ки – сущая де­шёв­ка, и как она не под­хо­дит к слу­чаю. Мог из­ве­сти и на­мё­ка­ми на то, что все гости за сто­лом ведут лю­бов­ные ин­триж­ки между собой. Либо о том, что лет через 60 всех съе­дят черви. Из­де­вал­ся ба­д­хан и над ри­ту­а­ла­ми, вы­да­вая бла­го­сло­ве­ния – брах­эс, не со­от­вет­ству­ю­щие мо­мен­ту. Для иуде­ев, ко­то­рых с дет­ства за­став­ля­ли за­учи­вать слож­ную науку о том, какие бла­го­сло­ве­ния к ка­ко­му слу­чаю надо про­из­но­сить, такой юмор был хо­ро­шо по­ня­тен. Ба­д­ха­ны ра­бо­та­ли и на по­хо­ро­нах: пре­ры­вая по­ми­наль­ные слова, про­из­но­си­ли непо­до­ба­ю­щие слу­чаю мо­лит­вы и бла­го­слов­ля­ли по­кой­ни­ка, как при­ня­то бла­го­слов­лять хлеб и вино.

    Бла­го­сло­ве­ние: ешьте, до­ро­гие гости, на ба­за­ре всё до­ро­го (из ре­пер­ту­а­ра ба­д­ха­на).

    Про­фес­сия ба­д­ха­на су­ще­ство­ва­ла три века. Она почти ис­чез­ла во время ин­ду­стри­аль­ной ре­во­лю­ции и мас­со­вых ми­гра­ций ев­рей­ско­го на­се­ле­ния. Даже в уль­тра­ор­то­док­саль­ной иудей­ской среде ба­д­хан уже не тот. Ведь нет про­сто­на­ро­дья и малой учё­ной элиты, все гра­мот­ные и со­блю­да­ют по­каз­ное бла­го­че­стие. Зато фи­гу­ра ба­д­ха­на была уве­ко­ве­че­на в ев­рей­ской ли­те­ра­ту­ре и на сцене. Пер­вый со­вре­мен­ный ев­рей­ский дра­ма­тург Абрам Голь­фа­ден на­чи­нал ба­д­ха­ном. Потом­ствен­ны­ми ба­д­ха­на­ми были и пи­о­не­ры идиш­ко­го во­де­ви­ля – бра­тья Зин­гер. В клас­си­че­ской идиш­ской пьесе Ицика Лей­бу­ша Пе­ре­ца «Ночь на ста­ром рынке» в роли ве­ду­щих вы­сту­па­ют два ба­д­ха­на, из­де­ва­ю­щих­ся над тя­же­лой ев­рей­ской судь­бой и кля­ну­щих Бога за то, что забыл своих ев­ре­ев. Один из клас­си­че­ских ре­френов: чем хуже мир, тем лучше наши шутки.

    אַ בדחן מאַכט אַלעמען פֿרײלעך און אַלײן איז ער אומעטיק..

    Ба­д­хен всех де­ла­ет ве­сё­лы­ми, а сам он груст­ный.

    A ба­д­хен махт але­мен фрей­лех ун алейн из ер име­тик

    -  Я сам еврей. Мы – из­бран­ный народ, и нам не надо ра­бо­тать… За­гре­сти несколь­ко дол­ла­ров и по­зво­нить Богу. «Хэлло, Бог!»…
    - Уф! Это всё, что евреи де­ла­ют – на­де­ва­ют своё белье, от­ры­ги­ва­ют и смот­рят те­ле­ви­зор…
    - Это всё шутки, мадам! Вы ждёте, что сюда при­дёт Папа Рим­ский? За­будь­те! В конце тут будет пор­но­гра­фия.
    - А вы мадам, судя по всему, ев­рей­ка… Вы тут един­ствен­ная в ме­хо­вом манто, а на дворе жара 40 гра­ду­сов, чёрт возь­ми! Вы и ев­рей­ка, и ста­рая боб­ри­ха во время течки…

    Это (в моём блед­ном пе­ре­во­де) за­ме­ча­тель­ный Дон Ри­кельс, раз­вле­кав­ший Ве­ли­кое по­ко­ле­ние, по­бе­див­шее во Вто­рой ми­ро­вой войне. Ему под 90 и он до сих пор на сцене в ка­зи­но Лас-Ве­га­са.

    Про­фес­сия ба­д­ха­на умер­ла се­год­ня даже в среде го­во­ря­щих на идише ор­то­док­саль­ных ев­ре­ев. В среде все­об­щей учё­но­сти и по­каз­но­го бла­го­че­стия тра­ди­ци­он­ные ба­д­ха­ны не в чести. Зато осо­бый юмор ба­д­ха­нов стал ча­стью куль­тур­но­го ба­га­жа, ко­то­рый ев­рей­ские эми­гран­ты из ме­сте­чек черты осёд­ло­сти при­вез­ли с собой в Се­вер­ную и Южную Аме­ри­ку и в боль­шие го­ро­да Рос­сии. Без юмора ба­д­ха­нов невоз­мож­но пред­ста­вить себе ни ев­рей­ских анек­до­тов, ни филь­мов и по­ста­но­вок Мела Брук­са, ни Ар­ка­дия Рай­ки­на, Вуди Ал­ле­на, Ми­ха­и­ла Во­дя­но­го, Ленни Брюса, Та­ра­пунь­ку и Штеп­се­ля, Джер­ри Луиса, Ми­ха­и­ла Жва­нец­ко­го, Адама Санд­ле­ра или Ефима Шиф­ри­на. Юмор ба­д­ха­нов живёт и в оча­ро­ва­тель­ной Саре Силь­бер­ман. Она с неж­ной тос­кой вспо­ми­на­ет тёп­лый и го­сте­при­им­ный ев­рей­ский дом своей ба­буш­ки. «Его аро­мат…., – Сара мно­го­зна­чи­тель­но за­мол­ка­ет, а затем бро­са­ет. – Ба­буш­кин дом пах… как яички моего сужен­но­го».

    װאָס טוט ניט אַ בדחן צוליב אַ גראַם?

    Чего не сде­ла­ет ба­д­хен ради рифмы?
    Вос тут нит а бадхн цулиб а грам

    А Хо­ло­кост – это смеш­но? По­че­му нет? А над гос­по­дом Богом по­сме­ять­ся? И это. Рас­ска­зы­ва­ют, что ве­ли­кий рав­вин, узнав, что его сын пе­ре­шёл в хри­сти­ан­ство, явил­ся в свою си­на­го­гу, сел на ска­мей­ке и за­пла­кал, мол, «Гос­по­ди, по­че­му мне такая на­пасть? По­че­му имен­но мне?». А голос с неба ему от­ве­ча­ет: «По­че­му толь­ко тебе? У меня тоже сын…».

    Ба­д­хан слово древ­нее, ара­мей­ское. Оно упо­ми­на­ет­ся впер­вые в Тал­му­де где-то около 900 года н.э. и озна­ча­ет по­ту­сто­рон­нюю фи­гу­ру, ко­то­рая под­ра­жа­ет и вы­сме­и­ва­ет худ­шее и непри­ят­ное, что есть в че­ло­ве­ке. Тал­му­ди­че­ские муд­ре­цы не ве­ри­ли в фи­зи­че­ский ад и ба­д­хан у них со­здан для упрё­ка и на­ка­за­ния всех сво­ло­чей, мер­зав­цев, зануд и нев­ро­ти­ков В 16 веке слово это утвер­ди­лось в идише, как на­зва­ние шута и опре­де­лён­но­го рода юмо­ри­ста.

    И на­по­сле­док стоит рас­ска­зать о ба­д­хане, став­шим хри­сти­ан­ским свя­щенно­му­чен­ни­ком. Пор­фи­рий жил в 4 веке нашей эры в  го­ро­де Эфесе в За­пад­ной Ана­то­лии. Он был ба­д­ха­ном и он вы­сме­и­вал хри­сти­ан. Рас­ска­зы­ва­ют, что он вы­сме­и­вал та­ин­ства, со­вер­шал кре­ще­ние над коз­ла­ми и осла­ми. Од­на­ж­ды Пор­фи­рий решил на по­те­ху чест­но­му на­ро­ду окре­стить себя са­мо­го. Он шутя взял себя за во­ло­сы и, суя го­ло­ву в ку­пель, запел «Кре­ща­ет­ся раб божий Пор­фи­рий». Народ ве­се­ло сме­ял­ся. И Пор­фи­рий полез в ку­пель, про­из­но­ся: «Во имя Отца и Сына и Свя­то­го духа…» Народ падал со смеху. Пор­фи­рий вылез и за­явил толпе: «На мне те­перь бла­го­дать». Толпа про­дол­жа­ла ве­се­лить­ся… Пор­фи­рий ощу­пал себя… «Да нет, я се­рьез­но… спо­до­бил­ся…» Толпа сме­я­лась силь­ней. «Я спо­до­бил­ся бла­го­да­ти!» – стал кри­чать Пор­фи­рий, став на ко­ле­ни и ис­то­во кре­стясь. В толпе пе­ре­ста­ли сме­ят­ься, по­до­шли к шуту по­бли­же… Шутка за­кон­чи­лась тем, что Пор­фи­рий спо­до­бил­ся му­че­ни­че­ской смер­ти за своё про­свет­ле­ние. И было это в дни прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Юли­а­на, про­зван­но­го От­ступ­ни­ком.

    По­сло­ви­цы взяты из за­ме­ча­тель­но­го сбор­ни­ка ев­рей­ских по­сло­виц и по­го­во­рок Алек­сандра Сол­да­то­ва «Из на­род­ной со­кро­вищ­ни­цы».

     

    Михаэль Дорфман
    Sensus Novus

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев