Фильм документальный. В 1997 году Шин-Бет (израильская контрразведка) завербовала 19-летнего палестинца Мосаба Хасана Юсефа — сына шейха Хасана Юсефа, одного из лидеров ХАМАСа. Юношу завербовал оперативник Гонен бен Ицхак, который затем десять лет был куратором «Зеленого Принца» (такое броское кодовое имя Мосаб получил ввиду его чрезвычайной важности как агента). |
Связь с Юсефом шла исключительно через Гонена, потому что он, по образованию психолог, один знал, как вести дело так тонко, чтобы Мосаб чувствовал себя не заурядным осведомителем и незаурядным предателем, а принцем среди осведомителей и человеком идеи.
Реальный Гонен говорит с экрана о сложности своей работы с Мосабом. Принц имел принципы, через которые ни за что бы не переступил, и с этим надо было постоянно считаться.
Реальный Мосаб тоже говорит с экрана, подтверждая, что у него были принципы, которыми он ни за что не поступился бы. По окончании фильма остается все-таки неясным, в чем состояли эти принципы. Мосаб сообщал Шин-Бет обо всех совершенных и планируемых акциях хамасовцев, в том числе о действиях отца. По наводкам Мосаба отца сажали в тюрьму, потом по его просьбе отца выпускали. (Остальные хамасовцы продолжали сидеть). Мосаб не говорит или это в фильме пропущено, что же он сам делал как хамасовец и правая рука отца. Ведь не мог он, как Штирлиц, десять лет числиться волком и оставаться невинной овечкой.
Принципы Гонена тоже остаются смутными, хотя мотивы его действий более или менее понятны. Вот Мосаб сообщил ему о готовящемся теракте, сообщил заблаговременно, еще есть время предотвратить. Да, но тогда палестинцы сразу поймут, кто их заложил, и Шин-Бет потеряет своего Зеленого Принца. Наверное, это не входило в намерения говорящего с экрана Гонена и режиссера Надава Ширмана, однако фильм проливает свет на явление, которое можно назвать «феноменом Азефа». Почему Охранка, Шин-Бет и прочие органы безопасности разных стран позволяли своим ценным агентам совершать действия, наносившие безопасности этих стран огромный вред? Да потому, что предотвращение этого вреда повлекло бы потерю агента, а органам жаль было его терять. Теракт — это, конечно, нехорошо, но, с другой стороны, как удобно и в будущем иметь окошечко, сквозь которое видны все затеи террористов. Вот, скажем, убили они губернатора M. Печально. Но зато, если они захотят убить судью N, органы будут наперед об этом уведомлены. А когда убьют и N, можно будет узнать, не собираются ли эти злодеи убить, не дай бог, царя.
Нет, это в самом деле интересно: помешала бы Охранка убийству царя, если бы вмешательство привело к разоблачению Азефа? Бог знает. Дела органов госбезопасности темны, их взаимоотношения с осведомителями мутны. Но это же фильм, это киноискусство! Оно не для того существует, чтобы посеять в душе зрителя, и без того достаточно циничной, новые зерна цинизма. Авторы картины, видимо, хотят сказать нам, что все не так ясно и грязно. Мосаб, поймите, стал работать на Израиль, поскольку хотел уменьшить бессмысленное кровопролитие. Гонен, конечно, манипулировал Мосабом, но постепенно проникся к нему почти отцовскими чувствами — он не только доил его, но и давал мудрые советы: учись, трудись, женись.
Но тут вот какая штука. В благородные намерения Мосаба и Гонена можно было бы легко поверить, если бы лента была художественной. Актеры сыграли бы так, чтобы глаза героев светились честностью, слова искрились правдой. Художественное кино на то и художественное, что если в нем люди честно глядят и верно говорят — ладно, мы принимаем на веру: они хорошие. Но документальный фильм — это же как жизнь: у человека на экране чистые глаза и правильные слова, а ты все-таки сомневаешься: черт его знает, чужая душа потемки... Начинаешь мыслить логически, анализировать, вникать в факты, а не слова. Почему израильтянам так быстро удалось завербовать Мосаба, с младых ногтей впитавшего фанатичный дух ненависти к евреям? Сам он этого не объясняет. Ну конечно, израильское дело правое, а правое дело привлекательно... но до арабских масс это пока не дошло. Или вот еще: Гонен сочувствует Мосабу, понимает, в какое трудное положение тот попал, угодив в его хитрые сети. Видать, хороший Гонен человек. А с другой стороны, куратору никогда не повредит придать своим контактам с осведомителем оттенок человечности, тем более, если он имеет дело с такой гордой и ранимой личностью, как Зеленый Принц. Не знаю, как других, а меня лично эта нотка человечности не убедила.
Объективности ради должен кое-что добавить. Когда Мосаб так запутался в своей двойной игре, что оказался на грани провала, Шин-Бет отправил его в долгосрочный отпуск. Парень обманул Шин-Бет и улетел вместо Европы в США, куда ему ехать запретили. В Америке, по причинам, которые тоже не вполне ясны, он перешел в христианство и написал саморазоблачительную автобиографическую книгу «Сын ХАМАС». Теперь дорога обратно на Восток для него закрыта: он оказался бы между молотом ХАМАСа и наковальней Шин-Бет. Америка же, несмотря на все, что он там написал в своей книге (или на основании этого), держать его на своей территории отказалась. Мосабу угрожала депортация. И тут в Америку прилетел Гонен, который нажал на кнопки, дернул за веревочки — и беглецу все-таки предоставили политическое убежище. Притом учтите: выручая Мосаба, Гонен нарушил категорический приказ Шин-Бет не вмешиваться в это скользкое дело. Вот что значит верный друг! (Читатель, надеюсь, понимает, что все это в фильме не показывается, а рассказывается говорящими головами его двух героев).
Но знаете что? Я настолько циничен, что и этот прекрасный, трогательный поступок Гонена, грозивший ему военным трибуналом, меня не убедил. Иногда органы считают нужным уничтожить бывшего агента (как они сделали с Литвиненко), иногда решают, что этого делать не следует. Шин-Бет, как Восток, дело тонкое. Что пользы было устранять Мосаба, если все, что мог, он уже в своей книге выболтал? Может, Гонена для того и отрядили в США, чтоб он сделал так, чтоб ноги Мосаба больше не было на Востоке? Такое предположение подтверждается тем, что ни под какой трибунал Гонен не попал, живет себе и здравствует.
Хотя, на мой взгляд, напрасно США приютили Мосаба. Этот парень сначала предал отца, потом предал Израиль, потом предал свою святую джихадистскую веру, перейдя в гяурскую. Предоставляю читателям самим догадаться, кого он предаст в следующий раз.
Святослав Бакис, специально для «Хадашот»