«Все вы стоите сегодня перед Б-гом Всесильным вашим… чтобы вступить… в союз с Б-гом Всесильным твоим и в клятвенный договор с Ним, который Б-г Всесильный Твой заключает с тобою ныне. Дабы поставить тебя народом Себе, а Он будет тебе Б-гом… И не с вами одними заключаю я (Моше) союз сей и клятвенный договор сей, но и с теми, кто стоят здесь с нами перед Б-гом Всесильным нашим и с теми, кого здесь нет ныне с нами» (Дварим 29:9-14).
Эти слова обращены к поколению, которому предстояло завоевать землю Израиля. Но не только к ним обращены слова Моше, но и к их потомкам - к тем евреям, которых не было в ту минуту среди народа, и им только предстояло родиться. И, следовательно, эти слова призывают и нас стать народом и заключить союз с Б-гом. Этот клятвенный договор, о котором идет речь, можно заключить, только войдя в землю Израиля, так как он представляет собой документ, устанавлмвающий связь между Б-гом и народом. А народ – это общность людей, объединенных общим происхождением и верой, и живущих на одной земле. В нашем случае – на святой Земле. Одна из особенностей этого договора заключается в том, что после того, как мы заключаем его, обещав «осуществить все слова Торы этой» (Дварим 27:26) и идем заниматься своими делами – мы не имеем права забыть ни на минуту, что везде, где бы мы ни находились – мы стоим перед Б-гом.
Как народ может обрести Б-га?
Для того чтобы у народа был Б-г, нужно, чтобы народ был народом. И пока мы не ощущаем себя единым народом, у которого есть своя вера, своя земля, свой язык, своя культура, нам самим трудно поверить, что Б-г с нами и еще труднее доказать другим, что мы – народ Б-га. Пока миллионы евреев остаются за пределами родины и служат чужим народам, создавая их науку, культуру и экономику, используя дарованные им Свыше силы, чтобы укреплять и вооружать наших идеологических противников и прямых врагов, трудно рассчитывать на то, что весь мир скажет: «Как мудр и разумен народ этот великий» (Дварим 4:6). Пока мы все не соберемся на святой Земле, наши способности – в духовной и материальной сферах – не станут свидетельством того, что наша мудрость и наши силы сверхъестественны, имеют Божественное происхождение и указывают на то, что Б-г с нами. Пока тысячи евреев в Израиле не хотят понять, что перед нами стоит задача стать народом на своей земле, а, следовательно, существует необходимость решать национальные проблемы – оборона, образование, развитие технологий, развитие искусства и литературы, основанных на нашей традиции - трудно предполагать, что мы сделаем существенные шаги в сторону прихода Машиаха. Речь идет не о том человеке, который приедет на осле и, помахав пальмовой веточкой, устроит всеобщее благоденствие. Такой уже был. (Правда благоденствия не устроил, а только обещал мир во всем мире)… Приход Машиаха - это создание царства Израиля, живущего по законам справедливости, заботящегося о неимущих, распространяющего знание Торы в народе, и потому притягивающее к себе Божественное благословение.
Что значит «стоять перед Б-гом»?
«Все вы стоите сегодня перед Б-гом Всесильным вашим…» Стоять перед Б-гом – быть свободным человеком, не бояться бороться с врагами, жить на своей земле, защищая ее границы и право на нее, даже, если весь мир восстает против тебя. И не случайно «стоите сегодня перед Б-гом» относится ко всем поколениям, как сказано «кто стоят здесь с нами… и с теми, кого здесь нет ныне с нами». И тот, кто стоит перед Б-гом, не должен бояться никого. Страх – нарушение заповеди, как сказано: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы, народ, который многочисленнее тебя, не бойся их, ибо с тобою Б-г Всесильный Твой» (Дварим 20:1). Но ведь не только выходя на войну нельзя бояться. Нельзя бояться никогда. Никогда нельзя принимать решения из страха, исходя из того, что кто-то угрожает тебе, оказывает на тебя давление. Разве можно отдавать землю, которой Б-г велел тебе овладеть? Разве можно запрещать евреям строить на земле, которую Б-г даровал им, из-за того, что это вызывает недовольство наших противников?
Раскаяние и возвращение
Тора призывает к раскаянию: «И будет, когда сбудутся для тебя все слова эти – благословения и проклятия, которые изложил я (Моше) тебе, то прими это к сердцу твоему в среде всех народов, куда забросил тебя Б-г Всесильный твой. И обратишься ты к Б-гу Всесильному твоему, и послушаешь гласа Его Во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои, всем сердцем и всею душою. Тогда возвратит Б-г Всесильный твой изгнанных твоих, и смилостивится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Б-г Всесильный твой. Даже, если будут заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Б-г Всесильный твой, и оттуда возьмет тебя» (Дварим 30:2-5).
И главное раскаяние в том, чтобы отбросить рабство и почувствовать себя свободным человеком. Свобода – подобие Б-гу, а рабство проникает в душу незаметно, и потом очень трудно очистить ее. Раб не может приблизиться к Б-гу: в духовном мире близость измеряется подобием: похожие - близки, а разные по своим свойствам – далеки друг от друга. Так как же раб приблизится к Тому, Кто не зависит ни от кого?
То же самое относится и к народу. Раскаяние народа – обретение им свободы на своей земле. И об этом сказано: «И возьму вас из земли народов, и соберу вас изо всех стран… и соберу вас на вашей земле… и выплесну на вас воды очищающие, и очиститесь от всякой скверны вашей… и дам вам сердце новое, и новый дух вложу в вас… и будете жить в земле, которую я дал вашим отцам. И будете Мне народом, а Я буду вам Б-гом» (Йехезкиэль 36). Если народ обретет свободу, то все сыновья Израиля захотят изучать Тору, одевать тфилин, сидеть в суке и исполнять другие заповеди. Так как только страх перед врагами препятствует тому, чтобы ощущать себя стоящим перед Б-гом.