В то время как дипломатические попытки добиться от Ирана притормаживании его ядерной программы далеки от успеха, сближение администрации Обамы с иранским руководством, начавшееся с тайных контактов ещё весной 2013, идёт полным ходом.
Причём не только по официальным каналам. Лишь в прошлом месяце президент Ирана Хасан Роухани, посетивший Нью-Йорк для участия в Генеральной ассамблее ООН, провел ужин с элитной группой бывших американских чиновников, среди которых были три бывших американских советника по национальной безопасности — Сэнди Бергер, Брент Скоукрофт и Стив Хэдли, а также бывший госсекретарь Мадлен Олбрайт.
Организатором встречи, как сообщило сетевое издание "Аль-Монитор", стал отставной американский дипломат Уильям Лойерс, директор так называемого "Иранского проекта" — неправительственной организации, декларирующей своей целью содействие дипломатическим решениям между Соединенными Штатами и иранским правительством. Эта примечательная структура была основана в 2002 году Ассоциацией содействия ООН в США, как раз тогда, когда её возглавлял Лойерс, а также Фондом братьев Рокфеллеров, известным своей финансовой поддержкой организаций, лоббирующих демонизацию Израиля и выступающим с резких антисионистских позиций.
Сам Лойерс служил при президентах-демократах Кеннеди и Джонсоне в Москве, возглавляя отдел Госдепартамента по отношениям с Советским Союзом. И, как сообщил изданию "Аль-Монитор" президент Фонда братьев Рокфеллеров Стивен Хайнц, Лойерс использует для развития отношений между США и Ираном дипломатический опыт, накопленный в работе с Советским Союзом во время холодной войны.
Успехи американской дипломатии в сдерживании советской экспансии в те годы (1962-1965 годах) сами по себе являются большим вопросом. Но ещё более сомнительной кажется перспектива развития сотрудничества между администрацией США и нынешним руководством Исламской республики Иран, поддерживающим тоталитарный и жестокий режим в собственной стране и дестабилизирующим через своих сателлитов не только ближневосточный регион, но и ситуацию в ряде стран Африки и Южной Америки.
Тем не менее, доклад, подготовленный Лойерсом и его коллегами в рамках "иранского проекта", ратует за усиление сотрудничества США и Ирана, увязывая борьбу с террористами "Исламского государства" и стабилизацию обстановки в Ираке и Афганистане с продвижением долгосрочного ядерного соглашения.
И похоже, что именно это направление — сближение с Ираном и уступки в ядерных переговорах в обмен на региональное сотрудничество — рассматривается Бараком Обамой как наиболее перспективное, вызывая недоумение в Иерусалиме, Каире и Эр-Рияде. Что же касается Тегерана, то там подобное развитие ситуации, очевидно, вызывает большое воодушевление.
В ту же схему, вероятно, укладывается и интенсивная череда провокаций, инициированных буквально в последние дни против Израиля на ливанской границе наиболее опасным иранским сателлитом в регионе — "Хизбаллой".
В воскресенье группа вооружённых людей попыталась проникнуть в Израиль со стороны Ливана, но отступила, встреченная огнём солдат Армии обороны Израиля. По оценкам официальных армейских источников, нарушителями являлись боевики "Хизбаллы", одетые в форму солдат ливанской армии.
Значительное сближение ливанских сил безопасности и "Хизбаллы" в последнее время отмеченное Израилем, особенно тревожно в свете намерений Барака Обамы обеспечить ливанскую армию современными видами вооружений, по крайней мере часть из которых с большой вероятностью окажется в руках "Хизбаллы".
И если в организации неудавшегося теракта "Хизбалла" признаваться не стала, то за два взрыва, произошедших во вторник на горе Дов, в первом из которых было ранено два израильских военнослужащих, террористы с гордостью взяли на себя ответственность, сообщив об этом через принадлежащий "Хизбалле" телеканал "Аль-Манар".
Гора Дов, расположенная на стыке границ Израиля Сирии и Ливана — это один из отрогов Хермонского кряжа, отбитого у сирийцев в ходе Шестидневной войны. После того, как Израиль отступил в 2000 году со всей территории, принадлежащей сегодня Ливану, "Хизбалла" заявила, что, гора Дов, является частью Ливана, и таким образом обеспечила себе предлог для продолжения антиизраильской деятельности.
Действия "Хизбаллы", нагнетающей ситуацию на границе с Израилем, кажутся странными, учитывая то, что значительные силы организации, до трети состава, по оценкам израильского журналиста Бена Каспита, сейчас задействованы в Сирии и Ливане против боевиков "Исламского государства". Трудно представить, что "Хизбалла" заинтересована сейчас в развертывании полномасштабной войны с Израилем, в ходе которой, по словам начальника Геншатаба израильской армии Бени Ганца, сказанным всего несколько дней назад в интервью накануне Судного дня, на Ливан ляжет вся полнота ответственности за "Хизбаллу" и он "будет отброшен на 70-80 лет назад".
Скорее, провокации ливанских террористов могут быть частью иранской игры, укрепляющей влияние персидского гегемона. Наблюдая, как администрация Обамы намеренно создаёт конфликт с Биньямином Нетаниягу, то обрушиваясь с беспрецедентной критикой за строительство в столице страны, то отрицая очевидное подобие между ХАМАСом и "Исламским государством", озвученное израильским премьером, иранские лидеры пришли к выводу о целесообразности разогревания израильско-ливанской границы.
Это не только попытки вновь актуализировать антиизраильские настроения, подзабытые в регионе, сотрясаемом кровопролитными действиями террористов "Исламского государства". На фоне возникшего напряжения в отношениях с американской администрацией возможная угроза очередной войны с "Хизбаллой" серьёзно ослабляет позиции израильского руководства, поскольку только США в случае начала войны способны обеспечить политическую и военную поддержку еврейскому государству.
Другими словами, форсируя сближение с Тегераном и одновременно создавая конфликт с Иерусалимом, Барак Обама подстёгивает Иран к активизации "Хизбаллы", которое в любой момент может легко перерасти в новую и очень опасную войну.
Источник публикации