Не очень большой секрет, что один из ведущих теле- и радиожурналистов России Владимир Рудольфович Соловьев не только демонстрирует в русскоязычном медиа-пространстве на протяжении двух с лишним десятилетий классический типаж жестоковыйного еврея, но и является для автора другом. А также образцовым примером того, как цивилизованному человеку следует вести диалог с врагом. Не срываясь на крик, не впадая в истерику, но не давая ему никаких поблажек. И позволяя высказать все то, что не оставит ни у кого ни малейшего сомнения по поводу того, что представляет собой тот или иной персонаж. Не программы, а чистой воды зеркало душ.
Всегда забавно наблюдать за списком претензий публики ко всем тем, кого они слышат по радио или видят на телеэкране. В отношении В. Р. Соловьева основные категории обвинений пикейных жилетов крайне любопытны. К примеру - путинский прихвостень. Притом, что оппозиционные политики и люди с более чем скептической по отношению к действующей российской власти позицией на федеральных каналах высказывают свою точку зрения, пожалуй, только у него. Как и представители самой власти. Опять-таки, ему не упускают случая припомнить, что он еврей, исламофоб, русский националист, против либерального отношения к сексуальным меньшинствам, против леваков, патриот России, западник, шовинист, сексист, сионист, антисионист… и все это в одном флаконе.
То есть, нормальный набор криков всех мыслимых и немыслимых маргинальных групп в отношении нормального Мужика. С большой буквы. Поскольку когда у человека есть не только своя точка зрения на окружающий мир, но и готовность ее отстаивать, - это большая редкость. При том, что он умеет выслушивать чужие мнения, признавать возможность их отличия от его воззрений, и давать возможность людям с этими мнениями спорить с ним или между собой. Хотя рвать на себе волосы по поводу того, как беспросветны перспективы и чудовищна власть, - действительно не его стиль. К оппозиции он относится без трепетной надежды на то, что там все херувимы в светлых одеждах. И стоит их допустить к державе, правилу и кормушке - они будут святее всех святых. Ну, так это самое что ни на есть еврейское. Народ древний, много чего повидали. Все-таки за спиной несколько тысяч лет истории.
Исторический опыт не случайно подсказал евреям формулу «Закон страны - закон». Так как погромов и гонений в «поры перемен» евреи наелись по горло. И если президент не антисемит, и с еврейским государством особых проблем у него нет, чего от него еще хотеть? Чтобы он больше интересовался проблемами евреев и Израиля, чем русских и России? Да не будет этого никогда. И быть не может. Так что спасибо за то, что есть, и пусть не будет хуже. Что Соловьев трезво и отмечает, нимало не греша против истины.
Вообще-то, при ближайшем рассмотрении, он представляет собой совершенно новое явление в российской журналистике. Не просто еврей-журналист. Таких как раз много. И Ноткин, и Познер, и Венедиктов, и кого только нет. Но еврей, который не комплексует, что он еврей. При современности текущего бытия он разбирается в материях, которые, как правило, монополизируют раввины – и не стесняется говорить о Танахе, Талмуде, Галахе и прочих основах еврейской цивилизации с публикой, которая никаких раввинов слушать не будет по определению. Отчего эти понятия теряют в широких российских массах жутковато-мистический ореол, который старательно насаждают антисемиты, становясь тем, чем они являются на самом деле. Для евреев - неотъемлемой частью их древней культуры. Для неевреев - одним из первоисточников христианства и ислама. Малоизвестным миру интеллектуальным продуктом еврейской религиозной традиции, бояться которого нет никаких причин, а познакомиться поближе стоит. И уважать имеет смысл в любом случае. При всей симпатии к еврейским журналистам – коллегам Соловьева, - тут он единственный в своем роде. И польза, которую он этим приносит, колоссальна.
При этом происходит все это не потому, что он что-то пытается пропагандировать или продвигать. А просто человек такой, каков он есть. И демонстрировать себя в этом качестве не боится и не стесняется. Причем, если полагает что-то в еврейской традиции или израильской политике глупым или устаревшим, говорит об этом совершенно открыто. Не пытаясь надуть щеки и изобразить то, чего нет. Отчего, говоря откровенно, российские евреи, имеющие соответствующий опыт по итогам двух с половиной десятилетий контактов с израильскими чиновниками и ортодоксальными раввинами-гастарбайтерами, сильно подустали. А уж неевреи…
Обвинить Соловьева в излишней корректности, особенно в радиоэфире, нельзя никак. Если человек, который в этот эфир прорывается со своим мнением, провокатор или идиот, то он именно так ему и сообщает. Хотя звонить еврею-ведущему с его репутацией и характером с вопросом, не будет ли России легче, «если выгнать из страны всех жидов», не понимая, что он тут же назовет все координаты звонившего, включая номер телефона, и попросит соответствующие ведомства разобраться с антисемитом, может действительно только полный идиот. Автор как-то при таком звонке присутствовал. Было забавно.
Что характерно, никакого формального отношения к отечественной журналистике герой нашего рассказа не имел отродясь. Окончил Московский институт стали и сплавов – как и автор настоящего текста, - только на шесть лет позднее. И преуспел в выбранной им профессии, исключительно базируясь на собственных талантах и привычке к достижению высокого уровня качества во всем, чем ему пришлось в жизни заниматься. Ну, и, понятно, что там была еще еврейская мама – дай ей Б-г здоровья и до ста двадцати! Благо, маму он по-настоящему любит и она того более чем стоит.
Повторим, на российском радио и телевидении - яркие, интеллигентные, умные и тонкие еврейские журналисты. И куда больше нееврейских. Есть брутальные и грубые. Патриоты и космополиты. Либералы и националисты. Сторонники левых идей и правых. Защитники правительства и президента от любых нападок, справедливых или нет, и скептики, которые относятся к ним без малейшего пиетета. Но Соловьев один. Его можно любить и ненавидеть, охаивать или осыпать комплиментами. Но он есть. Имеет прочные позиции и никакие попытки его подсидеть и выбить из эфира не увенчались успехом. Хотя пытались и пытаться будут. Слишком много ног, в том числе высокопоставленных, он оттоптал.
К чему все вышесказанное? Да просто когда пишется этот текст, ему исполнилось ровно полвека. И что по этому поводу может сказать бывший президент Российского еврейского конгресса? Мазлтов, Володя! Бронированный Соловей российского эфира…
NewsWe