Давид Левин обновлено February 3, 2011

Категории

Теги автора Давид Левин

Архивы

Обзор статей » Общество

  • Поколение-2011 "пробило стену страха" на Ближнем Востоке

    Политологи оценивают протестное движение в регионе как серьезное испытание для арабского мира, Израиля и США и прогнозируют его разрастание. У молодежи, сотворившей революции в Тунисе и Египте, нет политической программы, потому востребованы опытные политики типа аль-Барадеи. Израиль "дрожит" от мысли, что на место Мубарака могут прийти "Братья-мусульмане", пишут СМИ.

    "Необходимо избавиться от предвзятой идеи о всеобщей "арабской революции", - пишет в газете Corriere della Sera французский политический журналист и философ Бернар-Анри Леви. "Вне всякого сомнения, деспотизм Мубарака столь же отвратителен, как и деспотизм Бен Али. Разве в Египте не говорилось, что единственное место, где можно открыть рот, - это кабинет дантиста?" - пишет автор статьи. Но "Мубарака нельзя сравнивать с Бен Али: он окажет более жесткое сопротивление. Режим Бен Али был полицейским режимом, в то время как режим Мубарака - это военная диктатура. Египетская армия - это не армия Туниса: она породила режим Насера, была опорой Садата, сегодня она - основа не только государства, но и части общества".

    "При этом было бы абсурдным отрицать, что уровень зрелости тунисского народа, его политической культуры, его уровня грамотности намного выше, чем в Египте, - говорится далее в статье. - Наконец, не стоит забывать, что над Египтом тяготеет бремя исламского радикализма: "Братья-мусульмане" в Каире до последнего времени проявляли крайнюю осторожность, но правда и то, что они обладают большим политическим весом и с вечера 27 января принимают участие во всех манифестациях. Таким образом, нельзя недооценивать опасность, что "Братья" воспользуются падением Мубарака, и в перспективе Египет, тяготеющий к государственному фундаментализму, может превратиться для суннитов в то, чем для шиитов встал Иран. Все это означает, что у восставших в Каире два врага: Мубарак и "Братья-мусульмане", - пишет Леви.

    Египта Мубарака больше не существует. Государство у берегов Нила ждут непростые времена. О шести возможных сценариях развития политической ситуации размышляет корреспондент Berliner Zeitung Мартина Доринг.

    "Молодые активисты, поддерживая связь через Facebook и сотовые телефоны, организовали в Египте настоящую революцию. На сегодняшний день малочисленная акция протеста превратилась в народное движение. Лозунги молодежи поддерживают представители практически всех возрастных групп. На этом фоне президенту Мубараку приходится опасаться поддержки оппозиции со стороны традиционно сильных профсоюзов, а также военного руководства, которое уже выразило солидарность с требованиями демонстрантов", - пишет журналистка.

    Существует шанс, что власть возьмут в свои руки военные. Подобный вариант приемлют в основном представители старшего поколения, особенно если он преподносится в качестве переходного. Вопрос только в том, смогут ли военные выстроить гражданский режим, не скатываясь к военной диктатуре, говорится в статье.

    А что касается так называемого "турецкого варианта", когда формируется гражданское временное правительство, а военные выступают гарантом стабильности системы, то, с одной стороны, пишет Доринг, он, несомненно, найдет поддержку на Западе. С другой - стабильность подобной системы будет зависеть преимущественно от того, войдут ли в новый кабинет "Братья-мусульмане". В противном случае не избежать новых беспорядков - и тогда этот сценарий будет наихудшим из всех.

    Вероятность того, что после ухода Хосни Мубарака с поста президента Египта на его место придут силы, в которых доминируют "Братья-мусульмане", приводит израильтян в трепет, пишет The Guardian. В этом случае одним из первых шагов режима, прогнозирует автор статьи Джонатан Фридленд, станет разрыв договора с Израилем - в угоду требованиям тех на площади Тахрир, кто, по сообщениям, скандировал: "Мубарак, убирайся в свой Тель-Авив". Египетские войска больше не будут охранять тоннели у границы с сектором Газа, и "Хамас" сможет импортировать сколько угодно оружия, даже из Ирана. Каир перестанет быть посредником между Израилем и "Хамасом".

    Карта вдруг переменится, и Израиль окажется в исламистском окружении: "Хизбалла" на севере (в Ливане), "Хамас" на западе (в секторе Газа) и "Братья-мусульмане" на юге (на Синайском полуострове). И это еще не все: если Египет аннулирует договор 1979 года, стратегический оплот безопасности Израиля, как и его самосознание в регионе, будут подорваны.

    "Как показали события последних дней в Тунисе, Иордании, Йемене, а также в Египте, ни одна диктатура не может держаться вечно. А если эти режимы ненадежны, с ними нельзя рассчитывать на мир, - пишет Фридленд. - Конечно, соглашения с Анваром Садатом, а затем с Мубараком принесли свои плоды - но гораздо большим вознаграждением был бы мир Израиля с египетским народом, подкрепленный истинным согласием. Такое и только такое соглашение могло бы продержаться долго".

    По мнению политолога Фолькера Пертеса, специалиста по Ближнему Востоку и директора берлинского Фонда науки и политики, молодое арабское население, ставшее движущей силой последних событий в Тунисе и Египте, пробило "стену страха", но не имеет пока своей политической программы. Потому сегодня в стране востребованы такие опытные политики с международной известностью, как Мухаммед аль-Барадеи. Интервью с экспертом публикует австрийская газета Der Standard.

    Как утверждает эксперт, "Братья-мусульмане" практически проспали революцию: они были к ней так же мало готовы, как и сам режим. "Братья-мусульмане" являются популистской организацией, заинтересованной в расширении своего базиса, но не стремящейся любой ценой воплотить экстремистские идеи. Сегодня их исламистские лозунги не востребованы, и поэтому они лишь пассажиры, но не машинисты на этом поезде", - считает политолог.

    В то же время Пертес обращает внимание на особую роль молодого поколения в будущем развитии Египта. "Пока это скорее поколение, а не политическая группа", - считает он. "У них нет программы, они концентрируются лишь на требовании отставки Мубарака. Поэтому многие из них довольны, что существуют такие люди, как аль-Барадеи, способные сформулировать требования. Это поколение в арабском мире в будущем назовут Поколение-2011 - так же, как мы в Европе говорим о Поколении-68". Впрочем, подчеркивает эксперт, это не означает, что подобным образом падут и другие автократические режимы - в Саудовской Аравии или ОАЭ.

    Профессор Центра политических исследований и советник правительства Индии по вопросам международной безопасности, терроризма и контроля над вооружениями Брахма Челлани в интервью El País, оценивая ситуацию в Египте, отметил, что "это очень серьезный кризис для арабского мира и Соединенных Штатов". "Это бунт улицы, в котором молодые люди выплескивают свое отчаяние и ненависть против дворцов, где прячутся правящие ими тираны", - сказал эксперт, причем "улица настроена антиамерикански, а дворцы пользуются поддержкой Соединенных Штатов".

    В то же время Челлани указал, что речь не идет о восстании мусульман против Запада. "Арабский мир переживает политический подъем, в основании которого - возмущение коррумпированными правителями и пропастью между властью и молодежью, не имеющей будущего". Челлани убежден, что "противостояние улицы и дворцов распространится по Северной Африке и Ближнему Востоку и дойдет до Пакистана". "Через 10 лет протесты изменят лицо деспотических режимов. С большинством из них, включая саудовскую монархию, будет покончено", - заявил эксперт.

    "В такой взрывоопасной обстановке у правящих династий мало шансов выжить, - полагает Челлани. - Деспотизм - это скороварка без предохранительного клапана: как только внутри начинается кипение, взрыв уже не предотвратить. Выхода нет. Демократия, напротив, имеет предохранительный клапан, через который можно спустить пар возмущения".

     

    Перевод InoPressa

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев