Наши праотцы думали не только о собственном духовном развитии или о передаче традиции из поколения в поколение. Как все великие праведники, они прежде всего мечтали о том, чтобы все человечество обрело счастье.
Авраам хотел исправить мир, разъяснив людям, что Б-г – добро, и обязанность человека - быть Его подобием: любить ближних и творить добро. Но ни простые люди, ни уж тем более могучие правители не хотели внять его слову. Оказалось, что добро не входит в мир само собой - для этого нужно изменить весь порядок жизни. Именно поэтому Ицхак избрал другой путь. Он решил, что только сильный властитель сможет заставить людей отказаться от идолопоклонства, искоренит несправедливость и порабощение. Ицхак хотел дать Эсаву, наделенному природной силой, смелостью и пониманием людей, преимущество перед Яаковом, отличавшимся способностями в постижении Торы, чтобы Эсав смог стать властителем, способным повлиять на весь мир. Но Всевышний отверг и этот план, ибо тот, кто не обладает высокой духовностью, не может управлять людьми: его помыслы будут направлены на укрепление собственной власти и на достижение богатства даже в ущерб интересам всех его подданных. Ни учение о добре Авраама, ни попытка Ицхака исправить людей, заставив их поступать хорошо, не принесли успеха. Яаков также постоянно размышлял над судьбами мира и искал пути его исправления. Возможно, есть третий путь?
Когда Яаков был вынужден убежать из дома, он не отправился сразу в Падан Арам, куда велел ему идти отец, а задержался на 14 лет в иешиве Шема и Эвера. Что мог усвоить Яаков у Шема после того, как он прожил всю жизнь рядом со своим дедом Авраамом, превосходство которого признал сам Шем?!
Учение Шема – это учение праведника народов мира о том, как избежать потопа: не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, приносить жертвы Б-гу. Шем был первосвященником всего человечества и приносил воскурения за весь мир на горе Мория, на том самом месте, где его отец Ноах принес жертвы после потопа и успокоил гнев Всевышнего. Увидев, как люди убивают друг друга в кровопролитных войнах, Шем оставил свою высокую должность и ушел в горы, чтобы жить в уединении. Там и нашел его Яаков.
Шем не мог ничего противопоставить испорченности, которая вошла в сердца людей и сделала убийство и разврат общепринятой нормой. И Яаков решает, что общество можно исправить, указав ему путь развития - научить правилам торговли, обработки полей, обустройства жилья. Это направит людей на созидательный путь и заставит их думать о том, как привнести в мир благо, а не как отобрать у другого то, что тот сумел вырастить на своем поле. Т.е. он хотел не убеждать людей и не заставлять их, а незаметно для них самих изменить их образ мышления и указать иные жизненные цели. Мидраш утверждает, что поселившись возле Шхема, Яаков научил местных жителей законам товарообмена, чеканке монет и организовал открытую рыночную торговлю. Дина, вышедшая посмотреть на дочерей той страны, названа "дочерью Леи, порожденной Яаковом". Это объясняет, зачем Дина оставила шатер отца и пошла знакомиться с женщинами соседнего селения: наши праотцы обращались к мужчинам, а праматери - к женщинам, и Дина, подобно своему отцу, хотела познакомиться с хозяйками домов Шхема, чтобы научить их правильно строить семейные отношения и содержать дом. Яакову казалось, что преобразование общества – гораздо более важное дело, чем принесение жертв, поэтому он задержался в Шхеме и не пошел сразу в Бейт-Эль, где обещал принести жертвы Всевышнему по возвращению из изгнания. Но сразу же после похищения Дины и уничтожения жителей Шхема он призывает весь свой стан подняться в Бейт-Эль для принесения жертв.
Исправление мира или хотя бы жителей Святой Земли путем приобщения их к прогрессу не удалось. Яаков упрекает за это Шимона и Леви: кто послушает его после того, как стало известно, что его сыновья карают мечом всех, кто ведет себя недостойно?!
Яаков учил Торе всех своих сыновей, но выученное в иешиве Шема и Эвера он передал только Йосефу, в котором видел человека, призванного продолжить его дело исправления мира. Только Йосефу он разъяснил, как должно выглядеть общество - его внутреннее устройство и экономика, чтобы сам порядок жизни мог в значительной степени исправить людей. И Йосеф, оказавшись в Египте и получив власть, преобразовал весь уклад жизни в стране.
Но Всевышний, отвергший и путь исправления мира, избранный Авраамом, и путь, избранный Ицхаком, отверг также и стремление Яакова исправить весь мир. Человечество не может справиться собственными силами. Для того, чтобы исправиться, люди должны ощутить духовную составляющую бытия: благо придет в мир только вместе с раскрытием Б-жественного присутствия, и начнется это в Храме, построенном народом, прочно обосновавшимся на Святой Земле.
Это не значит, что все усилия были напрасны. Авраам, Ицхак и Яаков – отцы еврейского народа, указавшие ему три направления, в которых необходимо продвигаться: изучение Торы, ее распространение (в какой-то степени) среди других народов и создание справедливого и сильного государства, во главе которого стоит праведный царь, а также всестороннее развитие общества. Если наше стремление сделать лучше наш народ и все человечество не выражается в конкретных делах, не будет и помощи свыше. О возведении Храма мечтал Йегуда – полная противоположность Йосефа. Не случайно Храм, возведенный царем Шломо через 480 лет после исхода из Египта, был построен в уделе колена Йегуды. И Яаков, благославляя сыновей перед самой смертью, отдал предпочтение не Йосефу, а Йегуде, наделив его царским достоинством.
Тора говорит о «Малки-Цедеке, царе Шалема», который выходит навстречу Аврааму с хлебом и благословляет его после окончания «войны с царями» (Берейшит, 14:18-20). Комментаторы Торы пишут, что этот царь – Шем, сын Ноаха.