Рав Ури Шерки Израиль Один из выдающихся современных раввинов Израиля, глава ивритского отделения института «Махон Меир» обновлено May 31

Категории

Теги автора Борис Гринберг

Архивы

Обзор статей » Еврейская традиция

  • С еврейской точки зрения: Шестидневная война

    Я полагаю, что всем известно что такое "Шестидневная война": 1967 год, наша страна была маленькой, окруженной врагами со всех сторон. Господь сделал так, чтобы мы победили в короткой схватке, длившейся 6 дней. Наши солдаты, милостью Всевышнего, заняли плато Голан, Иудею, Самарию, Иерусалим, Сектор Газы, Синайский полуостров вплоть до Суэцкого канала. Все это наделало много шума в мире. 
     
    Страх новой Катастрофы, вселившийся в евреев перед войной заставил евреев в Израиле пойти на беспрецедентный в истории сионизма шаг - было создано Правительство Национального Единства, в которое вошли все основные политические силы Страны... Единство подарило нам Праздник - День Иерусалима, который мы празднуем сегодня. В этот день в 1967 году наши войска освободили Старый Город и Храмовую Гору. Я бы хотел рассказать вам сегодня об универсальном значении этого Праздника, который мы празднуем каждый год 28 ияра. 

         Возвратив себе Иерусалим, евреи встали на "позицию силы". В этом - отличие Дня Независимости от Дня Иерусалима, отличие Войны 1947-49 гг от "Шестидневной войны". 
    Война за Независимость понималась в мире всеми - евреями и неевреями - как отчаянная попытка разгромленного народа, только что пережившего Катастрофу, спастись на отведенной ему территории в Палестине. Все последующие 19 лет Израиль для мира не был "новостью номер один". Даже для евреев: им, конечно же было приятно, что где-то там есть государство, где евреи спокойно и независимо живут, несмотря на "федаюнов" и операцию "Кадеш". Израиль отвечал стандартам государства-убежища. Определения Израиля делалось методом отрицания: "Это государство, где НЕ убивают евреев". После 1967 года все полностью перевернулось. Произошло важное изменение в общемировом сознании: Израиль не только защищается, но и атакует, расширяется, кусается. Израилю, оказывается, есть что делать в Палестине и есть что показать миру. Этого нам не прощают до сих пор. Вся политика Израиля с тех пор и до сегодняшнего времени - определяется той войной. 

         Сказал Йешаяhу: "На гору высокую взойди, вестница Цийона!"[1] - что такое "гора"? 5-е ияра[2] ("нотарикон" - hей-рейш, haр - гора)[3] "Возвысь мощно голос твой, вестница Йерушалаима! "[4] - "мощно" - "коах" - каф-хет - 28 - 28 ияра - День Иерусалима. Пророк, говоря о Иерусалиме, упоминает "СИЛУ". В "Шестидневной войне" мы показали "СИЛУ", не отчаянную оборону своего дома, но СИЛУ, с которой мы ЗАХВАТЫВАЕМ. Я сейчас объясню... 

         Шестидневная война была ярким примером "ТАНАХического АКТА". В середине 20-го века произошло ТАНАХическое событие. 
    Конечно, можно сказать, что и создание Государства Израиль было "ТАНАХическим событием" - "И возвращу Я изгнанных народа Моего, Йисраэйля, и отстроят они опустевшие города, и поселятся в них"[5], но не в такой мере: Иерусалим остался неосвобожденным, а когда нет сердца - нет и главного. Можно сказать, что до "Шестидневной войны" Государство Израиль было "прибрежной полосой", с песчанными или осушенными землями, которые никому, кроме евреев, не были нужны. Вот там-то и согласились народы, чтобы евреи и проживали, никому не мешая... Но как только евреи "поднимаются на холмы", на древние ТАНАХические холмы Самарии и Иудеи (и тем более Иерусалима), они, евреи, оказываются в качественно новой ситуации - в ситуации народа, возвращающегося на свою землю, на землю, где происходило действие историй, рассказанных в ТАНАХе. Это вызывает ВОПРОСЫ... 

    1) ЕСЛИ В СЕРЕДИНЕ 20-го ВЕКА МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ТАНАХическое СОБЫТИЕ, ТО м.б. ТАНАХ - правда? ТАНАХ - правда - потому, что его события продолжаются до сих пор? 

    2) Еще более "скандальный" вопрос: Может быть именно ЕВРЕЙСКОЕ прочтение ТАНАХа - верное? Теологическая проблема христиан и всего "цивилизованного мира", т.е. – мира, находящегося под влиянием христианства... 

         Когда выясняется, что Народ ТАНАХа возвращается в Землю ТАНАХа - вопросы неизбежны, т.к. множество центрально-значимых стереотипов рассыпаются! Человечество вдруг сталкивается с фактом, который игнорировали веками, что его история - ТАНАХическая. Неевреи находились в позиции "ожидания" по отношению к евреям. Кто помнит войну 1967 года, тот знает - в те дни господствовало ощущение того, что "произойти может все, что угодно" - Машиах может прийти, Храм может спуститься с Небес - от евреев ожидали многого... И до сегодняшнего дня, можно сказать, неевреи говорят нам (их подсознание говорит нашему): "Вот вы, евреи, наделали дел, столько шума... вы разбили наши привычные мифы... наверное, это признак того, что вам есть что нам сказать? И что вам есть нам сказать? С 1967 года вы нам ничего не говорите!" Все это создает сильное душевное неудовлетворение у народов мира. Они, поэтому, говорят нам сейчас открыто: "Если вам нечего нам сказать после всего, что вы сделали - то вы просто лжецы! Эта земля - не ваша, верните ее 'палестинцам'!" 

         Есть огромная разница между "прибрежной полосой" и теми территориями, которые мы удостоились захватить во время "Шестидневной войны". И не только потому, что это те же холмы, на которых происходили события, описанные в ТАНАХе! Мы оказались не территориях, которые являются частью "Средиземноморского ландшафта" - потому, что на них находятся АРАБЫ. Перед нами фронтальное столкновение с культурой, не являющейся европейской. Евреи оказались среди данного ландшафта... И вопрос: евреи - часть этого ландшафта или нет? Если да (т.е. мы сами по себе относимся к Средиземноморью, а не просто "европейцы, сбежавшие от других европейцев"), то получается, что и арабы - ЧАСТЬ НАШЕГО ЛАНДШАФТА! 
    Все это очень и очень ПУГАЕТ - особенно тех кто не хочет быть "азиатом". Сегодня у нас многие хотят быть "европейцами". И когда кто-то говорит, что евреи относятся к "Ближневосточному пейзажу", т.е. к пейзажу с арабами, - эти "многие" возмущенно восклицают: "Еще чего?! Не бывать этому! Вернуть 'территории' немедленно! Поставить забор и не пущать! Я не хочу их видеть и знать, что я НЕЕВРОПЕЕЦ..." 
    Это - более или менее - параметры "шока Шестидневной войны". 

           
    * * *



         Освобождение Иерусалима, Иудеи, Самарии, Газы, Голан и Синая - событие СИЛОВОЕ. Можем ли мы быть солидарными, любить СИЛУ(коах)? 
    "Сила более подходит для гоев!" - говорят... :-) "Но мы, евреи?! Что-то будем решать СИЛОЙ?!" :-) 
    Мы уже много лет как забыли, что у нас есть сила. 2000 лет Галута мы привыкли к "духовным воздействиям", не к силе... 
    За несколько дней до начала "Шестидневной войны" в Иерусалиме прошел военный парад в честь Дня Независимости. В некотором смысле, это был смелый шаг, ибо этим Израиль нарушал обещание, данное ООН, не вводить в Иерусалим "слишком большие военные силы". На парад не пришел ни посланник ООН в Иерусалиме, ни послы "дружественных стран". Мы были одни. Без гоев. Сказал рав Ц.-Й. Кук:"Сломали мы ярмо народов, повешенное на нас". Мы сейчас - сами по себе. Где? В Иерусалиме. ПОКА В ЗАПАДНОЙ Его части, конечно... Итак, рав Цви-Йеhуда Кук послал всех учеников своей ешивы смотреть парад. Ибо сказано: "И скажешь ты в сердце твоем: СИЛА моя и мощь руки моей составили мне все это богатство"[6] - Тора говорит нам: "Восхищайтесь силой"… 
    Но почему бы вам не сказать мне, что процитированный стих из Торы сказан в ОТРИЦАТЕЛЬНОМ контексте? 

         Несколько лет назад мне довелось выступать перед христианскими священнослужителями. Они попросили меня изложить мою т.з. на "религиозный смысл Дня Независимости Израиля". Я им объяснил, что нет никакого "религиозного смысла" в Дне Независимости. И что нет никакого "религиозного смысла" в праздниках Песах, Шавуот, в Шабате и заповедях иудаизма. Ибо иудаизм - не религия, а Нация. 
    Аврааму не было сказано "Сделаю тебя Великой Религией". Ему было сказано "Сделаю тебя Великим Народом"[7] . 
    Другими словами - мы Нация. И Национализм у нас - святое дело. 
    Христианские священники были потрясены. Они верят в ТАНАХ, но читают его "религиозным" способом - не "национальным", как мы. Монахи стали искать в ТАНАХе подтверждения своему несогласию со мной. Они привели мне эту же цитату - "И скажешь ты в сердце твоем: СИЛА моя и мощь руки моей составили мне все это богатство" - и сказали: "Это ли не предостережения, сделанное Господом против 'национализма', т.е. 'восхищения силой'?" 
    И еще они сказали мне: 
    1) А не надо ли подождать Машиаха, который спустит Храм с Небес? 
    2) А как быть с тем, что это государство нарушает Шабат, законы скромности? 
    И так далее. В общем - все то, что я привык слушать не от христиан, а от представителей другой религии. Но сейчас я хоть понял - откуда все идет... ;-) 

    Я попросил принести мне ТАНАХ, чтобы вместе с монахами прочитать что же там написано... Я открыл книгу и начал читать. Книга "Дварим", недельная глава "Экев": 

         "Ибо Господь, Б-г твой, ведет тебя на землю добрую, землю потоков водных, родников и источников, выходящих в долине и на горе; (На) землю пшеницы и ячменя, и винограда, и смоковницы, и гранатовых яблок, (на) землю елейных олив и меда; (На) землю, где не в скудости есть будешь хлеб, не будешь иметь недостатка ни в чем; (на) землю, чьи камни железо, а из гор ее высекать будешь медь. И будешь есть и насытишься, и благословлять будешь Господа, Б-га твоего, за землю добрую, которую Он дал тебе."[8] 

         Я обращаю ваше внимание на два слова: "будешь есть и насытишься" ("ве-ахальта ве-саваата"). Что здесь написано? Еда и насыщение - хорошо или плохо?! Хорошо. Это - часть дающихся благословений. 
    Читаю еще два стиха: 

         "Берегись, чтобы не забыл ты Господа, Б-га твоего, не соблюдая Его заповеди и правопорядки Его, и Его законы, которые я заповедую тебе сегодня. А то, (когда) будешь есть и насытишься, и дома добрые построишь и поселишься,"[9] 

         А здесь - "будешь есть и насытишься" - хорошо или плохо? 

         "И крупный и мелкий твой скот размножится, и серебро и золото умножится у тебя, и все, что у тебя, умножится, И высокомерным станет сердце твое, и забудешь ты Господа, Б-га твоего, Который вывел тебя из земли Мицраима, из дома рабства; "[10] 

         Итак - "будешь есть и насытишься" - действия положительные, если цель и результат - положительные. Если результат - "и благословлять будешь Господа", то действия эти - положительные. Если результат - " и забудешь ты Господа", то действия эти - отрицательные. Пока все ясно? 
    Продолжаем: 

         "И скажешь ты в сердце твоем: Сила моя и мощь руки моей составили мне все это богатство. И помнить будешь Господа, Б-га твоего,..."[11] 

         Это значит, что результат - "силы" - положительный! 

         "Сила моя и мощь руки моей составили мне все это богатство" - это чистая правда. Кто осушил здесь болота? 
    "И помнить будешь Господа, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу составить богатство, чтобы исполнить завет Свой, о чем клялся Он твоим отцам, как сей день"[12] 

         Так этот отрывок комментировали и РАН[13], и рабби Ицхак Абрабанель и др. Этот отрывок говорит нам следующее - как сказал рабби Ицхак Абрабанель: "Тора не отменяет инструменты". Инструменты - это "Сила моя и мощь руки моей". Но только, если "помнить будешь". А если "забудешь", то... 
    Этот инструмент мы и использовали в 1967 году. 

           
    * * *



         Давайте резберемся: в чем значение решения "применить силу"? 
    Есть мнение, что использование силы - запрещено, т.к. "аморально", "не показывает никакого морального превосходства". 
    Это появляется уже у РАШИ, в самом начале его комментария к Торе: 
    "Сказал раби Ицхак: "Надлежало бы начать Тору со (стиха) "Этот месяц для вас – глава месяцев" [Шмот 12:2], который является первой заповедью, данной (сынам) Исраэля. Почему же (она) начинается с בראשית (с "берешит" – "Сотворения мира" )?"[14] 
    Уже одно это предложение порождает миллион вопросов. Что значит "Надлежало бы начать Тору со (стиха)"? Откуда ты знаешь с чего надо было начать Тору?! Раби Ицхак, при всем нашем уважении к нему, - всего лишь человек. Всевышний дает нам Тору и Он лучше нас знает, откуда начинать... Почему рабби Ицхак думает, что знает, откуда Всевышний должен начинать Тору? Ответ очень ясен: потому что рабби Ицхак - ПОЛУЧАЕТ Тору. Он - "получатель". 
    Бог дал Тору евреям, поэтому надо принимать во внимание духовную конституцию получателя. Получатель хочет знать - что с текстом делать ПРАКТИЧЕСКИ. Т.е. - мицвот("заповеди"). Если практических указаний нет - зачем нам метафизические данные? Мы же не греческие философы? Для греческого философа вопрос "Как создан Мир" очень интересен, но мне, еврею - какое мне дело до метафизики без практического результата?! Поэтому: "Почему же (она) начинается с Берешит?" 
    РАМБАН писал, что "В начале(Берешит)" понять невозможно, ибо невозможно понять чего-то, если не знаешь ЧТО этому предшествовало. Для чего же надо начинать в "Берешит"? 

      - Вопрос зрителя web-трансляции: "Восточный Иерусалим не в нашей власти..."  
      - Сегодня Восточный Иерусалим находится в нашей власти. это интегральная часть Государства Израиль согласно законам Кнессета. Там есть проблемы? Покажите мне место, где их нет. 

         ОК, я возвращаюсь к РАШИ. Он пишет, что причина того, что Тора начинается с Берешит - лежит в сфере политики: 

         "Ибо если скажут народы мира ..." - значит Тора написана для народов мира. Дана евреям, но построена и сформулирована как "ответ гоям", - отсюда и универсальный характер Торы... Это подтверждает еще и тот факт, что ТАНАХ легче найти в церкви, чем в ешиве...;-) 

         "Ибо если скажут народы мира Исраэлю: "Разбойники( листим ) вы, ..." - РАШИ использует слово "листим"(разбойники) - не "ганавим" или "газланим" (воры). 

         "Ибо если скажут народы мира Исраэлю: "Разбойники вы, захватившие земли семи народов..." - претензия к нам, значит, такая: мы - "разбойники" (листим), которые "захватили". Что же это получается? Из-за претензий народов мира к нам - должно быть записано в Торе, что мы "белые и пушистые". Непонятно! Речь идет о народах, которые верят Торе или нет?! Если речь о народах, которые НЕ верят Торе, то сколько бы там ни писали, что Эрец-Исраэль - наша, толку будет мало. Eсли речь о народах, которые ДА верят Торе, то в чем проблема? Тора полна указаний на то, что Эта Земля - наша. Причем здесь "Берешит"? Некоторые утверждают, что "РАШИ писал все это не для гоев, гои РАШИ не читают - он писал это для евреев", чтобы евреи сами знали, что эта земля - их. Интересно, но неправильно. Почему? РАШИ пишет дальше: "... если скажут народы мира Исраэлю: ‘Разбойники вы, захватившие земли семи народов’, то (сыны Исраэля) скажут им(народам мира):..." - написано для народов мира! 

         Еще один момент: совершенно неясно зачем РАШИ "забивает гол в свои ворота", приводя стих “силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен”[15]? РАШИ приводит стих, говорящий, что эта земля принадлежит "народам мира"? Вам понятна проблема? Понять РАШИ трудно. Но можно. 

         Народы мира не говорят нам "Эрец-Исраэль - не ваша земля". И речь здесь идет о гоях, которые верят Торе, т.е. - о христианах. Христиане заявляют: "Разбойники вы!" Другими словами - "земля эта - ваша, но зачем вы используете насилие для ее захвата?! Кто вам позволил? Вы должны были ждать, пока Бог не даст ее вам на серебряном подносе." 
    Все - в точном соответствии с их теологией! Они считают, что у человека нет того, что мы называем "зхут"(заслуга). Делай что хочешь, но с первородного греха и по сей день ты - грешник и преступник. Только "высшая божественная милость" может тебя спасти. Все твои приобретения - только "милостью божьей". Поэтому мы, евреи, - "разбойники". Кстати, христиане до сих пор считают, что Эрец-Исраэль - собственность еврейского народа, которую евреи потеряли, но отбирать назад не имеют права. Таким образом, "6-ти дневная война" перевернула всю христианскую теологию... Перечитайте воспоминания Голды Меир о ее встрече с римском понтификом. 

         Где в главе "Берешит" сказано, что мы можем использовать силу? 

         "И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее("кившуhа"), ..."[16]- т.е. Бог не дает нам все готовое, только из Милости Своей(как считают христиане), но предоставляет нам возможность действия (покорение, оккупация, "кибуш") - это уже совсем другая теология... 
    Поэтому, цитирование РАШИ Теhилим - “силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать("латет", "матана") им владение("нахала") племен”[17] - понимаем так: "владение" здесь - "нахала", слово означающее, что племенам эту землю передали во владение - они - пассивные получатели. Нам же Бог "дает"("латет") ее, дарит, а при этом действии необходим "киньян" - некое активное действие со стороны получателя. 
    Говоря о "Шестидневной войне", таким образом, следует помнить и понимать фон, смысл и психологическое (и теологическое!) значение этого события, которое означает не только "на нас напали, а мы им показали откуда уточка писает". Все намного глубже. 
           
    * * *


         До "Шестидневной войны" иудаизм в мире никем не принимался в расчет. После 1967 года иудаизм стал объектом изучения и интереса. Люди задаются вопросом: "А что иудаизм говорит по конкретному поводу?" 
    Такое вот общечеловеческое культурное явление... Понятие "иудео-христианская цивилизация, культура" было известно в философских кругах давно - до 1967 года - это точно. Вопрос такой: что имели в виду те, кто использовал это выражение - "иудео-христианская культура"? Знаете? Нет? 
    Они имели в виду христианство и больше ничего. Предполагалось, что иудаизм - это "древняя черновая копия христианства", копия возникшая до оригинала. 
    Эта "черновая копия" т.с. "удалась". Как? Она превратилась в христианство. И никому в мире не приходило в голову сказать, что иудаизм может сказать миру нечто отличное от христианства. 
    Все, что иудаизм сказал - он сказал посредством христианства - Талмуд, РАШИ и т.п. - никого не интересуют... Любой нееврейских философ считал, что т.к. он специалист в христианстве - он уже поэтому является специалистом в иудаизме. Это столетиями вбивала в голову христианская церковь. 
    В 1967 году мир перевернулся. В нем стали интересоваться иудаизмом, "мнением Талмуда" и т.д. Наши уста стали приоткрываться. 
    Сказал об этом царь Шломо: "мудрость бедняка презирают и слов его не слушают"[18] 
           
    * * *

      - Вопрос зрителя web-трансляции: "В чем заключается удовольствие от оккупации другого народа?! Нельзя обойтись без этого?!"  
      - Нет в этом никакого удовольствия, но надо возвращать отобранное у тебя. Мы не хотим властвовать над кем-либо, мы хотим быть сами с собой. Но, в то же время, мы должны понимать значения нашего противостояния с арабами и с Западом. Что Святой, благословен Он, хочет нам сообщить, ставя нашими врагами арабов? Но это - не наша тема сегодня... 

         
    * * *

    Сартр боролся с антисемитизмом оригинальным способом: он писал, что антисемиты врут, говоря об "особенности евреев" - нет никакой особенности, евреи не просто такие же, как все, - их вообще не существует.
    "Евреи - это фикция, придуманная антисемитами!"
    , - писал Сартр. Писал он это в 1947 году, т.е. сразу же после Шоа, в которой плохие немцы признавали существование евреев и, поэтому, хотели их уничтожить. После "Шестидневной войны" такие мысли стали попросту невозможны на Западе. И Сартр перед смертью сказал, что ошибался , не признавая существования "особенностей" евреев, и их особого предназначения. 
         
    * * *

      - Вопрос зрителя web-трансляции: "Но ведь есть христианские течения, которые поддерживают возвращение евреев в Эрец-Исраэль..." 
      - Они поддерживают возвращение евреев в Эрец-Исраэль потому, что евреи возвращаются в Эрец-Исраэль. Видимо, это некий тип теологического объяснения... :-) Я несколько раз выступал перед евангелистами и всегда им говорил: "Вы любите не меня, а Ешу - через меня". 
         
    * * *


         У "Шестидневной войны" есть еще один аспект: революция еврейского сознания... Не только гойского...:-) У нашего народа есть как минимум два имени: "Яаков" и "Исраэль". Наш третий праотец звался иногда Яаков, иногда - Исраэль. "Яаков" - это имя нашего народа, когда мы слабы, т.е. мы - в Галуте. "Исраэль" - когда мы сильны, т.е. мы - в Эрец-Исраэль. Можно сказать, что в Галуте мы - религия. В Эрец-Исраэль мы - Народ. 1800 лет, с момента разрушения Храма и до создания Государства, мы как-бы "прикидывлись", что являемся религией. Поэтому, когда говорили о еврействе, его ставили в один ряд с исламом, христианством, буддизмом. Но мы - не религия, мы - Народ. 

         С появлением сионистского движения, стали слышны голоса (в основном секулярные), призывающие: "Пришло время опять стать Исраэлем!" 
    Им в ответ сказали сторонники Янкева: "Что?! Кому это надо?! Национализм?!" 
    Начался спор между харедим и секулярными сионистами о том, "кто есть еврей"... 
    Война за Независимость стала победой сторонников Исраэля. Сторонники Яакова остались в стороне. 

         Плохой израильский писатель по имени Амос Оз однажды выступал перед поселенцами в Офре. Он сказал, что ДО 1967 года мир для него был ясен: "Мы были - 'ребята в дубонах'[19], прошедшие армию. Мы этим гордились. Мы знали о существовании 'других людей', не носивших дубоны, но носивших одежду черного цвета и живущих в изолированных кварталах. Эти люди не хотели быть частью нас, не хотели идти в армию и хотели чтобы мы в Субботу не ездили на машине через их квартал. Все было ясно: мы здесь - они там..." - на языке Торы это означает "Яаков и Исраэль были отделены друг от друга" :-) 
    В 1967 году произошло нечто: совершен "ТАНАХический АКТ" с помощью секулярного ЦАХАЛа. И здесь т.с. “возникают вопросы”... :-) 
    Секулярный еврей спрашивает: "МЫ совершили ТАНАХический акт? Не может быть!" 
    Религиозный еврей спрашивает: "ОНИ совершили ТАНАХический акт? Не может быть!" 
    Может быть Святой, благословен Он, хочет соединить Яакова с Исраэлем? 

         Продолжает Амос Оз: "Через несколько лет я увидел, как 'Гуш-Эмуним' поднимаются на холмы Самарии В МОЕМ ДУБОНЕ! Я почувствовал, что у меня украли страну..." 

         Это чувство, выраженное в такой ясной и грубой форме, объясняет многое в израильской политике. Яаков и Исраэль объединились. Остались те, кто кричит "Только Яаков!" или "Только Исраэль!", но социологическая реальность Государства Израиль - объединение Яакова и Исраэля в одно целое. Сионизм и иудаизм постепенно становятся одним и тем же - НЕРАЗДЕЛИМЫМ - понятием. Получается - или ты принимаешь все или ничего. Когда-то "уход от религии" мог означать "принятие сионизма", а "уход из сионизма" мог означать "принятие религии". В наши дни ситуация иная - или все или ничего. Так появился т.н. "пост-сионизм", отвергающий как Яакова, так и Исраэля, как препятствие на пути к "общемировой деревне". По правде говоря, "пост-сионизм" не на 100% отрицательное явление. Он помогает нам встретиться с нашим ТРЕТЬИМ именем: "Йешурун", выражающим универсальное значение нашей национально-религиозной идентичности. Но здесь еще надо работать и работать... 
         
    * * *


         И последнее: о сегодняшней дате, 28 ияра (каф-хет бе-ияр). Так получилось, что 28 ияра постоянно, из года в год, идет после 27 ияра... ;-) И это неслучайно. 27 ияра Ноах вышел из ковчега. Что сделал Ноах, выйдя из ковчега? Он получил "7 заповедей сынов Ноаха", т.е. обращение Всевышнего ко всему миру. Когда есть обращение Всевышнего ко всему миру - евреи могут войти в Иерусалим. Почему? Да потому, что: 

         "И пойдут многие народы, и скажут: 'давайте взойдем на гору Г-сподню, в дом Б-га Йаакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его'. Ибо из Цийона выйдет Тора и из Йерушалаима – слово Гoсподне."[20] 

    Таким образом, возвращение наше в Иерусалим - есть претворение в жизнь универсалистского аспекта "Слова Господня". 
    Большое спасибо за внимание, 
    Шалом. 

     

    Примечания: 

    [1] - Йешаяhу 40:9 
    [2] - День Независимости Израиля 
    [3] - "нотарикон", один из способов составления аббревиатур в иврите и один из способов "драша", толкования текстов ТАНАХа 
    [4] - Йешаяhу 40:9 
    [5] - Амос 9:14 
    [6] - Дварим 8:17 
    [7] - Берешит 12:2 
    [8] - Дварим 8:7-10 
    [9] - Дварим 8:11-12 
    [10] - Дварим 8:13-14 
    [11] - Дварим 8:17-18 
    [12] - Дварим 8:18 
    [13] - рабби Нисим бен рабби Реувен Геронди (1315 - 1376) - http://www.eleven.co.il/article/11126 
    [14] - комментарий РАШИ на Берешит 1:1 
    [15] - Теhилим 111:6 
    [16] - Берешит 1:28; 28 - гематрия "коах" - "сила" 
    [17] - Теhилим 111:6 
    [18] - Коhелет 9:16 
    [19] - "дубон" - теплая синяя или зеленая куртка военного образца с капюшоном 
    [20] - Йешаяhу 2:3

     

    Лекции в «Махон Меир». Перевод и примечания Ontario14

    http://www.berkovich-zametki.com/2015/Zametki/Nomer5_6/Ontario1.php

    Альбом статьи (1 фотография)

    Поделиться - Отчет
0 комментариев